Температура тела ребенка и температура воздуха

Температура тела ребенка и температура воздуха thumbnail

Содержание:

  • От чего зависит температура ребенка в разном возрасте
  • Когда надо мерить ребенку температуру
  • Как правильно измерять температуру у ребенка
  • Почему повышается температура

Одни мамы меряют температуру ребенку при любом намеке на недомогание, другие ограничиваются тем, что потрогают губами лоб. Какой должна быть нормальная температура у ребенка? Что кроме заболевания может ее повысить? О каких правилах измерения температуры мы не знаем или забываем?

Повышение температуры тела — наиболее частое проявление как простудных, так и других воспалительных заболеваний. Исследованием повышенной температуры тела при разных болезнях еще в XIX веке занимался Сергей Петрович Боткин. Он считал, что в большинстве случаев снижение температуры тела не устраняет свойственные заболеванию изменения в организме, и предлагал рассматривать повышенную температуру тела в качестве приспособительной реакции. Эти наблюдения подтвердились.

Как известно, нормальная температура тела здорового ребенка — 36–37 °С. Однако установлено, что каждый орган имеет свою температуру. Наиболее высока температура печени, несколько ниже температура других внутренних органов. Температура кожи выше всего в подмышечных областях — 36,0–36,8 °С. Примерно у половины детей встречается асимметрия подмышечной температуры, при этом чаще всего температура тела слева несколько выше (на 0,1–0,5 °С), чем справа.

Несколько ниже температура кожи шеи (34 °С). Об этом полезно знать, так как иногда ориентируются на температуру тела, измеренную в кожной складке шеи. Особенно низка температура кожи кистей и стоп — 24–28 °С. Наряду с измерением температуры в подмышечных областях, принятом в нашей стране, довольно широко у детей используют определение температуры во рту (под языком), а также в прямой кишке. Важно знать, что температура в полости рта выше подмышечной на 0,1–0,4 °С, а в прямой кишке — на 0,5–1,0 °С.

От чего зависит температура ребенка в разном возрасте

Температура тела зависит от возраста. У недоношенных детей в связи со свойственными им особенностями (низкой активностью обмена веществ, низкой массой при относительно большой поверхности тела, истонченным подкожно-жировым слоем, несовершенной терморегуляцией) температура тела в значительной мере зависит от температуры окружающей среды.

Температура тела у детей раннего возраста в среднем на 0,3–0,4 °С выше, чем у взрослых, и в большей мере, чем у взрослых, подвержена колебаниям.

Температура тела ребенка зависит от очень многих факторов. Хорошо известны суточные колебания температуры тела: самая низкая температура тела у детей обычно бывает в 4–5 часов утра, самая высокая — в 16–17 часов. Суточная амплитуда колебаний температуры тела у девятимесячного ребенка составляет около 0,9, у детей 2–5 лет — 0,6–1,0 °С. У детей старше 5 лет в состоянии покоя температура тела колеблется в пределах 0,3–0,5 °С.

Во время интенсивной мышечной нагрузки (при подвижных играх, при занятиях физкультурой, а также при длительном крике, плаче) температура тела ребенка может повыситься на 1–2 градуса (до 38 °С). Температура тела ребенка повышается после еды, причем повышение зависит от состава съеденной пищи (максимально — после мясных продуктов).

Температура тела упитанного ребенка с высокой возбудимостью, постоянно пребывающего в движении, всегда на несколько десятых градуса выше, чем у ребенка апатичного, предпочитающего шумным играм спокойные занятия — чтение книг, рисование и пр. Это не требует коррекции, если ребенок хорошо себя чувствует.

У детей первых лет жизни терморегуляция еще не вполне совершенна. В здоровом ребенке первых лет жизни энергия бьет ключом. Он во время бодрствования ни минуты не сидит на месте и способен загонять и папу с мамой, и бабушек. Теплопродукция у него происходит с избытком, а вот с теплоотдачей проблема. Избыточное тепло ребенок отдает путем конвекции с поверхности тела, путем испарения при потении и путем теплообмена вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Интенсивность всех трех путей теплоотдачи напрямую зависит от разницы температуры тела ребенка и температуры окружающего воздуха. И если температура в жилых помещениях составляет 24–25 °С, а ребенок одет в комбинезон, он не сможет отдать избытки тепла. И у него температура тела может на несколько десятых градуса превышать 37 °С. Это еще не болезнь, но регуляторные системы ребенка перенапряжены, и он очень легко может простудиться.

Когда надо мерить ребенку температуру

Таким образом, неплохо, если вы будете точно знать, какая же температура тела является индивидуальной нормой для вашего ребенка. Однако не стоит злоупотреблять измерением температуры тела у здорового ребенка, не имеющего никаких признаков заболевания.

Несколько повышенная температура тела может быть нормальной для вашего ребенка, но всегда является поводом для обращения к врачу и обследования, так как может быть основным проявлением вялотекущего заболевания (например, инфекции мочевыводящих путей). Если же у вашего ребенка температура тела превышает 38 °С, то независимо от того, чем он перед этим занимался, это — проявление заболевания.

Поводом для измерения температуры должно являться нарушение самочувствия ребенка.

Изменяется поведение ребенка: появляется повышенная двигательная активность, малыш становится капризным, раздражительным, нарушается сон. В глазах — лихорадочный блеск, лицо «пылает», кожа горячая на ощупь. В других случаях, напротив, ребенок становится вялым, апатичным, отказывается от еды, кожа становится бледной с «мраморностью», холодные на ощупь конечности, кожа покрыта мурашками, на лбу холодный пот, ребенка знобит.

Читайте также:  Почему у годовалого ребенка температура

Некоторые мамы при оценке температуры тела ребенка применяют старый народный способ: прикладывают ко лбу ребенка свои губы. Способ, конечно, испытанный, но, во-первых, крайне субъективный и, во-вторых, не показательный при наличии у ребенка озноба.

Как правильно измерять температуру у ребенка

Все же предпочтительней при оценке температуры тела ребенка использовать термометрию. Измерять температуру тела ребенка целесообразно между приемами пищи спустя более одного часа после физических нагрузок, и желательно, чтобы измерение температуры тела не сопровождалось криком, сопротивлением и слезами. Общепринятым в России методом является измерение температуры тела в подмышечной впадине при помощи ртутного или электронного термометра.

Обычно температуру тела измеряют в левой подмышечной впадине. Термометр не должен быть холодным — иначе процедура вызовет негативную реакцию ребенка. Поэтому перед измерением целесообразно 3–5 минут подержать термометр в своей ладони. Перед тем как поставить ртутный термометр, его встряхивают так, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 36 °С.

Термометр ребенок держит в подмышечной впадине 5–7 минут. В первые 2 минуты столбик ртути поднимается быстро, а в последующем подъем составляет доли градуса, не имеющие принципиального значения. Поэтому для приблизительной оценки температуры тела достаточно подержать градусник 2 минуты. Для измерения температуры электронным термометром требуется около 1–2 минут.

В некоторых случаях температуру измеряют в прямой кишке (норма до 38 °C). Для этого наконечник термометра смазывают вазелином или глицерином. Ребенка укладывают животом на колени одного из родителей (детей школьного возраста укладывают на бок с подтянутыми к животу коленями). Термометр легкими движениями вводят в задний проход на глубину 2 см, удерживая в этом положении в течение одной минуты. Приблизительно температуру тела можно оценить уже через 20 секунд.

Обычно при заболевании ребенка температуру тела измеряют 2 раза в день — утром и в 16–17 часов. Но в остром периоде болезни, когда возможны быстрые высокие подъемы температуры тела, ее целесообразно измерять каждые 3–4 часа. Контроль температуры тела обычно продолжают до ее нормализации.

Почему повышается температура

Механизм повышения температуры тела в принципе универсален. В его основе лежит раздражение находящихся в головном мозге центров регуляции, приводящих к увеличению теплопродукции организма и уменьшению теплоотдачи.

При инфекционных заболеваниях повышение температуры тела связано с действием на организм продуктов обмена веществ и распада вирусов, микробов, некоторых лекарственных препаратов. Длительность лихорадочного периода обычно совпадает с периодом интенсивного размножения возбудителя в организме.

Комплексы, раздражающие центр регуляции температуры тела, могут образовываться не только при инфекционных заболеваниях, но и при иммунных реакциях, при разрушении тканей в случае травмы, при задержке шлаков и продуктов нарушенного обмена, могут вырабатываться опухолевыми клетками. И в этих случаях повышенная температура тела отражает активность болезненного процесса.

Продолжение следует.

Источник

Особенности терморегуляции у ребенка, детей

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

Читайте также:  Температура у 9месячного ребенка

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи. Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

Читайте также:  Ребенок не может встать на ноги после высокой температуры

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Прививки ребенку от гриппа — детская поликлиника «Маркушка».

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Источник