Сестринский уход за ребенком при температуре

Сестринский уход за ребенком при температуре thumbnail

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

увеличить теплоотдачу, вызвать жаропонижающий и мочегонный эффект.

II. ПОКАЗАНИЯ:

повышение температуры до 38,5 C и выше в течение 2-х часов.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, страх, судороги, рвота.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

перчатки, пузырь со льдом, флакончики со льдом или холодной водой (для детей раннего возраста — грелка), лекарственные средства: Парацетамол, панадол, нурофен – внутрь, эффералган в свечах; для парентерального введения — растворы анальгина, супрастина, папаверина, но-шпы, дибазола, лазикса, глюкозы.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Лихорадка теплая (красная гипертермия) у маленьких детей

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Выполнение процедуры:

  1. Осмотрите ребенка, уложите, раскройте.Лихорадка холодная. Лихорадка теплая.
  2. Холод к голове и на магистральные сосуды (положите пузырь со льдом на расстоянии 10 см от головы ребенка, на область крупных сосудов положите флакончики со льдом или холодной водой (на область паховых складок, в подмышечные впадины).
  3. Оботрите ребенка губкой, смоченной водой (28-30 С) или уксусной водичкой (1столовую ложку 6% уксуса на стакан воды) в течение 2-3 минут (не применяйте обтирание водкой, т.к. алкоголь у детей раннего возраста быстро всасывается и возможно алкогольное отравление).
  4. Поите ребенка часто, небольшими порциями (питье прохладное, витаминизированное).
  5. Повторно измерьте температуру тела через час.
  6. При отсутствия снижения температуры дайте внутрь: Парацетамол, Панадол, Нурофен (сироп), эффералган в свечах.

Окончание процедуры:

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  2. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Дозы: детям первого года жизни 15 мг/кг (0,1) детям 5 лет 0,25 — 0,3 детям 10 лет 0,5

Лихорадка холодная (белая гипертермия) у маленьких детей

Повышение температуры выше 38,5 С, отсутствие эффекта от выше указанных действий. Ребенок вялый, заторможен, ощущение холода.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки.

Выполнение процедуры:

  1. Растереть конечности ребенка до легкой гиперемии, укройте, положите теплую грелку к ногам.
  2. По назначению врача введите: вначале в/м раствор 2% папаверина 0,1 мл на год жизни вместе с 1% дибазолом 0,1 мл на год жизни; затем вм р-р анальгина 50% 0,1 мл/год жизни и р-р супрастина 2% 0,1 мл/год.
  3. Спустя 15-20 минут проведите растирание тела уксусной водой. При отсутствии эффекта ввести в/в 0,25% р-р дроперидола 0,1 мл/кг или 2,5% р-р аминазина в дозе 0,1 мл/год жизни.
  4. Для предупреждения отека мозга ввести внутримышечно 4% раствор лазикса, 1 мг. на кг. массы тела.
  5. При необходимости – инфузионная терапия.

Окончание процедуры:

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  2. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
  3. Следите за состоянием, госпитализируйте ребенка.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Взятие кала на копрограмму, яйца глистов у новорожденных. Сестринское дело.
  2. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ
  3. Дородовой патронаж образец.
  4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ НА УЧАСТКЕ
  5. Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)
  6. Оральная регидратация. Сестринское дело.
  7. Техника взятия мазка из носоглотки на коклюш у ребенка
  8. Как ставить горчичники новорожденному ребенку первого года жизни
  9. Как сделать постановку согревающего компресса на ухо ребенку.
  10. Как сделать постановку очистительной клизмы для новорожденных младенцев.
  11. Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.
  12. Сбор мочи у новорожденных и маленьких детей с помощью МОЧЕПРИЁМНИКА
  13. Кувез для новорожденных. ОБРАБОТКА КУВЕЗА.
  14. Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
  15. Как промерять температуру у новорожденного ребенка. Сестринское дело.
  16. Кормление новорожденного ребенка через зонд. Сестринский процесс и уход.
  17. Обработка бутылочек и сосок в сестринском деле
  18. Кормление ребенка(детей) до года. Сестринский процесс, уход.
  19. Утренний туалет грудного ребенка. Сестринский дело.
  20. Уход за пупочной ранкой. Сестринский уход.

Источник

У детей повышение температуры тела сопровождает самые разные состояния и заболевания. Гипертермия может возникать на фоне острых заболеваний инфекционной природы (ОРВИ, пневмония, кишечные инфекции и др.), при обезвоживании организма, перегревании и т. п.

Температура тела 37–38 °C называется субфебрильной, 38–38,9 °C – фебрильной, 39–40,5 °C – пиретической (от греч. pyretos – «жар»), выше 40,5 °C – гиперпиретической. В развитии гипертермии различают 3 основных этапа: постепенное повышение температуры, период максимальных значений и снижение.

В начальном периоде повышения температурытела происходит ухудшение общего состояния с ознобом, головной болью. Повышение температуры тела у детей первого года жизни может сопровождаться рвотой. В этот период ребенка следует укрыть одеялом, к ногам приложить теплую грелку, напоить чаем.

Период максимального повышения температуры характеризуется ухудшением общего состояния: появляется ощущение тяжести в голове, чувство жара, резкая слабость, ломота в теле. Часто возникает возбуждение, нередко судороги; возможны бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка одного.

В период максимального повышения температуры тела ребенка следует часто и обильно поить, давая жидкость в виде соков, морсов, минеральной воды. При появлении сухости во рту и образовании трещин на губах необходимо периодически протирать рот слабым раствором гидрокарбоната натрия и смазывать губы вазелиновым маслом или другим жиром. При сильной головной боли на лоб кладут пузырь со льдом через сложенную пеленку или ставят холодный компресс. Следят за пульсом и артериальным давлением.

Для увеличения теплоотдачи используют воздушные ванны, обдувание тела ребенка вентилятором, обтирание кожи спиртовым раствором, охлаждение головы и участков тела, где близко расположены крупные сосуды (область печени, верхняя треть передней поверхности бедра) с помощью пузыря со льдом или холодной воды. Применяют клизмы с прохладной водой (от 10 до 20 °C), которую вводят через газоотводную трубку по 20–150 мл на 2–5 мин в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают, затем через 2–5 мин зажим отпускают. Процедуру повторяют до тех пор, пока температура тела не понизится до 37,5 °C. Кроме того, рекомендуется промывание желудка прохладным (18–20,6 °C) изотоническим раствором хлорида натрия. Показано внутривенное введение 10–20 мл 20 %-ного раствора глюкозы, охлажденного до 4 °C.

Период снижения температурыможет протекать критически либо литически. В первом случае температура падает быстро (с 40 °C до 36 °C), критически. Одновременно происходит резкое снижение сосудистого тонуса и артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. Развивается слабость, потоотделение.

Ребенка необходимо согреть с помощью грелки, напоить крепким теплым чаем, переодеть в чистое и сухое белье, предварительно вытерев тело.

Постепенное снижение температуры тела, называемое литическим, сопровождается небольшой испариной и умеренной слабостью.

Температурящий ребенок нуждается в назначении соответствующей диеты. Кормить больного ребенка нужно чаще и дробными порциями, уменьшив в рационе количество белка животного происхождения.

Источник

ЧАСТЬ II УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ ГЛАВА 12 УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМ С ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ ТЕЛА

У
детей по сравнению со взрослыми повышение температуры тела
(гипертермия) наблюдается чаще, что связано с недостаточным развитием у
них центра терморегуляции. Повышение температуры тела может возникать на
фоне острых заболеваний инфекционной природы (острые респираторные
вирусные инфекции, пневмонии, кишечные инфекции и пр.), при
обезвоживании организма, перегревании, поражении центральной нервной
системы и т.п.

Нормальная
температура тела, измеренная в подмышечной области у ребенка старше года
или в бедренной складке у ребенка до года, равна 36-37 °С. Температура в
полости рта и в прямой кишке (анальная температура) – на 1 °С выше.

Читайте также:  Комаровский температура у ребенка лекарства

Таким
образом, если оценивать самую распространенную методику измерения
температуры тела у детей в подмышечной области, то температура тела
37-38 °С называется субфебрильной, 38-38,9 °С – фебрильной, 39-40,5 °С –
пиретической (от греч. pyretos – жар), выше 40,5 °С –
гиперпиретической.

В развитии
гипертермии различают три основных периода: постепенного повышения
температуры тела, максимального ее повышения и снижения. Знание этих
периодов необходимо при оказании помощи больным.

В
начальном периоде повышение температуры тела сопровождается ознобом,
головной болью, ухудшением общего состояния. Повышению температуры тела у
детей первого года жизни нередко может предшествовать рвота. В этот
период ребенка следует тщательно укрыть одеялом, к ногам приложить
теплую грелку, напоить крепким чаем. В помещении, где находится ребенок,
не должно быть сквозняков.

Период
максимального повышения температуры тела характеризуется ухудшением
общего состояния: появляются ощущение тяжести в голове, чувство жара,
резкая слабость, ломота во всем теле. Чаще, чем у взрослых, возникает
возбуждение, которое более выражено, нередко отмечаются судороги.
Возможны бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка
одного, так как он

может
упасть с кровати, удариться и т.д. У таких больных устанавливают
индивидуальный пост медицинской сестры или осуществляют постоянное
наблюдение. Об ухудшении состояния ребенка и прогрессирующем нарастании
температуры тела постовая медицинская сестра должна немедленно сообщать
врачу.

Ребенка в период
максимального повышения температуры тела следует часто и обильно поить:
давать жидкость в виде фруктовых соков, морсов, минеральных вод. При
повышении температуры тела выше 37 °С на каждый градус требуется
дополнительное введение жидкости из расчета по 10 мл на 1 кг массы тела.
Например, ребенку 8 мес с массой тела 8 кг при температуре 39 °С
дополнительно необходимо дать 160 мл жидкости.

При
появлении сухости во рту и образовании трещин на губах следует
периодически протирать рот слабым раствором гидрокарбоната натрия и
смазывать губы вазелиновым маслом или другим жиром. Если головная боль
сильная, то на лоб кладут пузырь со льдом через сложенную пеленку или
ставят холодный компресс. Медицинская сестра должна следить, чтобы в
палате было тепло. Необходимо периодически определять пульс и
артериальное давление.

В
качестве лечебных мероприятий при гипертермии применяют физические и
лекарственные средства (рис. 34). Для увеличения теплоотдачи используют
воздушные ванны, обдувание тела ребенка вентилятором, обтирание кожи
спиртовым раствором, охлаждение головы и участков тела, где близко
расположены крупные сосуды (область печени, верхняя треть передней
поверхности бедра), с помощью пузыря со льдом или холодной водой.
Применяют также клизмы с прохладной водой (от 10 до 20 °С), которую
вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл на 2-5 мин в зависимости
от возраста. Конец трубки зажимают, затем через 2-5 мин зажим отпускают,
невсосавшаяся вода удаляется. Процедуру повторяют до тех пор, пока
температура тела не снизится до 37,5 °С. Внимательно следят, чтобы объем
вводимой жидкости ненамного превышал объем выводимой жидкости. Кроме
того, рекомендуется промывание желудка прохладным (18-20 °С)
изотоническим раствором хлорида натрия. Показано внутривенное введение
10-20 мл 20 % раствора глюкозы, охлажденного до температуры 4 °С,
применяют лекарственные средства (парацетамол, анальгин). Введение
лекарственных средств допускается лишь по назначению врача.

Сестринский уход за ребенком при температуреРис. 34. Помощь при гипертермии:

а
– обкладывание головы пузырями со льдом; б – промывание желудка и
введение прохладной воды в прямую кишку; в – обтирание кожи спиртовым
раствором или эфиром; г – введение лекарственных средств

Период
снижения температуры тела может протекать критически либо литически.
Быстрое падение температуры тела (с 40 до 36 °С) называют критическим.
Одновременно происходит резкое снижение сосудистого тонуса и
артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. У ребенка
развиваются слабость, обильное потоотделение, конечности становятся
холодными на ощупь. Такое состояние, называемое кризисом, требует
экстренных мероприятий. Больного согревают, к телу и конечностям
прикладывают грелки. Дают крепкий теплый чай. Вследствие обильного
потоотделения ребенка необходимо переодеть в чистое и сухое белье,
предварительно насухо вытерев тело, особенно складки. Если требуется, то
меняют также постельное белье.

Постепенное
снижение температуры тела, называемое литическим, сопровождается
небольшой испариной и умеренной слабостью. Ребенок спокойно засыпает.
Постовая медицинская сестра следит, чтобы больного не будили, так как
сон восстанавливает силы.

Правила снижения температуры. В тех случаях, когда необходимо снизить температура, ее необязательно снижать до нормальной:

обычно
достаточно понизить ее на 1-1,5°С, что легко достигается с помощью
парацетамола или ибупрофена в возрастных дозировках. При этом
самочувствие ребенка улучшается.

Согласованные показания к снижению температуры и назначение жаропонижающих средств:

1) у ранее здоровых детей старше 3 мес:

– температура выше 39,0-39,5°С;

– мышечная ломота, головная боль;

– шок;

2) у детей первых 3-х мес. жизни – температура выше 38°С;

3) у детей с фебрильными судорогами в анамнезе – температура выше 38-38,5°С;

4) у детей с тяжелыми заболеваниями сердца, легких, ЦНС – температура выше 38,5°С.

Жаропонижающие
средства по возможности не используют курсовым методом. Очередную дозу
жаропонижающего следует давать лишь после того, как температура тела
достигла прежних высоких цифр.

Температурящий
ребенок нуждается в назначении соответствующей диеты. Учитывая снижение
аппетита, кормить больного ребенка нужно чаще и дробными порциями,
уменьшив в рационе количество белка животного происхождения.

При
уходе за температурящими больными тщательно следят за состоянием кожных
покровов и слизистых оболочек, принимают меры для предупреждения
пролежней. Для отправления естественных потребностей судна и утки подают
в постель.

Тепловой удар возникает
при общем перегревании организма в результате воздействия внешних
тепловых факторов. Тепловой удар происходит у ребенка, находящегося в
плохо вентилируемом помещении с высокой температурой воздуха и
влажностью. Способствуют тепловому удару теплая одежда, несоблюдение
питьевого режима. У детей грудного возраста тепловой удар может
возникнуть при укутывании в теплые одеяла, при нахождении детской
кроватки (или коляски) около батареи центрального отопления или печи.
Неотложная помощь заключается в том, что больного срочно выносят в
прохладное место, где обеспечивают доступ свежего воздуха; ребенка
раздевают, дают холодное питье, на голову кладут холод ный компресс.

Солнечный удар происходит
у детей, длительное время находящихся на солнце (прогулки, работа в
поле). Неотложная помощь при солнечном ударе аналогична помощи,
оказываемой больным с тепловым ударом. В тяжелых случаях показана
срочная госпитализация.

Подготовка больного к спинномозговой пункции. У
детей с гипертермией часто возникает необходимость исключения поражения
мозга и мозговых оболочек, в связи с чем больному ребенку проводится
спинномозговая пункция. Конечно, следует подчеркнуть, что спинномозговую
пункцию проводят не только при лихорадочных состояниях. Показаниями
могут служить подозрения на органическое поражение мозга, а также
необходимость снижения внутричерепного давления, купирования серии
эпилептических припадков и др.

Задачи медсестры при подготовке больного ребенка к спинномозговой пункции:

1) вечером накануне пункции больному поставить клизму (по назначению врача);

2) утром проследить за тем, чтобы ребенка не кормили;

3) подготовить чистую постель и переодеть больного в чистое белье;

4) провести разъяснительную беседу с больным и его родителями.

Медсестра
принимает участие в процедуре спинномозговой пункции как помощник.
Прокол при спинномозговой пункции проводится в положении больного сидя
(для подростков) и лежа (для детей). Ребенка кладут на кушетку с
высокими ножками или на специальный стол у самого края. Голова его
сильно пригнута к груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу.
Медсестра фиксирует горизонтальное положение ребенка. Медсестра проводит
палочкой с ватой, смоченной 5 % раствором йода спиртового, линию по
верхнему краю гребешков подвздошных костей, перпендикулярно
позвоночнику, затем смазывает участки кожи на 5 см выше и ниже по
остистым отросткам позвонков. Подает иглу врачу. После прокола и
извлечения спинномозговой жидкости обрабатывает место прокола,
прикладывает стерильный марлевый тампон. После пункции ребенка в
положении лежа переносят на постель, укладывают на 2 ч без подушки на
живот. Кормить и поить ребенка можно не ранее чем через 2-3 ч после
манипуляции. В течение 2-3 дней соблюдается режим ограничения физической
активности, и больной находится под постоянным наблюдением.

Читайте также:  Температура у ребенка самочувствие хорошее

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое гипертермия?

2. Какую помощь оказывают ребенку в период повышения температуры тела?

3. Как
рассчитать дополнительно количество жидкости, которую надо дать ребенку
с температурой тела 39 °С (масса тела ребенка 30 кг)?

4. При каких условиях может возникнуть тепловой удар у детей первого года жизни?

5. Какую неотложную помощь оказывают ребенку, получившему солнечный удар?

6. Как проводится подготовка ребенка к спинномозговой пункции?

Источник

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЛИХОРАДКЕ

I этап. Сестринское обследование.

Медицинская сестра устанавливает доверительные отношения с пациентом и выясняет:

Жалобы пациента: I период. 1. Озноб. 2. Головная боль. 3. Недомогание. II период. 1. Головная боль. 2. Головокружение. 3. Сухость во рту. 4. Олигурия. 5. Задержка стула. III период. Лизис. 1. Умеренная слабость. Кризис. 1. Резкая слабость. 2. Потливость. 3. Возможны боли в сердце.Данные осмотра: I период. 1. Быстрое повышение температуры. 2. Цианоз губ, конечностей. II период. 1. Гиперемия кожных покровов. 2. Возможны бред, галлюцинации. 3. Язык обложен налетом. 4. Сухие потрескавшиеся губы. III период. Лизис. 1. Небольшая испарина. Кризис. 1. Быстрое снижение температуры (в течение нескольких часов и менее). 2. Обильное потоотделение. 3. Похолодание конечностей. 4. Цианоз. 5. Снижение АД. 6. Тахикардия, малый пульс.

II этап. Определение проблем пациента. Установление сестринского диагноза.

Приоритетная проблема пациента – лихорадка на фоне…. (инфекционного заболевания, пневмонии и т.д.)

Возможные сестринские диагнозы:

1. Нарушение комфортного состояния на фоне лихорадки, I период.

2. Нарушение комфортного состояния на фоне лихорадки, II период.

3. Нарушение комфортного состояния на фоне критического падения температуры.

III этап. Планирование сестринских вмешательств.

Цели сестринских вмешательствПлан сестринских вмешательств
I период. Снижение чувства дискомфорта, вызванного повышением температуры к концу дня.1. Объяснить пациенту особенности протекания I периода лихорадки. 2. Обеспечить полный физический и психический покой. 3. Обеспечить пациента теплыми одеялами, чаем, приложить грелки к конечностям и пояснице. 4. Контролировать и регистрировать температуру тела пациента каждые 2 часа. 5. Контролировать пульс, ЧДД, АД. 6. Вызвать врача.
II период. Снижение чувства дискомфорта, вызванного повышенной температурой, к концу дня.1. Объяснить пациенту особенности протекания II периода лихорадки. 2. Обеспечить пациенту физическую и психическую безопасность. 3. На высоте лихорадки выполнить влажное обтирание кожи водой с добавлением спирта. 4. Подвесить пузырь со льдом над головой пациента или обеспечить холодные компрессы на область лба и проекции крупных сосудов. 5. Приготовить запасное белье для смены при выраженной потливости. 6. Обеспечить регулярное проветривание помещения и обнажение пациента. 7. Обеспечить наблюдение за пульсом, ЧДД, АД и физиологическими отправлениями. 8. Приготовить для введения 50% раствор анальгина и 1% раствор димедрола для введения в дозах согласно возрасту пациента по назначению врача. 9. Контролировать и регистрировать температуру тела пациента каждые 2 часа. 10. Обеспечить пациента обильным питьем и дробным питанием в соответствии с его желанием и диетой № 13. 11. Обеспечить выполнение мероприятий личной гигиены. 12. Обеспечить постоянное наблюдение за общим состоянием больного.
III период. Улучшение состояния пациента после (на фоне) критического падения температуры через 30 минут.1. Успокоить пациента. 2. Обеспечить положение с приподнятыми ногами, укрыть, приложить к ногам грелки. 3. Вызвать врача и обеспечить выполнение его назначений (при критическом падении давления приготовить ампулы с растворами кофеина и кордиамина). 4. Обеспечить обтирание кожи пациента, смену нательного и постельного белья. 5. Обеспечить пациента обильным питьем. 6. Обеспечить постоянное наблюдение за состоянием пациента.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Уход за детьми с лихорадкой

У детей, по сравнению с взрослыми, повышение температуры тела наблюдается чаще, что обусловлено особенностями терморегуляции. Высокая температура тела, выше 38°С может сопровождаться ухудшением общего состояния ребенка, отказом от еды, появлением сонливости или повышенной возбудимости, рвоты. Однако нередко ребенок хорошо переносит повышение температуры даже до 38,5°С.

В зависимости от степени повышения температуры различают: субфебрильную температуру – 37,2-38°С.; фебрильную температуру – 38,1-41°С. Лихорадка расценивается как умеренная при температуре тела в подмышечной области – 38-39°С; высокая – 39,1-41°С.; гиперпиретическая – более 41,1°С.

Температуру тела у детей обычно измеряют в подмышечной области электронным или ртутным термометром в течение 10 минут. Можно измерять температуру тела в паховой складке, во рту, прямой кишке (в этом случае показания температура будет на 0,2-0,5°С выше, чем в подмышечной области). При наличии поражений кожи (опрелости, аллергические или гнойничковые высыпания) температуру измеряют в прямой кишке или ротовой полости (ртутный термометр при этом не применяют). Кратность измерения температуры зависит от состояния ребенка и течения болезни. При необходимости температуру измеряют каждые 2-3 часа. Тяжелобольным допустимо измерение температуры во время сна. Результаты термометрии заносятся в температурный лист. Уход за детьми с лихорадкой зависит от характера температуры и реакции организма ребенка на ее повышение.

В случае, когда теплопродукция отвечает теплоотдаче, кожа ребенка ярко-розовая, умеренной или повышенной влажности, конечности теплые на ощупь. При повышении температуры на 1°С у ребенка наблюдается учащение частоты сердечных сокращений и дыхания на 10 единиц. Обычно при таком типе лихорадки общее состояние ребенка и его поведение нарушены мало. Такая лихорадка имеет название „розовая” или „красная”. При таком типе лихорадки, кроме назначенных врачом медикаментозных средств коррекции температурной реакции, ребенку обязательно следует обеспечить покой, увлажнение воздуха, прием достаточного количества жидкости. Следует помнить, что при повышении температуры на один градус ребенок нуждается в дополнительном введении жидкости из расчета 10 мл на 1 кг массы тела ребенка. Жидкость в виде охлажденного (теплого) некрепкого чая, компота, морса, регидратационных растворов следует давать небольшими порциями, с учетом отношения к этому малыша, чтобы не спровоцировать у него рвоту. С целью усиления теплоотдачи ребенка освобождают от тесной одежды или раздевают. Можно слегка обтереть ребенка теплой (но не холодной!) водой, а по назначению врача – поставить клизму с температурой воды +16-18°С.

При использовании физических методов охлаждения обязательно следует наблюдать за состоянием кожи, а именно – реакцией сосудов кожи на действие холодового фактора.

В случае, когда на фоне повышения температуры имеет место централизация кровообращения и спазм сосудов кожи, у ребенка наблюдается озноб, бледность, мраморный рисунок кожи, цианоз губ и конечностей, головная боль, ухудшение общего состояния. Это, так называемая, белая лихорадка, которая сопровождается ознобом в результате стимуляции сокращения мышц. Все это приводит к нарастанию теплопродукции и ухудшению процессов теплоотдачи. Тактика ухода за детьми с таким типом лихорадочной реакции кроме надлежащего ухода и создания комфортных условий, должна включать средства, которые способствуют нормализации процессов теплопродукции и теплоотдачи. Прежде всего, необходимо ликвидировать спазм периферических сосудов. Для этого, наряду с теплым питьем, ребенка на короткое время укрывают одеялом, к конечностям прикладывают теплую грелку (температура воды – 37-38 0 С). Это приводит к расширению кровеносных сосудов кожи и улучшению теплоотдачи. В случае, если малыш вспотеет, его переодевают в сухую одежду. Жаропонижающие препараты ребенку дают по назначению врача.

Читайте также:  Лезет зуб у ребенка температура слабость

В особенном уходе во время повышения температуры, нуждаются дети первых месяцев жизни, недоношенные, а также дети с поражениями нервной системы. Это обусловлено незрелостью центра терморегуляции и несовершенством процессов поддержки постоянной температуры тела.

Снижение температуры тела у ребенка может протекать критически, т. е. быстро, или – литически, т. е. – постепенно. При критическом снижении температуры тела у ребенка появляется слабость, обильный пот, похолодание конечностей, нитевидный пульс. Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, напоить сладким теплым чаем, переодеть в чистое сухое белье. Постепенное снижение температуры тела сопровождается умеренной слабостью, и увлажнением кожи.

Питание детей с высокой температурой должно соответствовать возрасту, а еда должна легко усваиваться и иметь жидкую консистенцию. Ребенка не следует кормить насильно, при этом он должен получать необходимое количество жидкости. При вынужденном положении в постели ребенка на протяжении суток нужно чаще переворачивать, расправлять складки белья, по необходимости – проводить гигиенический туалет.

Поскольку температурная реакция отражает степень реактивности больного, она является ценным показателем его состояния в борьбе с инфекцией. В каждом случае следует оценивать характер изменения лихорадки и ее значение для организма ребенка.

источник

Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки

Уход при лихорадке

Понятие о лихорадке.

Виды, периоды лихорадки.

Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки

1. Понятие о лихорадке. Виды, периоды лихорадки

Лихорадка (лат. «febris») это повышение температуры тела, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители.

Лихорадка является ведущим симптомом многих инфекционных заболеваний.

Микробы и выделяемые ими продукты (пирогены), с одной стороны, действуют на нервные центры теплорегуляции, возбуждая их, с другой – раздражают белые кровяные тельца (нейтрофилы), которые в ответ на это вырабатывают и выделяют в кровь собственные пирогены. Эти пирогены активно борются с инфекцией. Аналогично этому в ответ на вирусную инфекцию в организме вырабатывается интерферон. Процесс выработки клетками защитных веществ (пирогенов, интерферона) требует больших затрат энергии и может совершаться только при лихорадке, а при нормальной температуре тела прекращается.

Лихорадочные реакции могут наблюдаться и при воспалениях неинфекционной природы (асептических), которые вызываются механическими, химическими и физическими повреждениями. Лихорадкой сопровождается также и некроз тканей, развивающийся в результате нарушения кровообращения, например, при инфаркте миокарда. Лихорадочные состояния наблюдаются при злокачественных опухолях, некоторых эндокринных заболеваниях, протекающих с повышением обмена веществ (тиреотоксикоз), аллергических реакциях, при нарушении функций центральной нервной системы (термоневрозах) и т. д.

Виды, периоды лихорадки.

1) Виды лихорадки по степени подъёма температуры тела:

Субфебрильная – температура тела 37-38°С

Фебрильная (умеренная) – температура тела 38-39°С

Пиретическая (высокая) – температура тела 39-41°С

Гиперпиретическая (чрезмерная) – температура тела более 41°С – опасна для жизни, особенно у детей.

Гипотермией называют температуру ниже 36°С.

Максимальная летальная температура 43ºС, минимальная летальная температура 15 – 23ºС.

2)Виды лихорадки по характеру колебаний температуры тела в течение суток:

1. Постоянная лихорадка колебания температуры тела в течение суток не превышают 1°С, обычно в пределах 38-39 °С. Такая лихорадка характерна для острых инфекционных болезней. При пневмонии, острых респираторных вирусных инфекциях температура тела достигает высоких значений быстро – за несколько часов, при тифах – постепенно, за несколько дней.

2. Ремитирующая, или послабляющая, лихорадка –длительная лихорадка
с суточными колебаниями температуры тела, превышающими 1°С (до 2°С), без снижения до нормального уровня. Она характерна для многих инфекций, очаговой пневмонии, плев­рита, гнойных заболеваний.

3. Гектическая, или истощающая, лихорадка -суточные колебания темпера­туры тела очень выражены (3-5 °С) с падением до нормальных или субнормальных значений. Подобные колебания температуры тела могут происходить несколько раз в сутки. Гектическая лихорадка характерна для сепсиса, абсцессов (например, лёгких и других органов), милиарного туберкулёза.

4. Интермитирующая, или перемежающаяся, лихорадка температура тела быстро повышается до 39-40°С и в течение нескольких часов (т.е. быстро) снижается до нормы. Через 1 или 3 дня подъём температуры тела повторяется. Таким образом, происходит более или менее правильная смена высокой и нормальной температуры тела в течение нескольких дней. Этот тип температурной кривой характерен для малярии и так называемой средиземноморской лихорадки.

5. Возвратная лихорадка в отличие от перемежающейся лихорадки, быстро повысившаяся температура тела сохраняется на повышенном уровне в течение нескольких дней, потом временно снижается до нормы с последующим новым повышением, и так многократно. Такая лихорадка характерна для возвратного тифа.

6. Извращённая лихорадка при такой лихорадке утренняя температура тела выше вечерней. Эта разновидность температурной кривой характерна для туберкулёза.

7. Неправильная лихорадка лихорадка неопределённой длительности с неправильными и разнообразными суточными колебаниями. Она характерна для гриппа, ревматизма.

8. Волнообразная лихорадка отмечают смену периодов постепенного (за несколько дней) нарастания температуры тела и постепенного же её снижения. Такая лихорадка характерна для бруцеллёза.

Виды лихорадки во время болезни могут чередоваться или переходить один в другой. Наиболее тяжелые токсические формы некоторых инфекционных болезней, а также инфекционные болезни у пациентов пожилого возраста, ослабленных людей, детей раннего возраста часто протекают почти без лихорадки или даже с гипотермией, что является неблагоприятным прогностическим признаком.

3)Виды лихорадки по длительности:

4. Хроническая – свыше 45 суток

Периоды лихорадки

Лихорадка в своем развитии проходит три периода:

I – период подъема температуры тела;

II – период относительного постоянства температуры тела;

III – период снижения температуры тела.

В первом периоде лихорадки наблюдается ограничение теплоотдачи, на что указывает сужение кровеносных сосудов кожи и в связи с этим ограничение кровотока, понижение температуры кожи, уменьшение или прекращение потоотделения. Одновременно с этим возрастает теплообразование, увеличивается газообмен.

Клинические проявления: слабость, недомогание, головная, мышечная боли, «ломота» во всем теле; (симптомы общей интоксикации). Повышение температуры тела и спазм пери­ферических сосудов вызывают у пациента озноб и дрожь, он не может согреться. Пациент бледен, кожа холодная на ощупь.

С прекращением подъема температуры тела и переходом лихорадки во второй период теплоотдача возрастает и уравновешивается с теплопродукцией на новом уровне. Кровообращение в коже становится интенсивным, бледность кожи сменяется гиперемией, температура кожи повышается. Чувство холода и озноб проходят, усиливается потоотделение. Больной жалуется на чувство жа­ра, головную боль, сухость во рту, жажду. Внешний вид — гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, трещины на губах. Нередко развива­ются учащение дыхания (тахипноэ), частое сердцебиение (тахикардия) и понижение АД (артери­альная гипотензия). На высоте лихорадки иногда наблюдаются спутанность сознания, бред, галлюцинации, в дальнейшем потеря сознания.

Третий период лихорадки характеризуется преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией. Кровеносные сосуды кожи продолжают расширяться, потоотделение усиливается. В зависимости от характера снижения температуры тела раз­личают лизис (греч. «lysis» – растворение) – медленное падение температуры тела в течение несколь­ких суток и кризис (греч. «krisis» – переломный момент) – быстрое падение температуры тела в тече­ние 5-8 часов. Критическое падение температуры тела сопровождается обильным потоотделением, общей слабостью, бледностью кожных покровов, может развиться коллапс (острая сосудистая недостаточн?