У ребенка температура и воздух

У ребенка температура и воздух thumbnail

Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращается внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно неправильные выводы[1]. Защите ребенка от переохлаждения уделяется первоочередное внимание, вплоть до того, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденного. Если, как мы уже упоминали, температура воздуха в палате новорожденных роддома должна, в соответствии с инструкциями, быть не ниже 22 °С (как правило, она выше), то всего боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она (температура) никак не опустилась. Автор посетил сотни новорожденных в первые дни после их выписки из роддома, и чувство нехватки воздуха было наиболее постоянным и наиболее типичным из всех чувств, которые ему приходилось испытывать после кратковременного пребывания в детской комнате.

Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции чревато не только переохлаждением, но и перегревом.

Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо избавляться. Сделать это можно двумя путями — через легкие и через кожу (непосредственный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой плюс испарение пота).

Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный — не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. Т. е. ребенок вдыхает воздух с температурой 18 °С, а выдыхает, соответственно, 36,6 °С. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23 °С, то очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потерь — через кожу. Необходимо образовывать пот[2], который не только мокрый, но и соленый — значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.

Даже при небольшой нехватке жидкости существенно нарушается работа всех систем и органов. И последствия этих нарушений вы обязательно обнаружите, развернув ребенка. Организованный в роддоме перегрев (лишь бы вы не сказали, что простудили) прежде всего виден на коже вашего новорожденного — она ярко-красная, в тех местах, где скапливается пот (в паху, например), — опрелости[3]. Малыша пучит, и у него болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту — белые пятнышки: молочница[4] (густая из-за нехватки жидкости слюна не выполняет своих функций), в носу — сухие корочки, затрудняющие дыхание (иногда даже сосать не может), и т. д.

Регуляция температурного режима новорожденного может быть осуществлена посредством решения двух задач:

1)      температура воздуха в детской комнате;

2)      одежда ребенка.

Обе эти задачи должны быть решены немедленно, в первые же сутки после возвращения из роддома. Чем дольше вы будете собираться и решаться, тем хуже будет вам и вашему младенцу, тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы наверстать упущенное.

Исключительно важно (!!!) не путать и не смешивать такие понятия, как «холодно ребенку» и «температура воздуха, которым дышит ребенок».

Оптимальная температура детской комнаты составляет 18—19 °С.

Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь — и вашу, и детскую — необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять верное решение при наличии сомнений[5]:

ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ

Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!

Природные условия обычно позволяют создать оптимальный температурный режим (18—19 °С), но бывают исключения, и они совсем нередки. Ребенок может родиться в жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям, и т. д.

Уберечь ребенка от перегрева при высокой температуре в помещении (выше 22 °С) можно, действуя в трех направлениях:

1)      одежда, точнее ее минимальное количество;

2)      достаточное поступление в организм ребенка жидкости, помимо молока (вода);

3)      ванна.

По всем этим направлениям мы в дальнейшем основательно пройдемся.

Еще один фактор — не менее значимый в сравнении с температурой в детской комнате — относительная влажность воздуха.

Актуальность этого параметра исключительно высока именно для детей, и связано это все с теми же, ранее упоминавшимися нами особенностями терморегуляции младенцев. Выдыхаемый воздух имеет температуру тела и влажность 100%. Чем суше вдыхаемый воздух — тем больше жидкости тратит организм ребенка на его увлажнение, а к чему приводят дополнительные потери воды — мы уже сообщили.

Читайте также:  Можно ли купать ребенка при температуре при прорезывании зубов

Большинство читателей этой книги живет в весьма специфических климатических условиях, когда не менее шести месяцев (с октября по апрель в лучшем случае) имеет место отопительный сезон, а принципиальной особенностью практически всех отопительных систем является высушивание воздуха в жилых помещениях.

Оптимальная относительная влажность воздуха в детской комнате — 50—70%.

Обогрев воздуха, как правило, приводит к тому, что его влажность в среднем раза в два ниже рекомендуемой. И чем больше родственники дитяти озабочены риском замерзания, чем активнее детская комната нагревается — тем суше воздух, тем выше вероятность возникновения проблем со здоровьем у малыша: пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей (покашливание, хрюканье носом), проблемы с кожей, сгущение крови и т. д.

Вывод очевиден: контроль над влажностью воздуха в помещении и поддержание ее на должном уровне — важнейшая родительская задача. Частая влажная уборка, открытые емкости с водой, пульверизаторы, декоративные фонтанчики, аквариум — варианты ее решения. Современные технологии делают достижение цели менее трудоемким. Родственники дитяти должны, по крайней мере, знать о том, что существует такая несложная, не особо дорогая и весьма эффективная штуковина, которая называется бытовой увлажнитель воздуха (они бывают паровые и ультразвуковые; вторые тише и безопасней).

***

А сейчас давайте обратим внимание на такое удивительное с бытовой точки зрения явление, как сквозняк[6].

«СКВОЗНЯКсквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение насквозь»[7].

Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?

Люди дорогие! Это мы с вами сквозняков боимся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: «Закройте скорее дверь!» не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: «Закройте окно, сквозит!»

С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного — нет.

[1] Выводы эти, как правило, делают не авторы книг и учебников, а родители.

[2] Потовые железы у новорожденного развиты плохо, т. е. он самой Природой приспособлен к потере тепла именно посредством дыхания.

[3] Опрелость — воспаление кожи, возникающее, главным образом, в ее складках.

[4] Молочница — воспаление слизистой оболочки полости рта, вызванное дрожжеподобными грибками.

[5] Воплощать это правило в жизнь необходимо, разумеется, не в пять лет и не в десять, а с момента рождения.

[6] Автору почему-то кажется, что у большинства читателей нет кондиционеров и установок искусственного климата. Открытая форточка — наиболее распространенное техническое устройство для снижения температуры воздуха в помещении. Разговор о сквозняке в этом случае может оказаться вполне уместным.

[7] Определение из Словаря русского языка С. И. Ожегова, М.: Русский язык, 1984.

автор Комаровский Е.О.
книга Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников
опубликовано 26/02/2010 16:57

Источник

/О детях/Новорожденный. Ребенок до года

У ребенка температура и воздух
Многие родители считают новорожденных уменьшенной копией взрослых, но эта позиция в корне не верна. Организм новорожденного и малыша первых лет жизни отличается от взрослого практически по всем параметрам. Поэтому у них зачастую встречаются такие болезни и состояния, которые у взрослых почти не возникают. Особое место в этом вопросе занимает терморегуляция и связанные с ней особенности ухода за малышом.

Система терморегуляции

Для нормальной жизнедеятельности температура тела человека должна сохраняться постоянной, что обеспечивается системой терморегуляции. В ходе сложных многоступенчатых физико-химических процессов происходит образование и отдача тепла. Баланс между теплопродукцией и теплоотдачей называют температурным гомеостазом, но у детей эта система несовершенна и требует поддержки извне.

Как работает система терморегуляции малыша?

Центр терморегуляции находится в гипоталамусе, особом отделе, расположенном в глубине мозга. Он реагирует на температуру притекающей к нему крови и концентрацию особых химических веществ – гормонов, пирогенов и медиаторов. В ответ на информацию от периферии организма он посылает импульсы, регулирующие процессы теплопродукции и теплоотдачи. Таким образом, терморегуляция осуществляется на уровне вегетативной нервной системы – то есть автономно (не зависимо от нашего разума).

Что такое теплопродукция

У людей теплопродукция осуществляется при помощи произвольных мышечных движений, непроизвольных сокращений мышечных волокон (дрожь при замерзании) и при помощи образования тепла «немышечным термогенезом». У новорожденных детей основным источником образования тепла является процесс окисления запасов бурого жира, которого у новорожденных примерно 7-8% (у взрослых его нет совсем). Он расположен на шее, около лопаток, в области грудины, около почек. Запасы бурого жира постепенно начинают формироваться у ребенка примерно с 28 недель внутриутробного существования. Именно с этого времени малыш уже будет пытаться образовывать тепло и поддерживать температуру тела, если родится ранее времени. Чем больше этого жира в организме ребенка – тем лучше малыш защищен от переохлаждения. Регуляцию расщепления жира регулируют надпочечники и щитовидная железа.

Читайте также:  Как делать уксусные примочки при температуре ребенку

А вот механизмы мышечного дрожания выражены слабее – новорожденные почти не дрожат при замерзании, и усиление окислительных процессов при этом механизме не так активно. Если дети замерзают – они начинают плакать и активно машут конечностями, включается механизм активной продукции тепла.

Что такое теплоотдача

Для поддержания правильной температуры тела необходимо не только производить тепло, но и выделять его в окружающую среду, чтобы предотвратить перегрев. Теплоотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов – чтоб отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и теплая кровь приливает к поверхности. А при охлаждении происходит сосудистый спазм, что позволят теплу оставаться внутри тела и потери тепла уменьшаются. Но у детей нет такого выраженного теплоизолирующего подкожно-жирового слоя, поэтому, даже если у них спазмированы кожные сосуды, они могут все равно терять тепло с поверхности тела.

Процессы теплоотдачи, осуществляются при помощи четырех основных механизмов. Основным является конвекция – теплообмен между организмом малыша и воздухом или водой. Именно поэтому для малышей важно поддерживать определенный микроклимат в детской или ванной комнате. Нужно помнить, что у новорожденных сильные потоки воздуха могут вызвать значительные потери тепла, им важно избегать сквозняков в доме и сильного ветра на прогулке.

Вторым механизмом отдачи тепла является передача его от поверхности тела к другим предметам и поверхностям. Избегайте укладывания обнаженного ребенка на металлические чаши весов без теплой пеленки, старайтесь чтобы ребенок не контактировал с холодным поверхностями – не касался постоянно ручками стен, металлических деталей кроватки или коляски.

Отдача тепла осуществляется и путем излучения в инфракрасном диапазоне, идущем из глубины тела. Если окружающая среда намного прохладнее тела, излучение осуществляется во внешнюю среду достаточно активно. При повышении температуры среды до температуры тела ребенка (например, в жару) она практически прекращается. А вот если рядом будут холодные стены или окно, потери тепла будут очень сильными, в том числе и в центре тела. Помочь предотвращению подобных потерь может пеленание и одевание малыша, согревание его телом мамы. Кроме того, у новорожденных, особенно недоношенных, потери тепла наибольшие в области головки – он требует одевания шапочки или расположения в кроватке головой от стены.

Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение – они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе. Ребенок рождается влажным, и его температура за счет испарения амниотической жидкости за первые минуты жизни снижается на 1-2 градуса. Это рефлекторно стимулирует первый вдох, но не должно приводить к переохлаждению малыша. Кроме того, за счет активных дыхательных движений с поверхности легких с жидкостью испаряется достаточно много тепла. А вот процесс потоотделения у детей не выражен, поэтому они легче взрослых перегреваются в жару.

Что считать нормой?

Температура детей в период новорожденности колеблется от 36.4 до 37.5°С, но при крике и плаче, беспокойстве может повышаться и до 38 °С и даже выше. В первые дни за счет потерь жидкости и родового стресса может повышаться температура до 38-38.5°С, но это быстро проходит. Чтобы измерить температуру, необходимо пользоваться ртутным или электрическим термометром. Это делается в подмышечной впадине, но сегодня появились еще и ушные термометры, быстрые и точные.

Уход за малышом в первые дни

Из-за испарения околоплодной жидкости новорожденный может резко охладиться. Поэтому после рождения его промакивают теплыми стерильными пеленками и кладут на грудь матери, накрывая и надевая шапочку. Если ребенок доношен, нахождение его голым при 25 градусах равносильно нахождению обнаженного взрослого при нулевой температуре. Температура груди матери 36-37°С, что согревает ребенка и позволяет настроиться и запуститься процессам терморегуляции. Со второго-третьего дня жизни терморегуляция ребенка постепенно настраивается, хотя в первые месяцы жизни он все еще быстро перегревается или переохлаждается.

Как создать ребенку климатический комфорт

Теперь, зная все особенности терморегуляции новорожденных малышей, необходимо правильно организовать за ними уход. Прежде всего, необходимо создать оптимальную температуру и влажности в детской – для новорожденных это около 25°С и 60% влажности. На протяжении первого месяца жизни температуру снижают до 23-24°С, а в полгода оптимальной температурой в доме является 20°С, а для сна 18-19 °С.

Читайте также:  Лезут зубы у ребенка температура насморк

Такой температурный режим позволит ребенку не переохлаждаться. В то же время не будет и перегревания, если малыша правильно одеть. В домашних условиях при 25°С достаточно пеленания или хлопчатобумажного костюмчика с длинным рукавом и носочков.

Одним из важных моментов в формировании терморегуляции и общего развития малыша является кожный контакт с родителями – на время кормления маме рекомендуется обнажаться и прижимать к себе голенького малыша, прикрыв его тело сверху одеяльцем. Это полезно не только для теплового комфорта ребенка, но и для становления и поддержания лактации, налаживания эмоциональных связей. Во время колик также полезно проводить подобные мероприятия – но тогда в них может участвовать и папа, прижимая крошку к своему теплому животу. Контакт с родительским телом уравновешивает процессы теплопродукции и теплоотдачи – ребенок чувствует комфорт и засыпает.

При купаниях малыша необходимо правильно выбирать температуру воды и воздуха в ванной. Первоначально малыша купают в воде приближенной к температуре тела, а температура в ванне должна быть примерно 25-27 градусов, так как потери тепла осуществляются от непосредственного контакта с водой и потом влажная кожа испаряет сильнее. По мере роста малыша можно снижать температуры воздуха и воды – это закалит малыша и позволит ему лучше адаптироваться к смене погоды.

Замерз или перегрелся?

Если малыш замерз, он бледнеет, появляется синева в области носогубного треугольника, он беспокоен или заторможен. Однако прохладные ножки или ручки не признак замерзания – они всегда ниже температуры тела из-за более активной потливости и особенностей кровообращения и нервной регуляции. Если малыш замерзает, необходимо создать кожный контакт – ваше тело согреет его быстрее и лучше любых пеленок; ведь его теплопродукция еще замедлена, а от вас он получит живое тепло. Только вот случаи переохлаждения бывают редко – родители (а особенно этим грешат бабушки) стараются укутать малыша потеплее и натопить в комнате посильнее, приводя к перегреву.

Если при замерзании ребенок начнет плакать и активно двигаться, при перегревании он редко дает знать об этом вовремя – обычно перегрев замечается родителями уже при сильно выраженном болезненном состоянии. Это повышение температуры до 38-39°С, резкий приступ беспокойства или чрезмерная апатия, красные и резко влажные кожные покровы, отказ от груди. Опасность перегревания в снижении иммунитета и возможности из-за потливости быстрее охладиться (помним о процессе испарения).

Но как же определить, правильно ли одет малыш? это просто – потрогайте тыльную поверхность шеи, она должна быть сухой и теплой. Если же она влажная и горячая, вы перестарались с пеленками или одеждой, а если она сухая и прохладная, значит малышу прохладно.

На прогулках

Гулять полезно любому ребенку, начиная с первых дней жизни. Но, чтобы не навредить малышу, необходимо его правильно одевать и гулять в комфортных условиях. Начинаем выходить на прогулки с момента возвращения из роддома летом и на 10-й день зимой. Температура воздуха для прогулок выбирается от – 10 до + 30 градусов.

Для первых прогулок выбирайте безветренные и не дождливые дни, по мере адаптации со второго-третьего месяца можно гулять практически в любую погоду (кроме града, гололеда и шторма). Постепенно прогулки должны занимать в день не менее 2 часов – по часу утром и вечером.

Если малыш в коляске – следите за тем, чтоб солнце не перегревало воздух внутри нее, лучше выбрать тень или откинуть колпак, дав малышу насладиться солнышком. Если малыш гуляет в коляске и не двигается – на него нужно надевать на один слой больше, чем вы надеваете на себя. Возьмите с собой одеяльце в коляску, если будет ветер – можно слегка прикрыть (но не закутать) малыша.

На прогулке проверить комфортность его одежды также просто – потрогайте его шею. Многие мамы щупают носик, который, также как и ножки с ручками, обычно холоднее тела и не является показателем замерзания.

Поддержание температуры тела для ребенка является одной из важных жизненных задач. От родителей во многом зависит, насколько правильно сформируется и будет функционировать система терморегуляции. Ее, так же как и весь организм, можно тренировать при помощи закаливания; эти процедуры стоит начать с рождения – тогда ребенок будет лучше переносить колебания температур и влажности, меньше болеть.

14.06.2012

Автор: Алена Парецкая, педиатр, консультант

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Источник