Температура у ребенка никитин

Анна Никитина

Сентябрь 2013

  • При высокой температуре
  • Детские инфекции
  • Некоторые “рецепты”

Да, конечно, крепким ребятишкам (как и крепким взрослым))) не страшны сквозняки, промокшие ноги, хождение без шапки осенью и зимой… То есть практически все «простуды» (а это около 90% всех детских заболеваний – данные беру из работ Бориса Павловича, и думаю, что эта цифра осталась на сегодня приблизительно такой же) проходят мимо так называемых «закалённых» людей.
 

Однако – повторюсь! – ребенок с крепким иммунитетом – не тот, который вовсе не болеет, а тот, который переносит любую болезнь легко и сам с ней справляется. Причем, “легко” – не всегда “незаметно”. Порой, наоборот:  например, высокая температура – часто признак сильного иммунитета.
 

ПРИ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ (39-40 градусов) не торопимся её сбивать первые два-три дня.  Интересно, что именно высокая – 38,8-40,5оС – температура без всяких сбиваний через сутки-двое  (обычно к утру) становится нормальной, а вот такая, как 37,5-37,8 оС  тянется заметно дольше и может говорить о какой-то вяло текущей инфекции …

Чаще всего температура 39-40 оС  вызвана каким-либо вирусом – ведь именно высокая температура быстро и без осложнений может уничтожить практически любой вирус. Если сразу же начать сбивать температуру, то организм всё равно будет её поднимать, и тогда температуре после опускания приходится снова подниматься – это огромная нагрузка на организм (так называемая “гектическая лихорадка”). Именно резкое изменение температуры (и её подъём, и снижение) чаще всего вызывает судороги у ребёнка.

Поэтому ПЕРВЫЕ СУТКИ ни лекарств, ни обтираний, ни обливаний делать не надо.

При этом ВАЖНО:

– следить за ОБЩИМ СОСТОЯНИЕМ малыша. Бывает, что дети могут играть, быть достаточно активными в 1-й день заболевания, несмотря на высокую температуру – это хороший признак крепкого организма. А вот если ребенок вялый и безразличный ко всему – это тревожно! Но это состояние не надо путать с желанием малыша просто СПАТЬ. СОН – отличное естественное «лекарство». Поэтому лучше всего не тревожить малыша и дать ему долго поспать. Желание согреться (озноб) при поднятии температуры – тоже совершенно естественно, и надо помочь это сделать заболевающему – укрыть потеплее. Если же малыш начинает раскрываться, скидывать с себя одеяло – значит, температура достигла своего «потолка», и пора начать «охлаждаться» (т.е. уже не укрывать тепло, протереть лицо или тело прохладным влажным полотенцем… и даже облить холодной водой… – здесь «идём за малышом»). Не забывать и про «физиологические отправления» (как часто мочится, какой стул, есть ли рвота…) – важно всё в целом. Поэтому необходимо быть ВНИМАТЕЛЬНЕЕ к малышу, чем обычно.

– следить, чтобы ПЯТОЧКИ МАЛЫША были ТЁПЛЫМИ (это очень важно при любом плохом самочувствии, в том числе и у взрослых). Тёплые стопы снимают напряжение со всех внутренних органов, давая организму возможность сосредоточиться на выздоровлении. Пяточки надо щупать, а не просто надеть на них носки или валенки! Если стопы недостаточно тёплые, их надо согреть мягким разминанием или дыханием через несколько слоёв пелёнки или через полотенце. И только когда пятки «отдают тепло» (это бывает не всегда быстро) – они достаточно согрелись. Это значит, что организм расслабился и температура больше повышаться не будет, а малышу станет намного легче уснуть, что очень важно для быстрого выздоровления.

– давать МЕНЬШЕ ЕДЫ (кто на грудном вскармливании – оставить только грудное молоко, водичку – по желанию). Или вообще не давать есть и даже пить (детишки интуитивно сами отказываются от еды и питья). Таким образом мы даём отдых и пищеварительной, и выделительным системам, чтобы организм направил все силы на борьбу с инфекцией и быстрее с нею справился. Заставляя есть, мы только мешаем быстрому выздоровлению. Однако, если малыш чего-нибудь хочет поесть, лучше дать (дети намного лучше взрослых чувствуют, что именно им сейчас нужно!). А обильное питьё хорошо уже после снижения температуры (для более быстрого выведения токсинов).

– обеспечить СВЕЖИЙ ВОЗДУХ в комнате, где лежит малыш (открывать форточку); по желанию ребёнка протирать лобик (лицо) кусочком льда или влажной тряпочкой, смоченной в холодной воде, и вместо питья предлагать пососать льдинку (талую воду).

– создать СПОКОЙНУЮ ОБСТАНОВКУ. Для этого окружающим ребёнка людям надо успокоиться, прекратить всяческие споры-ссоры и НЕ ПАНИКОВАТЬ. Для гармонизации своего состояния помогают песни (лучше колыбельные), которые мама или папа (или бабушка) поют сами :).

– вообще побольше БЫТЬ РЯДОМ с малышом: можно и сказки рассказывать, и интересные истории, и вслух читать хорошие добрые книжки, просто гладить малыша…

– не быть категоричным и не сразу делать то, что «кто-то умный сказал». Стараться СЛЫШАТЬ СЕБЯ и ЧУВСТВОВАТЬ МАЛЫША. Ведь все мы такие разные! Одному помогает ледяная вода, другому – жаркая баня, третьему – то и другое, а четвертому – и то, и другое может только ухудшить состояние…

Коротко, что надо делать ПРИ БОЛЕЗНИ, сказано в пословице:

  «Держи голову – в холоде, живот – в голоде, ноги – в тепле».
А маме и папе (маме – в первую очередь!) – быть РЯДЫШКОМ спокойными и внимательными.

Если же температура не будет спадать больше двух суток, тогда можно сделать и обливание холодной водой. Обливания делаем, при возможности, на земле (на снегу) босиком (если малыш до 3-х лет, то на руках у мамы), при необходимости повторяем обливания через 1,5 – 2 часа еще дважды (когда малыш снова горячий). Обычно после первого обливания t сразу снижается на полградуса, потом через час-полтора снова становится такой же, а то и повыше на несколько десятых. Малышу снова жарко – тогда и облить второй раз. После второго раза t обычно снижается немного и уже не повышается выше. Третий раз обливаемся лишь тогда, когда малыш через 2-3 часа снова “горит”. Но обычно уже после второго обливания малыш быстро и крепко засыпает, а просыпается уже с нормальной t. Бывает даже так, что малыш сам просит через некоторое время после первого обливания, когда ему становится жарко, облить его еще холодной водой.

Холодная вода, как некий стимулятор, вынуждает организм УСИЛИТЬ иммунный ответ, т.е. все процессы ускоряются (потому и температура после первого обливания может стать ещё выше). Именно поэтому некоторые врачи даже пневмонию ЛЕЧАТ обливаниями холодной водой.

Повторюсь ещё раз: делать подобные обливания холодной водой можно только тогда, когда сами взрослые этого НЕ БОЯТСЯ. Если же родители делают это потому, что «ТАК НАДО», а сердце их сжимается от страха – хорошего будет мало. Поэтому если мама боится, лучше обойтись без обливаний. Можно протирать лицо и руки малыша прохладной водой (обтирания водкой не приветствую, так как водка очень быстро всасывается через кожу внутрь – происходит буквально опьянение организма), сделать очистительную клизму (температура воды – комнатная. На 0,5 литра воды – 1 ч. л. соли и сок от половины лимона. Такая клизма снижает естественным образом и высокую температуру, и интоксикацию организма), поить травяными чаями… При этом нужно очень внимательно следить за состоянием малыша, трезво оценивать ситуацию и при необходимости вызвать хорошего врача.

По теме “детских болезней” есть замечательная статья-интервью с педиатром Татьяной Николаевной Чупуштановой (https://www.magichild.ru/St/bolezni_st.htm) – я очень порадовалась, когда её прочитала! Вывод, который делает врач: «В детском возрасте с большинством болезней не нужно бороться, ими нужно переболеть. Детский организм должен научиться и этому, как учится он тысяче других вещей в ранние годы. Не боритесь с болезнью! Возьмите ее в союзники! Разумно проведенная болезнь делает вашего малыша здоровее!»

Ещё хочу сказать вот про что. Часто родители, у которых болеет малыш, ищут причины вовне: поел грязными руками, общался с кашляющим соседом, никак не поставят правильный диагноз,  лечит некомпетентный врач и т.д. и т.п. И редко задумываются о многих реальных глубинных причинах, подготавливающих великолепную почву для многих и многих болезней. В первую очередь, это:

Читайте также:  Сколько дней при вирусе может держаться высокая температура у ребенка при

 малоподвижность детей,

–  перекармливание детей,

–  поверхностное внимание к ребёнку,

–  напряженность отношений между родителями.

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ

Если перечисленные выше проблемы более или менее решены, то и инфекционные болезни (а от них никуда не денешься) – корь, краснуха, скарлатина, эпидемический паротит (“свинка”), ветряная оспа, коклюш, гриппы и парагриппы… – будут протекать у детей достаточно быстро и без осложнений. А ведь именно осложнениями эти заболевания и опасны.

В нашей семье, если кто-то из старших – школьников – приносит домой “ветрянку”, грипп или краснуху, мы не изолируем никого, в том числе дошколят. Специально не обнимаемся и не целуемся, но почему бы не сделать приятное болеющему – вместе с младшими подойти к нему, принести вкусного чаю или почитать книжку? Ведь лежать в постели довольно скучно ))). И, поверьте, далеко не все заболевают после такого общения с болеющим (хотя прививок нет ни у кого).

Как-то (лет десять назад) всех наших детей “перебрал” коклюш (а он очень контагиозен, то есть заразен) – все дети (девять дошкольников, в том числе полуторагодовалый и двухлетний) перенесли его спокойно, кроме… полуторамесячной (!) племянницы, у которой приступы кашля были действительно страшные – до остановки дыхания – с ней моя сестра попала в больницу. Там малышка через несколько дней удивила врачей тем, что такое тяжёлое течение коклюша не дало осложнения на лёгкие и мозг. Сразу скажу, что никакая прививка бы здесь не помогла, так как первая вакцинация против коклюша делается в 3-месячном возрасте. Но именно в первые месяцы жизни, когда дети не умеют откашливаться, коклюш всерьёз опасен. Поэтому мы стараемся первые полгода жизни малыша просто избегать мест скопления большого количества людей в закрытых помещениях (в том числе не посещаем поликлиники), а после полугода и коклюш уже не так страшен. Хотя, надо сказать, что это заболевание требует от окружающих большого терпения и спокойствия, т.к. приступы кашля (который тянется от недели-двух до нескольких месяцев) заметно усиливаются от волнения и любых нервных напряжений.

Расскажу ещё о том, как перенесла корь моя младшая дочка. Ей было тогда 8 месяцев. Сначала заболела корью моя сестра – в свои 16 лет она болела относительно тяжело: лежала с высокой температурой дня четыре, сыпь держалась больше недели. Диагноз ей был поставлен быстро, так как корь протекала очень типично, да и – со слов участкового врача – “в городе полно кори” (это был 1988 год). Дочка моя была на грудном вскармливании, и участковая врач уверила, что вряд ли малышка заболеет. Но, как оказалось, сама я в детстве корью не болела, потому не смогла защитить дочку антителами. И через две недели дочурка закапризничала, к вечеру поднялась температура – 39,8, появилась небольшая отёчность лица, характерная сыпь, и дышать дочка начала тяжело…

Участковая врач подтвердила диагноз “корь” и сразу назначила димедрол и антибиотик. Я совершенно сознательно не стала давать дочке никаких лекарств: на димедрол у моего старшего сына была аллергия, а антибиотики – это я знала – могут понадобиться только при осложнении, но никак не повлияют на течение кори (на вирусы антибиотики не действуют!). Две ночи ходила я с дочкой на руках, пела ей песенки и не решалась положить дочку в кроватку – она спала очень чутко и дышала так, что я просто боялась даже на минутку оставить её одну. Днём меня сменял муж, сёстры…  Ела малышка только моё молочко из груди, и то немного, но часто, водичку пить отказывалась… Трудные это были ночи и день, но мы были вместе, я знала, что надо набраться терпения хотя бы на 2-3 дня и что дочка наша – крепкая, сильная девочка. К концу второй ночи температура начала спадать, а утром стала нормальной, и мы быстро пошли на поправку. Никаких осложнений не было, так что антибиотики не понадобились…

Про “ветрянку” и краснуху даже говорить нечего – их дети переносят обычно без проблем. Практически все наши дети ими болели (бывало, и в годовалом возрасте), но каких-либо осложнений после этих инфекций я не встречала – ни у своих детей, ни у друзей и знакомых. Кстати сказать, одна из моих сестёр заболела краснухой уже взрослой – на 5-м месяце беременности. Её доченька родилась в срок и совершенно здоровой.

Некоторые “рецепты”

Решила рассказать о нескольких наших “рецептах”, которые помогают при некоторых недомоганиях, иногда на удивление хорошо. Объяснять их действие буду по минимуму.

При кашле. Если сухой кашель (а он такой бывает в начале заболевания. Исключение – коклюш), то мягко растираем грудь и спинку малыша жиром (сливочным или топлёным маслом, барсучьим, медвежьим… – животные жиры лучше впитываются). Причём, растираем ОДНОВРЕМЕННО и грудь и спинку – ребёнок в это время находится между маминых (или папиных) ладоней. Между ладоней – тем более маминых или папиных ))) – идут тепловые и другие потоки, которые дополнительно помогают малышу. При высокой температуре такие растирания жиром делать не надо, но если положить на спинку и грудь малыша свои ладони – хуже точно не будет.

Если кашель влажный, то делаем “жжёнку” (давно известное “отхаркивающее средство”): в кружку или кастрюльку насыпаем 2-3 столовых ложки сахару-песку и ставим кружку на огонь. Сахар начинает таять и желтеть, быстро коричневея, поэтому от кружки надо не отходить и аккуратно помешивать сахар, пока он весь не растает и не станет однородного приятно коричневого цвета. Выключаем огонь, а на ложку, которой мешали жжёнку, побольше наматываем этого коричневого сиропа и сразу окунаем в чашку с холодной водой. Потом берём следующую ложку – снова наматываем на неё сироп – и опускаем в ту же чашку с холодной водой… Получается 4-6 ложек, которые, если их вынуть из холодной воды через полминуты-минуту, напоминают леденцы на палочке. Их и надо давать кашляющим (только надо дождаться, чтобы застывший на ложках сироп хорошо остыл!). Частенько, бывает, к кашляющим присоединяются и другие – уж слишком приятное лекарство ))). По желанию в готовящийся сироп можно добавить капельку эфирного масла шалфея – тогда лечебные свойства жжёнки усиливаются.

Любим делать “баночный массаж” (описывать его не буду – здесь надо показывать, КАК именно делать) – при нормальной температуре, уже после перенесенных заболеваний, или как приятную “профилактическую процедуру” ))). Намного проще его делать мягкими банками, которые можно купить в аптеке. Такой массаж не только помогает при остаточном кашле и слабости дыхательной системы, но и повышает общий иммунитет (как и обычные синяки, кстати сказать ))).

И ещё. Есть такой замечательный способ помощи любому больному месту – дыханием. Я уже упоминала о нём, когда говорила, как лучше согреть пятки заболевающему малышу. То же самое можно делать и в зону лёгких (при слабости дыхательной системы), надпочечников (при диатезах), вдоль позвоночника (при «остеохондрозах»), в живот (при спазмах кишечника) и т.д. – при этом надо через толстое полотенце сделать друг за другом 1, 3 или 5 длинных медленных выдохов – прогревание или снятие спазма таким образом происходит глубоко и очень приятно по ощущению. Детишкам обычно очень нравится, когда мама или папа так подышит “в спинку”, “в животик” или “в шейку”… После такого прогревания надо укрыться (особенно больное место укрыть) и полежать, поспать (максимально расслабиться), так что делаем такие «процедуры» обычно перед сном.

Я описала только самые “ходовые” и простые в применении “рецепты”. Конечно, у нас есть и другие – как и в каждой семье ))). Думаю, будет неплохо, если не только мы будем делиться “домашними секретами” лечения – например, можно открыть для этого отдельную тему на нашем форуме.  Будем учиться не только на своём опыте )))  

Читайте также:  Температура и понос ребенок ничего не ест

А вообще болезни детей, согласитесь, заставляют нас, взрослых, о многом задумываться, многому научиться и многое изменять в нашей привычной жизни в лучшую сторону!

Источник

Анна Никитина

Март-август 2013   

  • Вступление
  • Естественное закаливание
  • Важные принципы закаливания
  • С чего начать

Не могу сказать, что в нашей семье идеально решены все проблемы здоровья. Ведь ЗДОРОВЬЕ в целом складывается из многих «составляющих»: питания (огромная отдельная тема), сна, различной деятельности, переживаний…

Однако с такими «составляющими» здоровья, как ДВИЖЕНИЕ, ПЕРЕПАДЫ ТЕМПЕРАТУР и СПОКОЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНЯМ – одним словом, «закаливанием» – наша семья давно дружит, что решает очень многое в отношении здоровья. Начиная с детства…  

Неудивительно, что именно о закаливании нам задают очень много вопросов: ведь «бегать по снегу босиком» и «висеть вниз головой» – для многих является чуть ли не визитной карточкой Никитиных))). Смех смехом, но именно те привычки из нашего, уже довольно далёкого, детства, касающиеся «закаливания», дают возможность и нам самим, и детям нашим, и внукам практически не обращаться в поликлиники. И именно область «закаливания» в нашей большой семье у нас почти не вызывает споров – в отличие от остальных вопросов, касающихся воспитания детей :).

У нас есть семейный фильм, который мы между собой называем «Гуси». Отснят фильм лет 20 назад: там старшее поколение «внуков Никитиных» (9 детей в возрасте от года до 10 лет) и их папы бегают и прыгают по снегу, купаются в нём и обливаются холодной водой на снегу… – а рядом на 20-градусном морозе топчутся настоящие гуси и поджимают лапы. Всё это происходит без словесных комментариев – просто под весёлую музыку.

В фильме видно, как радостно происходит «общение с холодом». Однако многие, глядя на «голых детей на снегу» думают, что к такой «закалке» надо идти через хорошо продуманную систему постепенных, регулярных занятий, без которых любому ребёнку грозят серьёзные переохлаждения, простуды и т.п. и что «видеть голых детей на снегу вообще страшно»…  

К слову скажу, что мне страшно и странно видеть «здоровых» дошкольников, закутанных в шубы-шапки при плюсовой (!)  t на улице !   В такой экипировке ни головы не повернуть, ни рукой что-либо ухватить, и идти-то неудобно – какое там бегать! Чаще всего таких закутанных детей просто везут в коляске, как инвалидов – и это 3-5-летних! Взгляд этих несчастных детей тосклив и безучастен… А окружающие НЕ УДИВЛЯЮТСЯ И НЕ ОБРАЩАЮТ НА ЭТО ВНИМАНИЯ – настолько привычен подобный образ жизни, навязанный ребёнку взрослыми!   

Увы, сегодня основная масса родителей ориентируется не на малыша и не на физиологию (т.е. науку), а на сложившиеся в окружении мнения, привычки и страхи, зачастую ошибочные, – в ущерб здоровью ребёнка! В этом я вижу главную проблему взрослых в отношении здоровья собственных детей.

Однако, согласитесь: у детей желание двигаться – естественно и жизненно необходимо для всей будущей жизни! Как важно сохранить это желание!  И первые помощники в этом – как раз прохлада и холод (проф. И.А. Аршавский подтверждает это в своих многолетних исследованиях).

Какую же цель ставят родители, желая “закалять” своего малыша? 

Недавно один молодой папа новорождённого сына напрямую спросил меня:

– Расскажите сразу, что надо делать, чтобы ребёнок не болел?

Я чуть помолчала и ответила, что ТАКОГО я ему рассказать не смогу… Важно ведь не то, заболеем мы или нет, а то, КАК ПЕРЕНОСИМ эту самую болезнь (кстати, не только болезнь, а вообще разные жизненные испытания)…

Поэтому я буду рассказывать о том, как нашим детям быть «крепкими», чтобы НЕ БОЯТЬСЯ никаких болезней, которые часто просто тренируют наш иммунитет. А кроме того, наглядно показывают, в каком состоянии наш иммунитет сейчас.

Для меня «крепкий ребенок» – не тот,  кто не болеет, а тот,

  кто переносит болезнь легко и сам с ней справляется !

О том, как мы болеем – напишу отдельно. А пока постараюсь коротко перечислить то, что прижилось в нашей большой семье.

1. Естественное закаливание

Как такового «закаливания» – если понимать под этим специальные процедуры – у нас никогда не было и нет. Никаких дополнительных затрат времени на «закалку» не тратилось.

Была – и есть! 🙂 – ЖИЗНЬ, В КОТОРУЮ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВХОДЯТ:

– лёгкая одежда, которая не стесняет движения и стимулирует к большей физической активности (с 2-3-х летнего возраста дети сами решают, что им надеть. А с 3-х лет практически и одеваются сами);

– хождение босиком (дома – обычное дело для всех; на улице, в том числе и по снегу – по желанию);

очень разнообразные спортивные снаряды в доме и на улице (тема – огромна: см. наш сайт и книги).  Сейчас во многих семьях есть готовые домашние спорткомплексы. У нас же всё было сделано папой (с посильным участием и нас, детей) не только в доме, а еще и во дворе:  турники, канаты, шесты, батут, дорожка-зигзаг из досок разной толщины, лесенка для прыжков с высоты, домик на дереве, яма для прыжков в длину и высоту, беговые дорожки, бум, лопинг, гигантские шаги и т.д. Кстати, на всех снарядах гораздо удобнее заниматься босиком и в лёгкой одежде.

–  подвижные игры вместе со взрослыми. Так как мы всегда жили в своём доме и у нас был большой двор вокруг, с местом проведения таких игр («вышибалы», «в колдунчика», «в волка», футбол, пионербол, волейбол, хоккей…) проблем никогда не было. И не помню, чтобы папа отказывался побегать с нами минут 15-20 и в выходные, и в будни.

весёлые спартакиады по «индексам Справедливости», которые показывают каждому сильные и слабые места в собственном физическом развитии. Их лучше проводить на открытом воздухе.

еженедельная баня (парилка, тёплый и прохладный душ, обливание холодной водой, купание в снегу… – т.е. возможность приятных «контрастных процедур»!)

И…

Записи-наблюдения за детьми.

Наши родители вели много записей о нас – чаще всего о каких-либо достижениях: физических, интеллектуальных и проч., о добрых и значимых моментах нашей жизни. Говорю об этом, потому что подобные записи помогают следить прежде всего за динамикой развития своих детей, а кроме того, и за собственными изменениями во взглядах… На мой взгляд, такие «дневники за детьми» – ещё и отличное подспорье для анализа своих собственных действий в том или ином случае, т.е. для своего родительского самовоспитания. 🙂

2. При этом соблюдаем ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА (ПРИНЦИПЫ) «закаливания»:

1. Начинаем С СЕБЯ. Всё, что мы собираемся «применить» к своему малышу, пробуем сначала на себе. 

2. Всё – с радостью !  А значит – никаких страхов!

3. Активное участие малыша с самого рождения во всех «процедурах» и «упражнениях» (этого, на мой взгляд, не хватает в динамической гимнастике).

4. Быть внимательным к настрою малыша. Длительность «процедур»,  их интенсивность, количество… – обязательно зависят от желания  РЕБЁНКА. (Малыш может облиться один или несколько раз, пойти гулять под дождём в куртке или в одних трусиках…)

Задача взрослых при этом – «заразить» малыша любовью к движению собственным примером и предоставить как можно больший ДИАПАЗОН любых физических занятий и упражнений.

Когда мы говорим о грудничках, особенно важно ОТНОШЕНИЕ МАМЫ ко всем упражнениям и процедурам. Настроение МАМЫ, по моим наблюдениям, напрямую связано с состоянием грудного младенца, поэтому её страхи могут все усилия свести на нет и даже ухудшить состояние малыша. Поэтому не делаем с малышом того, к чему не готова его мама, чего она пока боится.

3. С ЧЕГО НАЧАТЬ «здоровый образ жизни»:

1. Здоровая беременность и естественные роды (без вмешательства) – это отличное Начало.  К таким родам часто приходят пары, которые уже глубоко изучают вопросы здоровья.

2. Во время кормления грудью – малыш голенький. И пока не спит – лучше всего  голенький  или в одной распашонке (без памперса). Заворачиваем в пеленку (или одеяльце) и согреваем ножки – только перед сном (или для сна) и гуляньем на улице (когда малыш спит, ему должно быть тепло и уютно!). Шапочки (в первую очередь, чепчики) практически не носим ни дома, ни на улице (до +5-6 градусов и ниже) – хватает “уголка” из одеяла и пеленок, а с года – часто без головных уборов.

Читайте также:  Потеет при нурофен ребенку при температуре

3. Энергичное обращение с малышом (тогда каждый раз, как мы берем ребёнка на руки, он тренируется – напрягает мышцы и САМ принимает активное участие во всех «упражнениях»).

4. Температура дома – лучше всего около 20 градусов. С самого рождения малыша перепады температур в 10-20 и больше градусов совершенно естественны: вынимаем малыша из тёплых пелёнок прохладными руками; после купания в  тёплой воде (30-32 градуса) – обливаем всё тельце (или только ноги) холодной (приблизительно 10-градусной) водичкой; попарились в бане – обтёрлись снегом; выбежали из тёплого дома зимой в домашней одежде – пробежались вокруг дома и т.п. Форточки при необходимости открыты, родители и дети не боятся сквозняков.

5. Помним, что прохладные ручки и ножки – не страшно, если малыш двигается! (О воздействии холода на грудных младенцев достаточно подробно написано у И.А. Аршавского – у нас на сайте “Ваш малыш может не болеть”.

6. С начала прикорма спокойно даём детям неразогретую пищу (комнатной температуры), а также холодную воду, молоко, мороженое и другие продукты (вплоть до чистого снега и ледышек) – по желанию малыша.

7. Все холодовые процедуры делаем только на разогретое тело: окатываемся холодной водой – после сна или парилки (тогда и после ледяной воды – жарко!) или после игры «до пота»; на снег выбегаем – из теплого дома или бани!  Если же подмерзаем – кроме одежды, надо сначала согреться и движением: весело попрыгать  или побегать! (это если малыш здоров. Если заболевает – тогда надо согреть его, особенно ступни ног. Подробнее об этом – ниже).

8. Болезней не боимся.  Именно страхи взрослых (в первую очередь!) мешают нашим детям быть здоровее.

Облиться холодной водой, окунуться в прорубь, выбежать босиком на снег или умыться снежком и т.п. – намного веселее делать втроём и больше (как минимум вдвоём),  поэтому когда в семье много ребятишек, всё происходит намного проще и веселее :).

И всё можно делать без всякой физической подготовки. Исходя из своего опыта, уверена:  не так важна регулярность, как СПОКОЙНОЕ отношение ко всем подобным процедурам.  Можно подойти к обливанию холодной водой постепенно (начиная с умывания малыша холодной водой, подмывания или обливания только ножек и т.п.), а можно – сразу. Каждый делает это, исходя из собственных желаний, своего опыта и настроения малыша. Главное (повторюсь) – НЕ БОЯТЬСЯ. Могу привести несколько примеров, когда ребятишки, над которыми мамы и бабушки буквально тряслись дома, во время игр с нашими детьми выбегали на улицу босиком – на снег, лёд, лужи… – без всяких простуд потом. Для меня это неудивительно: ведь дети делали это по собственному желанию, активно двигаясь, с радостью и…  рядом не было никого, кто за них боялся.

Считаться с хотением-нехотением малыша надо «с умом», не всегда идя на поводу капризов малыша, а иногда и не спрашивая. Например, после тёплого купания можно сказать: “Ах, какой ты у меня смелый!” – и быстро облить, не узнавая, хочет он этого или не хочет, а потом подхвалить его, восхититься, какой он смелый – как папа! Да подбросить его вверх!.. То есть создать радостную “цепочку образов” вместе с обливанием. Но если видим, что малыш реально боится, то лучше не обливать. Здесь взрослому надо быть очень чутким – чтобы не напугать малыша.

Обливаться холодной водой каждый день – думаю, совсем не обязательно. Видимо, это для самых дисциплинированных :). Кроме того, знаю случаи, когда человек обливается-обливается холодной водой – регулярно два раза в день, а потом прекращает это делать, и в результате его самочувствие заметно ухудшается… Видимо, обливание может стать неким допингом для организма, когда без него тяжело, как без чашечки кофе по утрам. А возможно, что при такой регулярности было и некое насилие над организмом («не хотелось, но ведь НАДО!»)… Здесь есть над чем задуматься… На мой взгляд, важно уметь «слышать свой организм», важно не загонять его в какую-либо зависимость, важно разнообразие приятных контрастов для него – причем не только в виде «обливаний», но и в общении с ветерком (разной температуры!), дождиком и лужами, травкой и камешками, снегом и солнышком…  Т.е. само по себе обливание холодной водой – не панацея, а один из легко доступных способов «общения с холодом», а иногда и способ лечения.

Важно давать возможность «прикоснуться к холоду» ежедневно и не менее 4-5 раз в сутки даже для новорождённого (по рекомендациям И.А Аршавского). На то же обливание холодной водой маленький ребенок (это можно делать буквально со дня рождения, а можно начать и в любом возрасте!), конечно, может несколько «обидеться» – сильнее закричать, но потом быстро успокаивается. Часто малыши переносят такие «процедуры» совершенно спокойно, особенно когда грудничок на руках у мамы (держать малыша надо почти вертикально, личиком к маме, прижимая к груди двумя руками), а холодная вода льётся в основном на маму (здесь без помощника не обойтись).

Редко, но встречалась с ситуацией, когда родители слишком стараются приучить детей к холоду и другим стрессам: специально поддерживают дома температуру 16-18 оС, обливают холодной (а то и ледяной) водой перед каждым кормлением, купают в прохладной воде и проныривают «по Чарковскому» почти часами… На мой взгляд, это форсирование того же порядка, что и изнеживание ребёнка, только перекос идёт в другую сторону – в сторону «спортивных рекордов». То, что ребёнок это выдержит – нет сомнений (так же, как и комфорт – дети его тоже выдерживают!), но считаю, что при этом не будет никакого гиперздоровья, так как укрепление «физической составляющей» происходит здесь за счёт других важнейших качеств здоровья – общего состояния, настроения, желаний малыша…, его чувства собственного достоинства, наконец!  Наши родители – низкий им поклон за это! – никогда не заставляли нас что-либо делать, всегда предоставляя выбор. При этом, однако, они достаточно чётко ориентировали нас на преодоление в себе страхов и собственных слабостей. Не скажу, что у них всё получалось гладко (в книгах Никитиных об этом немало говорится), однако уважение к решению другого (и малыша, и более старшего ребёнка, и взрослого) – было важным ориентиром для всех в нашей семье.

Поэтому после года, кроме ОТНОШЕНИЯ МАМЫ, надо всё больше учитывать настрой самого малыша, хотя годовалый-двухлетний малыш может легко настроиться сделать какой-нибудь “подвиг” – допустим, с папой пробежаться по снегу, или вместе с сестренкой умыться холодной водой… – т.е. с удовольствием ПОВТОРЯЕТ за другими. Взрослому при этом важно НАСТРОИТЬ малыша.

Будем помнить, что: 

ЗДОРОВЬЕМ ВПЕРЁД НАДОЛГО НЕ ЗАПАСТИСЬ:  результаты “закаливания” очень легко “свести на нет”: через три-четыре недели любой “морж”, если его держать это время в полном комфорте, простудится от первого сквозняка. Поэтому соответствующий образ жизни надо поддерживать постоянно. Реально это не всегда получается, однако если в детстве была привычка много двигаться, не бояться холода и жары и т.п. – этот образ жизни потом намного легче восстановить!   

С другой стороны, человеческий организм удивительно гибок – чего только ни достигают люди любого возраста, если справляются со своими страхами и регулярно прилагают усилия!  Короче, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧИНАТЬ ! 🙂

Читать статью “Если болеем” (Естественное закаливание. Часть 2)

Источник