Сестринский уход при высокой температуре у ребенка

Сестринский уход при высокой температуре у ребенка thumbnail

I этап. Сестринское обследование.

Медицинская сестра устанавливает доверительные отношения с пациентом и выясняет:

Жалобы пациента: I период. 1. Озноб. 2. Головная боль. 3. Недомогание. II период. 1. Головная боль. 2. Головокружение. 3. Сухость во рту. 4. Олигурия. 5. Задержка стула. III период. Лизис. 1. Умеренная слабость. Кризис. 1. Резкая слабость. 2. Потливость. 3. Возможны боли в сердце. Данные осмотра: I период. 1. Быстрое повышение температуры. 2. Цианоз губ, конечностей.   II период. 1. Гиперемия кожных покровов. 2. Возможны бред, галлюцинации. 3. Язык обложен налетом. 4. Сухие потрескавшиеся губы.   III период. Лизис. 1. Небольшая испарина. Кризис. 1. Быстрое снижение температуры (в течение нескольких часов и менее). 2. Обильное потоотделение. 3. Похолодание конечностей. 4. Цианоз. 5. Снижение АД. 6. Тахикардия, малый пульс.

II этап. Определение проблем пациента. Установление сестринского диагноза.

Приоритетная проблема пациента – лихорадка на фоне…. (инфекционного заболевания, пневмонии и т.д.)

Возможные сестринские диагнозы:

1. Нарушение комфортного состояния на фоне лихорадки, I период.

2. Нарушение комфортного состояния на фоне лихорадки, II период.

3. Нарушение комфортного состояния на фоне критического падения температуры.

III этап. Планирование сестринских вмешательств.

Цели сестринских вмешательствПлан сестринских вмешательств
I период. Снижение чувства дискомфорта, вызванного повышением температуры к концу дня.1. Объяснить пациенту особенности протекания I периода лихорадки. 2. Обеспечить полный физический и психический покой. 3. Обеспечить пациента теплыми одеялами, чаем, приложить грелки к конечностям и пояснице. 4. Контролировать и регистрировать температуру тела пациента каждые 2 часа. 5. Контролировать пульс, ЧДД, АД. 6. Вызвать врача.  
II период. Снижение чувства дискомфорта, вызванного повышенной температурой, к концу дня.1. Объяснить пациенту особенности протекания II периода лихорадки. 2. Обеспечить пациенту физическую и психическую безопасность. 3. На высоте лихорадки выполнить влажное обтирание кожи водой с добавлением спирта. 4. Подвесить пузырь со льдом над головой пациента или обеспечить холодные компрессы на область лба и проекции крупных сосудов. 5. Приготовить запасное белье для смены при выраженной потливости. 6. Обеспечить регулярное проветривание помещения и обнажение пациента. 7. Обеспечить наблюдение за пульсом, ЧДД, АД и физиологическими отправлениями. 8. Приготовить для введения 50% раствор анальгина и 1% раствор димедрола для введения в дозах согласно возрасту пациента по назначению врача. 9. Контролировать и регистрировать температуру тела пациента каждые 2 часа. 10. Обеспечить пациента обильным питьем и дробным питанием в соответствии с его желанием и диетой № 13. 11. Обеспечить выполнение мероприятий личной гигиены. 12. Обеспечить постоянное наблюдение за общим состоянием больного.    
III период. Улучшение состояния пациента после (на фоне) критического падения температуры через 30 минут.1. Успокоить пациента. 2. Обеспечить положение с приподнятыми ногами, укрыть, приложить к ногам грелки. 3. Вызвать врача и обеспечить выполнение его назначений (при критическом падении давления приготовить ампулы с растворами кофеина и кордиамина). 4. Обеспечить обтирание кожи пациента, смену нательного и постельного белья. 5. Обеспечить пациента обильным питьем. 6. Обеспечить постоянное наблюдение за состоянием пациента.

Источник

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

увеличить теплоотдачу, вызвать жаропонижающий и мочегонный эффект.

II. ПОКАЗАНИЯ:

повышение температуры до 38,5 C и выше в течение 2-х часов.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, страх, судороги, рвота.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

перчатки, пузырь со льдом, флакончики со льдом или холодной водой (для детей раннего возраста — грелка), лекарственные средства: Парацетамол, панадол, нурофен – внутрь, эффералган в свечах; для парентерального введения — растворы анальгина, супрастина, папаверина, но-шпы, дибазола, лазикса, глюкозы.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Лихорадка теплая (красная гипертермия) у маленьких детей

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Выполнение процедуры:

  1. Осмотрите ребенка, уложите, раскройте.Лихорадка холодная. Лихорадка теплая.
  2. Холод к голове и на магистральные сосуды (положите пузырь со льдом на расстоянии 10 см от головы ребенка, на область крупных сосудов положите флакончики со льдом или холодной водой (на область паховых складок, в подмышечные впадины).
  3. Оботрите ребенка губкой, смоченной водой (28-30 С) или уксусной водичкой (1столовую ложку 6% уксуса на стакан воды) в течение 2-3 минут (не применяйте обтирание водкой, т.к. алкоголь у детей раннего возраста быстро всасывается и возможно алкогольное отравление).
  4. Поите ребенка часто, небольшими порциями (питье прохладное, витаминизированное).
  5. Повторно измерьте температуру тела через час.
  6. При отсутствия снижения температуры дайте внутрь: Парацетамол, Панадол, Нурофен (сироп), эффералган в свечах.
Читайте также:  Сыпь на голове у ребенка после температуры у ребенка

Окончание процедуры:

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  2. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Дозы: детям первого года жизни 15 мг/кг (0,1) детям 5 лет 0,25 — 0,3 детям 10 лет 0,5

Лихорадка холодная (белая гипертермия) у маленьких детей

Повышение температуры выше 38,5 С, отсутствие эффекта от выше указанных действий. Ребенок вялый, заторможен, ощущение холода.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки.

Выполнение процедуры:

  1. Растереть конечности ребенка до легкой гиперемии, укройте, положите теплую грелку к ногам.
  2. По назначению врача введите: вначале в/м раствор 2% папаверина 0,1 мл на год жизни вместе с 1% дибазолом 0,1 мл на год жизни; затем вм р-р анальгина 50% 0,1 мл/год жизни и р-р супрастина 2% 0,1 мл/год.
  3. Спустя 15-20 минут проведите растирание тела уксусной водой. При отсутствии эффекта ввести в/в 0,25% р-р дроперидола 0,1 мл/кг или 2,5% р-р аминазина в дозе 0,1 мл/год жизни.
  4. Для предупреждения отека мозга ввести внутримышечно 4% раствор лазикса, 1 мг. на кг. массы тела.
  5. При необходимости – инфузионная терапия.

Окончание процедуры:

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  2. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
  3. Следите за состоянием, госпитализируйте ребенка.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Взятие кала на копрограмму, яйца глистов у новорожденных. Сестринское дело.
  2. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ
  3. Дородовой патронаж образец.
  4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ НА УЧАСТКЕ
  5. Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)
  6. Оральная регидратация. Сестринское дело.
  7. Техника взятия мазка из носоглотки на коклюш у ребенка
  8. Как ставить горчичники новорожденному ребенку первого года жизни
  9. Как сделать постановку согревающего компресса на ухо ребенку.
  10. Как сделать постановку очистительной клизмы для новорожденных младенцев.
  11. Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.
  12. Сбор мочи у новорожденных и маленьких детей с помощью МОЧЕПРИЁМНИКА
  13. Кувез для новорожденных. ОБРАБОТКА КУВЕЗА.
  14. Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
  15. Как промерять температуру у новорожденного ребенка. Сестринское дело.
  16. Кормление новорожденного ребенка через зонд. Сестринский процесс и уход.
  17. Обработка бутылочек и сосок в сестринском деле
  18. Кормление ребенка(детей) до года. Сестринский процесс, уход.
  19. Утренний туалет грудного ребенка. Сестринский дело.
  20. Уход за пупочной ранкой. Сестринский уход.

Источник

ЧАСТЬ II УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ ГЛАВА 12 УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМ С ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ ТЕЛА

У
детей по сравнению со взрослыми повышение температуры тела
(гипертермия) наблюдается чаще, что связано с недостаточным развитием у
них центра терморегуляции. Повышение температуры тела может возникать на
фоне острых заболеваний инфекционной природы (острые респираторные
вирусные инфекции, пневмонии, кишечные инфекции и пр.), при
обезвоживании организма, перегревании, поражении центральной нервной
системы и т.п.

Нормальная
температура тела, измеренная в подмышечной области у ребенка старше года
или в бедренной складке у ребенка до года, равна 36-37 °С. Температура в
полости рта и в прямой кишке (анальная температура) – на 1 °С выше.

Таким
образом, если оценивать самую распространенную методику измерения
температуры тела у детей в подмышечной области, то температура тела
37-38 °С называется субфебрильной, 38-38,9 °С – фебрильной, 39-40,5 °С –
пиретической (от греч. pyretos – жар), выше 40,5 °С –
гиперпиретической.

В развитии
гипертермии различают три основных периода: постепенного повышения
температуры тела, максимального ее повышения и снижения. Знание этих
периодов необходимо при оказании помощи больным.

Читайте также:  У ребенка высокая температура как лучше сбить

В
начальном периоде повышение температуры тела сопровождается ознобом,
головной болью, ухудшением общего состояния. Повышению температуры тела у
детей первого года жизни нередко может предшествовать рвота. В этот
период ребенка следует тщательно укрыть одеялом, к ногам приложить
теплую грелку, напоить крепким чаем. В помещении, где находится ребенок,
не должно быть сквозняков.

Период
максимального повышения температуры тела характеризуется ухудшением
общего состояния: появляются ощущение тяжести в голове, чувство жара,
резкая слабость, ломота во всем теле. Чаще, чем у взрослых, возникает
возбуждение, которое более выражено, нередко отмечаются судороги.
Возможны бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка
одного, так как он

может
упасть с кровати, удариться и т.д. У таких больных устанавливают
индивидуальный пост медицинской сестры или осуществляют постоянное
наблюдение. Об ухудшении состояния ребенка и прогрессирующем нарастании
температуры тела постовая медицинская сестра должна немедленно сообщать
врачу.

Ребенка в период
максимального повышения температуры тела следует часто и обильно поить:
давать жидкость в виде фруктовых соков, морсов, минеральных вод. При
повышении температуры тела выше 37 °С на каждый градус требуется
дополнительное введение жидкости из расчета по 10 мл на 1 кг массы тела.
Например, ребенку 8 мес с массой тела 8 кг при температуре 39 °С
дополнительно необходимо дать 160 мл жидкости.

При
появлении сухости во рту и образовании трещин на губах следует
периодически протирать рот слабым раствором гидрокарбоната натрия и
смазывать губы вазелиновым маслом или другим жиром. Если головная боль
сильная, то на лоб кладут пузырь со льдом через сложенную пеленку или
ставят холодный компресс. Медицинская сестра должна следить, чтобы в
палате было тепло. Необходимо периодически определять пульс и
артериальное давление.

В
качестве лечебных мероприятий при гипертермии применяют физические и
лекарственные средства (рис. 34). Для увеличения теплоотдачи используют
воздушные ванны, обдувание тела ребенка вентилятором, обтирание кожи
спиртовым раствором, охлаждение головы и участков тела, где близко
расположены крупные сосуды (область печени, верхняя треть передней
поверхности бедра), с помощью пузыря со льдом или холодной водой.
Применяют также клизмы с прохладной водой (от 10 до 20 °С), которую
вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл на 2-5 мин в зависимости
от возраста. Конец трубки зажимают, затем через 2-5 мин зажим отпускают,
невсосавшаяся вода удаляется. Процедуру повторяют до тех пор, пока
температура тела не снизится до 37,5 °С. Внимательно следят, чтобы объем
вводимой жидкости ненамного превышал объем выводимой жидкости. Кроме
того, рекомендуется промывание желудка прохладным (18-20 °С)
изотоническим раствором хлорида натрия. Показано внутривенное введение
10-20 мл 20 % раствора глюкозы, охлажденного до температуры 4 °С,
применяют лекарственные средства (парацетамол, анальгин). Введение
лекарственных средств допускается лишь по назначению врача.

Сестринский уход при высокой температуре у ребенкаРис. 34. Помощь при гипертермии:

а
– обкладывание головы пузырями со льдом; б – промывание желудка и
введение прохладной воды в прямую кишку; в – обтирание кожи спиртовым
раствором или эфиром; г – введение лекарственных средств

Период
снижения температуры тела может протекать критически либо литически.
Быстрое падение температуры тела (с 40 до 36 °С) называют критическим.
Одновременно происходит резкое снижение сосудистого тонуса и
артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. У ребенка
развиваются слабость, обильное потоотделение, конечности становятся
холодными на ощупь. Такое состояние, называемое кризисом, требует
экстренных мероприятий. Больного согревают, к телу и конечностям
прикладывают грелки. Дают крепкий теплый чай. Вследствие обильного
потоотделения ребенка необходимо переодеть в чистое и сухое белье,
предварительно насухо вытерев тело, особенно складки. Если требуется, то
меняют также постельное белье.

Постепенное
снижение температуры тела, называемое литическим, сопровождается
небольшой испариной и умеренной слабостью. Ребенок спокойно засыпает.
Постовая медицинская сестра следит, чтобы больного не будили, так как
сон восстанавливает силы.

Правила снижения температуры. В тех случаях, когда необходимо снизить температура, ее необязательно снижать до нормальной:

обычно
достаточно понизить ее на 1-1,5°С, что легко достигается с помощью
парацетамола или ибупрофена в возрастных дозировках. При этом
самочувствие ребенка улучшается.

Читайте также:  Гингивит у ребенка 2 года температура

Согласованные показания к снижению температуры и назначение жаропонижающих средств:

1) у ранее здоровых детей старше 3 мес:

– температура выше 39,0-39,5°С;

– мышечная ломота, головная боль;

– шок;

2) у детей первых 3-х мес. жизни – температура выше 38°С;

3) у детей с фебрильными судорогами в анамнезе – температура выше 38-38,5°С;

4) у детей с тяжелыми заболеваниями сердца, легких, ЦНС – температура выше 38,5°С.

Жаропонижающие
средства по возможности не используют курсовым методом. Очередную дозу
жаропонижающего следует давать лишь после того, как температура тела
достигла прежних высоких цифр.

Температурящий
ребенок нуждается в назначении соответствующей диеты. Учитывая снижение
аппетита, кормить больного ребенка нужно чаще и дробными порциями,
уменьшив в рационе количество белка животного происхождения.

При
уходе за температурящими больными тщательно следят за состоянием кожных
покровов и слизистых оболочек, принимают меры для предупреждения
пролежней. Для отправления естественных потребностей судна и утки подают
в постель.

Тепловой удар возникает
при общем перегревании организма в результате воздействия внешних
тепловых факторов. Тепловой удар происходит у ребенка, находящегося в
плохо вентилируемом помещении с высокой температурой воздуха и
влажностью. Способствуют тепловому удару теплая одежда, несоблюдение
питьевого режима. У детей грудного возраста тепловой удар может
возникнуть при укутывании в теплые одеяла, при нахождении детской
кроватки (или коляски) около батареи центрального отопления или печи.
Неотложная помощь заключается в том, что больного срочно выносят в
прохладное место, где обеспечивают доступ свежего воздуха; ребенка
раздевают, дают холодное питье, на голову кладут холод ный компресс.

Солнечный удар происходит
у детей, длительное время находящихся на солнце (прогулки, работа в
поле). Неотложная помощь при солнечном ударе аналогична помощи,
оказываемой больным с тепловым ударом. В тяжелых случаях показана
срочная госпитализация.

Подготовка больного к спинномозговой пункции. У
детей с гипертермией часто возникает необходимость исключения поражения
мозга и мозговых оболочек, в связи с чем больному ребенку проводится
спинномозговая пункция. Конечно, следует подчеркнуть, что спинномозговую
пункцию проводят не только при лихорадочных состояниях. Показаниями
могут служить подозрения на органическое поражение мозга, а также
необходимость снижения внутричерепного давления, купирования серии
эпилептических припадков и др.

Задачи медсестры при подготовке больного ребенка к спинномозговой пункции:

1) вечером накануне пункции больному поставить клизму (по назначению врача);

2) утром проследить за тем, чтобы ребенка не кормили;

3) подготовить чистую постель и переодеть больного в чистое белье;

4) провести разъяснительную беседу с больным и его родителями.

Медсестра
принимает участие в процедуре спинномозговой пункции как помощник.
Прокол при спинномозговой пункции проводится в положении больного сидя
(для подростков) и лежа (для детей). Ребенка кладут на кушетку с
высокими ножками или на специальный стол у самого края. Голова его
сильно пригнута к груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу.
Медсестра фиксирует горизонтальное положение ребенка. Медсестра проводит
палочкой с ватой, смоченной 5 % раствором йода спиртового, линию по
верхнему краю гребешков подвздошных костей, перпендикулярно
позвоночнику, затем смазывает участки кожи на 5 см выше и ниже по
остистым отросткам позвонков. Подает иглу врачу. После прокола и
извлечения спинномозговой жидкости обрабатывает место прокола,
прикладывает стерильный марлевый тампон. После пункции ребенка в
положении лежа переносят на постель, укладывают на 2 ч без подушки на
живот. Кормить и поить ребенка можно не ранее чем через 2-3 ч после
манипуляции. В течение 2-3 дней соблюдается режим ограничения физической
активности, и больной находится под постоянным наблюдением.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое гипертермия?

2. Какую помощь оказывают ребенку в период повышения температуры тела?

3. Как
рассчитать дополнительно количество жидкости, которую надо дать ребенку
с температурой тела 39 °С (масса тела ребенка 30 кг)?

4. При каких условиях может возникнуть тепловой удар у детей первого года жизни?

5. Какую неотложную помощь оказывают ребенку, получившему солнечный удар?

6. Как проводится подготовка ребенка к спинномозговой пункции?

Источник