Ребенку снятся кошмары при температуре

Ночные кошмары у ребенка?! Помогите разобраться.

Здравствуйте!

Все темы, что нашла здесь, и вообще в интернете, о ночных кошмарах прочла, немного успокоилась, но остались вопросы.

Ситуация у нас такая. Мальчик, сейчас ему 8 лет. Родился недоношенный 36 нед., после родов лежал в реанимации 7 дней на ИВЛ. В реанимации был по поводу повышенного биллирубина(коньюгационная желтуха), делали два заменных переливания крови. Была еще пневмония. И церебральная ишемия Iст.
После выписки наблюдались у невропатолога. Пили разные лекарства, что назначал невропатолог(уже и не вспомню всё). В результате, когда ребенку исполнился год, невропатолог сказал, что мы больше в нем не нуждаемся и нужны только плановые осмотры.
Дальше всё было замечательно. Но, когда в прошлом году сын заболел перед школой, у него была высокая температура(38,7) и начались галлюцинации и видения. По этому поводу посещали невропатолога, которая выписала фенибут курсом на 1 мес по 1 таблетке на ночь и, если заболеет, то на время болезни сбивать температуру начиная с 37,5 и пить опять фенибут по 2 таблетки(1-утром, 1- на ночь).
При следующей болезни, температуру сбивали и видений не было. Но зимой сын заболел ангиной и температуру не удалось сбивать и были снова видения и кошмары. Он стал боятся ночи и вообще спать, а особенно боится заболеть т.к. помнит о своем состоянии. Мы разговариваем об этом и сейчас вроде страхи сошли на нет.
Тогда же в сентябре мы сделали ЭЭГ и МРТ.
Вот заключение ЭЭГ:
“Учитывая возрастные особенности, выявляются умеренные изменения ЭЭГ в виде диффузной не грубой дезорганизации корковой ритмики, признаков дисфункции(преимущественно регуляторного характера) медиобазальных, срединных структур мозга.
Отмечается попеременное преобладание проявлений дезорганизации корковой ритмики в левом и правом полушариях, все же с акцентом слева.
Четкие устойчивые локальные нарушения биопотенциалов не определяются.
Отдельные эпилептиформные знаки выражены билатерально, с преобладанием в левой височно-лобно-центральной области.
При гипервентиляции нарастают признаки дисфункции медиобазальных структур мозга при усилении эпилептиформной активности с акцентом в левой лобно-височной области.”
На словах врач сказала, что всё неплохо и просто нужно не перегружать мальчика и всё наладится.
Заключение МРТ:
“Органической патологии головного мозга по данным МРТ не выявлено. Косвенные признаки перенесенной перинатальной гипоксии”.
И тут врач тоже сказал не волноваться и не перегружать ребенка.

Мы выполнили рекомендации врачей. Весь год сын учился в первом классе, нам не повезло с учительницей она очень кричала на детей. Мой сын тихий и спокойный мальчик и даже если кричат не на него он очень переживает. В результате к концу года у ребенка развились тики. Пошли опять к невропатологу. От выписал персен, магний Б6 и белатаминал, убрать телевизор и всякие бесиловки перед сном. Лекарства пропить нам не удалось т.к. у сына началась диарея, как только стали пить таблетки. Перестали пить всё закончилось. Стала давать сама настойку валерианы или пиона перед сном. Тики к через пару недель прекратились.
Закончилась школа. Мы собрались переезжать на другую квартиру. И тут сын начал просыпаться по ночам(в двенадцать-час) и в панике с криками бегать по дому. Прочла в соответствующей литературе и тут на форуме, что в общем ничего страшного и у многих бывает.
Я думала, что страхи связаны с переездом(с ожиданием его и неизвестностью) разговаривала с сыном на эту тему, но кошмары не прекратились. Пару раз ездили купаться на весь день на пруд. Тогда ребенок утомлялся и не вставал ночью. Но, к сожалению, пруд далеко, а водные процедуры в бассейне или в ванной так не успокаивают его.
Сейчас мы переехали на новую квартиру. Кошмары не прекратились. В общем он о том что встает ночью и не помнит и мы не обсуждаем. Но мы с мужем уже измучились волноваться.

Вот какие вопросы меня волнуют:
1. Нужно ли идти сейчас на консультацию к невропатологу?
2. Нужны ли снова исследования ЭЭГ или МРТ или может еще какие-нибудь?

Практические вопросы:
1. Сейчас у нас из-за жары открыты балконы. Я, конечно, загородила выход на балкон стулом, но муж волнуется, что ребенок в бессознательном состоянии перелезет через стул на балкон, а там кто его знает что может случится… Я предполагаю, что в бессознательном состоянии любая преграда остановит его. Хотя вот, когда он ночью бегает, то, например, двери в комнату открывает сам(если она закрыта). Т.е. он стремится к людям, к нам или к старшей сестре.
Может ли ребенок, находясь в кошмаре, преодолеть препятствие и выскочить на балкон? Очень волнуюсь т.к. иногда он встает и в 4 утра, а я уже сплю и боюсь не услышать и у меня есть еще малыш и я иногда не сразу могу подбежать к среднему т.к. малыша кормлю грудью ночью.

2. Когда сын встает, то вроде адекватен(если спросить кто он или кто я или что на стене за картина висит, отвечает часто правильно), но что-то рассказать не может, да и написано везде что не спрашивать про то что кажется. Я пытаюсь его разбудить дать попить воды или еще как-то, но иногда вижу, что он всё равно не в себе. Укладываю обратно в постель, но бывает что потом он еще раз встает или пытается встать(я рядом сижу). Может есть какие-то способы разбудить еще как-то ребенка? Или наоборот не надо будить его, а отвести обратно в кровать уложить?

3. Как долго могут длится эти состояния ночных кошмаров. Т.е. это теперь на годы?

4. Как-то влияет на здоровье это состояние ребенка? Можно ли ему заниматься спортом?
После обследований в сентябре я спрашивала у врачей все однозначно сказали, что да можно заниматься спортом. Но тогда не было кошмаров. Сейчас хочу уточнить т.к. с сентября идем в новую школу и хочу записать сына в спортивную секцию. Прошлый год он занимался самбо, вроде ему нравится. А еще сын занимается картингом, это только летний сезон.

Много получилось написать, но я очень волнуюсь. Боюсь что-то упустить.

Спасибо!!!

Источник

Вы сладко засыпаете и уже, через мгновения из сна вас вырывает истошный крик ребенка. Вы подрываетесь и несетесь к кроватке. Берете малыша, успокаиваете, шепчете ласковые слова. Вам кажется, что ему приснился кошмар, но может быть это не кошмар, а ночной страх?

Детские ночные страхи могут быть похожи на кошмары, но более расстраивающие ребенка. Ночные кошмары и ночные страхи достаточно часто встречаются у детей.

Что такое ночные кошмары.

Ночные кошмары – яркие плохие сны, происходят, когда ребенок находится в фазе быстрого сна. После чего он просыпается испуганный и взволнованный. Ребенок часто может вспомнить, что именно ему снилось, может запомнить сон надолго. Если ребенок уже говорит, то он даже может пересказать вам содержимое сна.

Причины ночных кошмаров у малышей.

Ночные кошмары очень тесно связанны с тем, что происходило с ребенком в течение дня. Вот основные причины возникновения кошмаров.

1. Нервозная или беспокойная ситуация. Очень много вещей могут расстроить вашего малыша. Например, если он увидел страшную картинку или может даже родственник которого он считает страшным. Переезд или посещение незнакомого места. Более взрослые детки особенно с развитым воображением могут очень сильно расстроится от страшных историй, например про черную руку.

2. Лекарства. Определенные виды лекарств могут вызвать кошмары. Чаще всего отказ или изменения дозировки могут облегчить кошмары у ребенка.

3. Стресс и тревожность. Если что-то вызывает у вашего ребенка вызывает тревожность или стресс это легко может вызвать ночные кошмары.

4. Усталость. Острая нехватка сна или постоянная усталость, нарушение цикла сна, могут косвенно привести к возникновению ночных кошмаров.

Читайте также:  Температура запах изо рта язвы во рту у ребенка

Симптомы ночных кошмаров у детей.

Проявление ночных кошмаров легко заметить, ведь ребенок вас сразу о них оповестит. Вот основные симптомы.

1. Просыпается резко и сразу. Просыпается мгновенно и сразу зовет вас. Может хорошо помнить сон.

2. Заметно испуган. Заметно, что ребенок испуган, как будто увидел что-то страшное. У него может быстрее биться сердце и выступить пот.

3. Боится снова ложиться спать. Может отказываться спать, особенно если спит отдельно.

Как справляться с ночными кошмарами у детей?

1. Успокоить, ободрить и приласкать. Нет ничего лучше и более успокаивающего, чем голос родителей. Посидите с ребенком и успокойте его, уверьте его в том, что вы его защитите. Так как детям часто сложно понять вербальные уверения, то необходимо обнять и приласкать. Спойте колыбель.

2. Объясните что произошло. После того как успокоили ребенка, попробуйте объяснить ребенку что это просто плохой сон. Поясните что это может выглядеть как реальность но на самом деле это не настоящее.

3. Поменяйте настроение. Попробуйте сменить настроение ребенка, развеселите его.

4. Подождите, как ребенок уснет рядом с ним. После того как он заснет, обнимите его.

5. Не обсуждайте кошмар прямо. Если вам кажется что ребенку снился кошмар, просто спросите его «Как ты сегодня спал?». Если ребенок начнёт пересказывать кошмар, просто спокойно выслушайте его.

Предотвращение ночных кошмаров.

1. Расслабление перед сном. На сон влияют в основном 1-2 часа до него. В это время не показывайте ребенку ничего, что может вызвать у него страх. Фильмы, книги, картинки и т.п. Почитайте милые и забавные истории на ночь.

2. Познакомьте его темнотой. Выключите свет и расскажите о том что он видит в темноте, о том что именно отбрасывает тени от света за окном. Если ребенок будет понимать от чего тень, он её не испугается.

3. Используйте ночник. Ночник может помочь ребенку справится со страхом темноты, если он испугался ночью, то спокойно сможет оглядеться.

Ночные кошмары можно предотвратить, и большинство детей со временем сами осознают что плохие сны не остаются а уходят после ночи. Но вот ночные страхи поражают даже родителей. Ночные страхи в чем-то схожи с ночными кошмарами, только они проявляются в другой фазе сна.

Что такое ночные страхи или ночные ужасы.

Ночной страх или ночной ужас это состояние частичного пробуждения с чувством страха. Это может вызвать крик и плач у малыша.

В это время ножки и ручки у малыша могут молотить все вокруг него, и он не будет обращать внимание на то что обстановку вокруг себя.

В этот момент глаза ребенка могут быть широко раскрыты, но он не будет реагировать на вас перед ним.

Дети очень редко помнят ночные страхи, поэтому нет смысла потом говорить с ним об этом. Скорее всего, он будет в недоумении.

Разница между ночным кошмаром и ночным страхом.

У этих двух понятий есть несколько ключевых отличий.

1. Ночные кошмары происходят во время фазы быстрого сна, обычно через несколько часов после засыпания. Ночные страхи происходят во время медленной фазы сна, обычно в первые два три часа сна.

2. Ночные кошмары будят ребенка, и он будет искать защиты у родителей. Ночные страхи не пробуждают ребенка, вместо этого он остаётся в состоянии полусна с открытыми глазами.

3. Ночной кошмар может продолжаться от нескольких секунд до нескольких минут. Ночные страхи могут быть от 10 до 30 минут.

4. В ходе ночного кошмара ребенок двигает конечностями, но не особо сильно, аккуратно. Когда у него ночной страх, то ребенок просто молотит конечностями и может свалиться с кровати. Или повредить себя обо что-нибудь.

5. Во время ночного страха ребенок может начать ходить во сне.

6. Когда у ребенка ночной кошмар его можно разбудить ласковыми уговорами. Во время ночного страха разбудить ребенка очень сложно, он может быть агрессивным и дезориентированным.

7. После ночного кошмара ребенку сложно заново уснуть, так как сбился ритм сна. После ночного страха ребенок легко засыпает снова, так как не выходит из состояния сна.

8. Утром ребенок, скорее всего, сможет вспомнить часть кошмара или его полностью. Воспоминаний о ночном страхе, скорее всего не останется вовсе.

Причины ночных страхов у детей.

Причины ночных страхов в целом схожи с причинами ночных кошмаров.

· Расстраивающая или страшная ситуация.

· Прием лекарств.

· Стресс или постоянное волнение.

· Усталость.

Кроме того ночные кошмары могут быть вызваны следующими причинами, которые мешают мозгу перейти в глубокий сон.

1. Жар. Высокая температура может вызвать проблемы с циклами сна. И помешать нормальную переходу от фазы медленного сна в быстрый сон.

2. Свет и шум. Если вокруг ребенка шумно или много света это может вызывать ночные страхи.

3. Полный мочевой пузырь. Заполненный под крышку мочевой пузырь может вызвать проблемы со сном и ночные страхи.

То есть причины возникновения ночных страхов и кошмаров сходны, но их симптомы различны.

Симптомы ночных страхов/ужасов.

1. Испуг на лице.

2. Крики и ор.

3. Молотит руками и ногами.

4. Тяжелое дыхание и частое сердцебиение. Может выступить при этом пот.

5. Открытые глаза без реакции на вас. Не замечает вас и ваши слова.

6. Ходит во сне.

Ночные страхи могут идти 10-30 минут несколько раз за ночь.

Как разбираться с ночными страхами

Не пытайтесь разбудить ребенка. Ребенок находится в переходном состоянии между сном и пробуждением. Если вы разбудите ребенка, он может не понять что происходит и даже не узнать вас. Может вести себя агрессивно, поскольку не понимает, что уже не спит.

Оставайтесь спокойны. Следите за тем, чтобы ребенок не упал с кровати и не навредил себе.

Разбудите ребенка после того как пройдет ночной страх. После того как страх прошел нежно разбудите ребенка и оцените его поведение. Если его трясет, успокойте его лаской и нежностью. Можете попробовать покормить. Если ребенок уже разговаривает, выслушайте его и скажите что он в безопасности.

Не упоминайте ночной страх. Так как ребенок не запоминает ночные страхи, то лучший способ справится с ними, это не упоминать. Но вы можете спрашивать как он спал.

Предотвращение ночных страхов/ужасов.

Предотвращение ночных страхов схоже с предотвращением ночных кошмаров.

· Расслабляющий распорядок перед сном.

· Объяснение что происходит в темноте.

· Ночник.

Кроме того в дополнение вы можете:

1. Спокойная обстановка. Помните, что ночные страхи возникают, когда есть проблемы с переходом из одной фазы сна в другую. Отсутствие света и тишина, лучшие лекарства.

2. Туалет перед сном. Полный мочевой пузырь может вызвать проблемы со сном, поэтому если ребенок уже контролирует мочевой пузырь то надо перед сном сходить в туалет.

3. Не спать голодным. Даже голод может вызвать проблему со сном.

Ночные страхи можно предотвратить. Они возникают в основном из-за неразвитости нервной системы у ребенка, что может быть вызвано генетическими особенностями.

Часть первая.

Источник

Êòî óõàæèâàë êîãäà-òî çà òÿæåëî áîëüíûìè áëèçêèìè – ïîéìåò. Ýòî êîãäà â ïàëàòå 6 ÷åëîâåê, êîãäà òÿæåëûé çàïàõ è îäíà ñàíèòàðêà íà âñå êðûëî, êîãäà íàäî íåñòè ñâîå ïîñòåëüíîå áåëüå, è äîðîãèå ëåêàðñòâà, è ïàìïåðñû, à ñèäåëêó íàíÿòü íå íà ÷òî, è ñïàòü ïðèõîäèòñÿ ñèäÿ íà òàáóðåòêå, ïîòîìó ÷òî äàæå ðàñêëàäóøêó íå ïðèíåñåøü – â êîðèäîðå òîæå ëåæàò áîëüíûå, è òû óæå ñàì íå ïîíèìàåøü, íà òîì òû ñâåòå èëè íà ýòîì.

Ëèäî÷êà êàê ðàç äîøëà äî òàêîãî «ïîòóñòîðîííåãî» ñîñòîÿíèÿ. Ìàìà áîëåëà, ôàêòè÷åñêè çàâèñëà ìåæäó æèçíüþ è ñìåðòüþ, è âðà÷è íè÷åãî íå îáåùàëè – ñìîòðåëè ìèìî, îòâå÷àëè íåîïðåäåëåííî.

Читайте также:  Стошнило ребенка температуры и поноса нет

– ×òî âû õîòèòå? Âîçðàñò, — ñêàçàë ëå÷àùèé âðà÷. – Ëåò åé ñêîëüêî? Ïðàâèëüíî, ìíîãî. À ñðåäíÿÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè â ñòðàíå êàêàÿ? Ïðàâèëüíî, ãîðàçäî ìåíüøå. Íó è âîò!

«Òàê ÷òî, îí õî÷åò ñêàçàòü, ÷òî ìàìà åùå è çàæèëàñü?», — ïîäóìàëà Ëèäî÷êà, íî âñëóõ íè÷åãî íå ñêàçàëà. Îíà âîîáùå òåðÿëàñü ïðè âñòðå÷àõ ñ äîëæíîñòíûìè ëèöàìè. Òî åñòü ïðàêòè÷åñêè ïîñòîÿííî.

 ñâîåì «ïîòóñòîðîííåì» ñîñòîÿíèè Ëèäî÷êà íàó÷èëàñü ñïàòü ñèäÿ. Íó, íå òî ÷òîáû ñïàòü – îòêëþ÷àòüñÿ íà ïàðó ìèíóò. Áîëüøå íåëüçÿ – âäðóã ìàìå ÷òî-íèáóäü ïîíàäîáèòñÿ? Õîòÿ ìàìà òîæå ïî÷òè âñå âðåìÿ ñïàëà… È âîò â îäèí èç òàêèõ ìîìåíòîâ Ëèäî÷êå, íàâåðíîå, ïðèñíèëñÿ ñîí. Òàêîé íåðåàëüíî ðåàëüíûé, ÷òî äàæå çàïàõè ïî÷óâñòâîâàëèñü. Âîò òîëüêî ÷òî ïàõëî áîëüíèöåé – à âîò óæå ñîâñåì äðóãèì – ìåòàëëîì, ÷åìîäàíàìè, äàëüíåé äîðîãîé… ðàññòàâàíèåì.

«Àýðîïîðò?» — ïîäóìàëà Ëèäî÷êà, ñîñðåäîòî÷åííî îçèðàÿñü âîêðóã. Ïîõîæå, ýòî äåéñòâèòåëüíî áûë àýðîïîðò. Ëèäî÷êà íàõîäèëàñü íà áàëêîíå, ñðåäè ìíîæåñòâà äðóãèõ ëþäåé, à âíèçó òîæå áûëè ëþäè, è òåðìèíàëû, è âûõîäû íà ëåòíîå ïîëå. Ñêâîçü ñòåêëÿííóþ ñòåíó âèäíåëèñü áåëîñíåæíûå ëàéíåðû, ïîõîæå, íîâûå, ñèÿþùèå íà ñîëíöå íåâûíîñèìûì ñâåòîì.

– Îáúÿâëÿåòñÿ ðåãèñòðàöèÿ áèëåòîâ è îôîðìëåíèå áàãàæà íà ðåéñ 84, — îáúÿâèë äèíàìèê. – Îòáûâàþùèõ ïðîñèì ïðîéòè ê 3 òåðìèíàëó.

Ëèäî÷êå ñâåðõó áûëî õîðîøî âèäíî, êàê âíèçó âñêèïåëî äâèæåíèå, ÷àñòü ëþäåé ïîòÿíóëàñü 3 òåðìèíàëó, ãäå óæå ñòîÿëè ñîòðóäíèêè – òîæå â áåëîñíåæíîé ôîðìå, ïðèâåòëèâûå è óëûá÷èâûå.

«Íàâåðíîå, íåïðàêòè÷íî âî âñåì áåëîì ðàáîòàòü, ïà÷êàåòñÿ áûñòðî», — ïîäóìàëà Ëèäî÷êà, êîòîðàÿ åæåäíåâíî ñòèðàëà ñâîé áåëûé õàëàò, áåç íåãî â ïàëàòå íàõîäèòüñÿ íå ïîëîæåíî.

Òåì âðåìåíåì ëþäè ó 3 òåðìèíàëà ñäàâàëè áàãàæ, ïðåäúÿâëÿëè áèëåòû è ïðîõîäèëè ÷åðåç âîðîòöà â íàêîïèòåëü. Ñòðàííîñòü êàêàÿ-òî â ýòîì áûëà… Ëèäî÷êà íå ñðàçó ñîîáðàçèëà, ÷òî ìíîãèå ïàññàæèðû î÷åíü íåïðèâû÷íî îäåòû. Ãëàç âûõâàòûâàë òî òóò, òî òàì ëþäåé â áàéêîâûõ õàëàòàõ, â íî÷íûõ ðóáàøêàõ, â ìàéêàõ è òðèêî, è Ëèäî÷êà ñ èçóìëåíèåì çàìåòèëà äàæå íåñêîëüêî ñîâåðøåííî ãîëûõ òîâàðèùåé. Âïðî÷åì, íèêîãî èç «íèæíèõ ëþäåé» ýòî íå ñìóùàëî – êàê áóäòî òàê è íàäî.

È åùå îäíà ñòðàííîñòü íå ñðàçó, íî îïðåäåëèëàñü: â âîðîòöà çàõîäèëè êàæäûé â ñâîåé îäåæäå, à èç íèõ âûõîäèëè â îäèíàêîâûõ áåëîñíåæíûõ ïðîñòîðíûõ áàëàõîíàõ. È áàãàæ îñòàâëÿëè âåñü, ïîä÷èñòóþ – â ðóêàõ ó ïðîøåäøèõ êîíòðîëü íå îñòàâàëîñü íè ïàêåòîâ, íè ñóìî÷åê, íè çîíòîâ, äàæå áèëåòîâ íå áûëî.

«Àíòèòåððîðèñòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ? — ïðåäïîëîæèëà Ëèäî÷êà. – ×òîáû íè áîìáó, íè ïèëêó äëÿ íîãòåé íå ïðîíåñëè? ×òî-òî ÿ î òàêîì íå ñëûøàëà…».

È òóò Ëèäî÷êà óâèäåëà… Íåò, îíà ñíà÷àëà íå ïîâåðèëà ñâîèì ãëàçàì. Íî ñîìíåíèé íå áûëî: òàì, âíèçó, â øèðîêèå ðàçäâèæíûå äâåðè òîëüêî ÷òî âîøëà ìàìà. Òî÷íî – ìàìà!  ñâîåì ïîëîñàòîì õàëàòå, êîòîðûé Ëèäî÷êà òîëüêî â÷åðà âûñòèðàëà è âûãëàäèëà, â òåïëûõ íîñêàõ è êîæàíûõ øëåïàíöàõ, â ïðàâîé ðóêå õîçÿéñòâåííàÿ ñóìêà, â êîòîðîé Ëèäî÷êà åæåäíåâíî íîñèëà â áîëüíèöó êóðèíûé áóëüîí, ñîêè è ÿáëî÷íîå ïþðå, à â ëåâîé…

«Áèëåò! – àõíóëà Ëèäî÷êà. – Íî êàê… Êóäà??? Îíà æå áîëüíà!!!».

Ìàìà ñòîÿëà è ðàñòåðÿííî îçèðàëàñü ïî ñòîðîíàì.

– Ìàìà! Ìà-ìà! ß çäåñü! – èçî âñåõ ñèë çàâîïèëà Ëèäî÷êà, áðîñàÿñü ê ìåòàëëè÷åñêîìó ïàðàïåòó. – Ìàìà, ïîñìîòðè íàâåðõ!

– Êóäà âû, æåíùèíà? Ýòî íåëüçÿ! – ðàçäàëîñü çà ñïèíîé, è ñèëüíûå ðóêè îòòàùèëè åå íàçàä.

Ëèäî÷êà îáåðíóëàñü è óâèäåëà îõðàííèêà – â áåëîñíåæíîé ôîðìå, è ýìáëåìà ñ êðûëûøêàìè íà øåâðîíàõ è íà ôóðàæêå. Íà êàðìàøêå áûëî âûøèòî: «Ñëóæáà áåçîïàñíîñòè». Îí áûë ÿâíî äîëæíîñòíîå ëèöî, ïîýòîìó Ëèäî÷êà ñðàçó îïîìíèëàñü.

– Èçâèíèòå, ÿ íå õîòåëà. Òàì ìîÿ ìàìà! – ñáèâ÷èâî çàãîâîðèëà Ëèäà. – ß ïðîñòî åå ïîçâàëà. Âîò è âñå. ß íè÷åãî íå íàðóøàëà…

– Îòáûâàþùèõ íå ïîëîæåíî çâàòü, — ðàçúÿñíèë îõðàííèê. – Èì âîîáùå ìåøàòü íåëüçÿ. Äåëî-òî ñåðüåçíîå!

– Íó äà, ÿ ïîíèìàþ, — ñìåøàëàñü Ëèäî÷êà. – Òîëüêî ìàìà íå ìîæåò çäåñü íàõîäèòüñÿ! Îíà ñåé÷àñ î÷åíü áîëüíà, ïîíèìàåòå? ß âîîáùå íå çíàþ, êàê îíà çäåñü î÷óòèëàñü… È ïîòîì – îíà çà âñþ æèçíü íè ðàçó íà ñàìîëåòå íå ëåòàëà! Äà è ëåòåòü-òî åé íåêóäà!

– À âû ðàçâå íå ïðîâîæàþùàÿ? – òåïåðü îõðàííèê âûãëÿäåë íåñêîëüêî ñìóùåííûì.

– Äà íåò æå! – ñ îò÷àÿíèåì ñêàçàëà Ëèäî÷êà. – Êàê æå ÿ ìîãó åå ïðîâîæàòü, åñëè åé íåëüçÿ óëåòàòü? Åé ëå÷èòüñÿ íàäî! Ìíå íàäî òóäà, âíèç, ê íåé! Ãäå òóò âûõîä?

– Âûõîä òóò îäèí – íàçàä, â ãîðîä, — ìåäëåííî ñêàçàë îõðàííèê. – Âíèç âàñ íå ïðîïóñòÿò. Òóäà òîëüêî ñ áèëåòàìè…

– Ãîñïîäè, íó ÷òî çà ïîðÿäêè ñòðàííûå? À ãäå òóò êàññà? ß êóïëþ áèëåò!

Ëèäî÷êà ãîâîðèëà è íåîòðûâíî ñëåäèëà ãëàçàìè çà ìàìîé. Òà ìåäëåííî äâèíóëàñü ïî çàëó, ðàññìàòðèâàÿ òåðìèíàëû è òî è äåëî çàãëÿäûâàÿ â áèëåò.

– Áèëåò âàì, ñêîðåå âñåãî, íå ïðîäàäóò, — ñêàçàë îõðàííèê. – Ó íàñ òóò òîëüêî ïî áðîíè… Âàøà î÷åðåäü åùå íå ñêîðî ïîäîéäåò. Âû óæ ìíå ïîâåðüòå.

– Íî ÷òî æå äåëàòü! – ñî ñëåçàìè âñêðèêíóëà Ëèäî÷êà. – Êðè÷àòü íåëüçÿ, âíèç íåëüçÿ, à ÷òî ìîæíî???

– Çíàåòå ÷òî? – âäðóã ðåøèë îõðàííèê. – Ïîéäåìòå ñî ìíîé â Çàë Îæèäàíèÿ. Åñëè íà÷àëüñòâî ðàçðåøèò – óñòðîþ âàì âñòðå÷ó ñ ìàìîé. È âû îáî âñåì ïîãîâîðèòå. Ïîéäåò?

– Ïîéäåò! – îáðàäîâàëàñü Ëèäî÷êà. – Ñïàñèáî âàì! Âû î÷åíü äîáðû!

Çàë Îæèäàíèÿ îêàçàëñÿ òóò æå, íåïîäàëåêó – îí áûë ïðîñòî îòãîðîæåí îò îñòàëüíîãî ïðîñòðàíñòâà ñòåêëîì è îáîðóäîâàí óäîáíûìè êðåñëàìè.

– Ðàñïîëàãàéòåñü, æäèòå. ß äîëæåí ïîëó÷èòü ïðîïóñê äëÿ âàøåé ìàìû, — ñêàçàë îõðàííèê è óäàëèëñÿ.

Ëèäî÷êà ñåëà è ñòàëà æäàòü. Îíà íåìíîãî óñïîêîèëàñü è ñòàëà ðàññìàòðèâàòü îêðóæàþùåå ïðîñòðàíñòâî.

– Òîæå íå óñïåëè ïîïðîùàòüñÿ? – ñïðîñèë åå âûñîêèé ñòàðèê, ñèäÿùèé íåïîäàëåêó.

– Äà íåò, ÿ âîîáùå íå ñîáèðàëàñü ïðîùàòüñÿ, — îõîòíî îòêëèêíóëàñü Ëèäî÷êà. – Ýòî êàêàÿ-òî îøèáêà!

– Òóò îøèáîê íå áûâàåò, — âçäîõíóë ñòàðèê. – Åñëè áèëåò êóïëåí, òî íàäî ëåòåòü…

– Äà åðóíäà, áèëåò âñåãäà ìîæíî ñäàòü, — îòìàõíóëàñü Ëèäî÷êà. – Ïðîñòî âñå ýòî êàê-òî íåîæèäàííî…

– Òóò âû ïðàâû, ýòî – âñåãäà íåîæèäàííî, — ïîêèâàë ñòàðèê. – Âðîäå ãîòîâèøüñÿ, ãîòîâèøüñÿ, à âîò ïðèõîäèò ïîðà ðàññòàâàòüñÿ – è âñå ðàâíî íå ãîòîâ. À âû êîãî ïðîâîæàåòå?

– Äà íå ïðîâîæàþ ÿ! Ìàìó òóò, âíèçó, óâèäåëà. Íî ìåíÿ ê íåé íå ïóñòèëè. Ñêàçàëè æäàòü.

– À, ïîíÿòíî. À ÿ âîò – æåíó. Íó, ìíå áû òîëüêî ïîïðîùàòüñÿ – è âñå. Ïóñêàé ëåòèò. Ðàç ðåøèëàñü…

– À êóäà îíà ó âàñ ëåòèò?

– Êàê êóäà? Çäåñü âñå â îäíîì íàïðàâëåíèè ëåòÿò – íà Òîò Ñâåò. Äðóãèõ ìàðøðóòîâ íåò.

– Êóäà? – îòîðîïåëà Ëèäî÷êà.

– Íà Òîò Ñâåò, — òåðïåëèâî ïîâòîðèë ñòàðèê. – Îñòàâëÿþò íàêîïëåííûé áàãàæ… Ñäàþò áèëåò, îí æå âñå ðàâíî – â îäèí êîíåö… Ïåðåîäåâàþòñÿ ÷èñòîå… È â ïîëåò!

– À… Îõ… Äà… ×òî âû òàêîå ãîâîðèòå??? – ñ óæàñîì âûäàâèëà Ëèäî÷êà.

– À âû ðàçâå íå çíàëè? – ñïîêîéíî óäèâèëñÿ ñòàðèê. – Õîòÿ – äà, âû åùå ìîëîäåíüêàÿ, îòêóäà âàì. Ïåðâûé ðàç, íàâåðíîå, áëèçêèõ ïðîâîæàåòå?

– Äà íå ïðîâîæàþ ÿ! – âñêðè÷àëà Ëèäî÷êà. – Ìàìà æèâà! Æèâà! È íèêóäà íå ñîáèðàåòñÿ ëåòåòü! À åñëè è ñîáèðàåòñÿ, ÿ åå íèêóäà íå îòïóùó!

– Ýãîèñòè÷íî, — çàìåòèë ñòàðèê. – À ìàìó-òî âû ñïðîñèëè, õî÷åò îíà îñòàòüñÿ èëè õî÷åò óëåòåòü?

Ëèäî÷êà íàáðàëà ïîáîëüøå âîçäóõà, íî òàê è âûäîõíóëà åãî, íå ïðåîáðàçîâàâ â ñëîâà. Ìàìó îíà íå ñïðàøèâàëà. È íå çíàëà, ÷òî òàì îíà õî÷åò èëè íå õî÷åò. À âðàòü Ëèäî÷êà íå óìåëà è íå ëþáèëà. Ïîýòîìó è ñíèêëà, ðàñòåðÿííî ãëÿäÿ íà ñòàðèêà.

Читайте также:  Бред ребенка при высокой температуре

– Íó-íó, íå ðàññòðàèâàéòåñü, – ñî÷óâñòâåííî ñêàçàë äåä. – È ïðîñòèòå ìåíÿ, äóðíÿ ñòàðîãî, åñëè ÷òî íå òàê. ß âàñ ïîíèìàþ. ß-òî ê ñâîåé ñòàðóõå âîò-âîò ñëåäîì ïðèëå÷ó, à âàì-òî ñ ìàìîé åùå íåñêîðî âñòðå÷à ïðåäñòîèò. Òàê ÷òî ïîíèìàþ âàøè ïåðåæèâàíèÿ.

– Êàêàÿ âñòðå÷à? – ñëàáûì ãîëîñîì ïðîñòîíàëà Ëèäî÷êà. – Ìàìà âîâñå íå ñîáèðàëàñü óìèðàòü, íó ïðàâäà! Âû âåäü ýòî èìåëè â âèäó?

– Ýòî, — ïîäòâåðäèë ñòàðèê. – Òîëüêî âîò ÷òî ÿ âàì ñêàæó: ñîçíàòåëüíî ñîáèðàþòñÿ óìèðàòü – òîëüêî ñàìîóáèéöû è ñâÿòûå. À âñå îñòàëüíûå – äóìàþò, ÷òî õîòÿò æèòü, à íà ñàìîì äåëå, â ãëóáèíå äóøè, áîã âåñòü, ÷òî îíè òàì ñîáèðàþòñÿ.

– Ìàìà íå ñàìîóáèéöà è íå ñâÿòàÿ, — îòâåòèëà Ëèäà. – Îíà ïðîñòî – ìàìà. Ìû çíàåòå êàê ñ íåé ðóãàëèñü? Îíà ìåíÿ âñþ æèçíü ãíîáèëà: òî ïîõóäåé, òî ïðè÷åøèñü, òî ïðèâåäè ñåáÿ â ïîðÿäîê. ß íà íåå îáèæàëàñü, çëèëàñü. Ðóãàëèñü. Íî òåïåðü ó íàñ âñå èçìåíèëîñü. Ìàìà íàêîíåö-òî ïîíÿëà, ÷òî áûëà íåïðàâà. Îíà ðàñêàÿëàñü, â öåðêîâü õîäèëà, ïðè÷àùàëàñü, èñïîâåäîâàëàñü… Äà ó íàñ æèçíü òîëüêî-òîëüêî íà÷àëàñü!

– Ìåæäó ïðî÷èì, êîãäà ÷åëîâåê ðàñïëà÷èâàåòñÿ ñî âñåìè çåìíûìè äîëãàìè, åãî óæå ìàëî ÷òî äåðæèò íà çåìëå, — çàìåòèë ñòàðèê. – Âàøà ìàìî÷êà, ïîõîæå, çàâåðøèëà íåçàâåðøåííîå, íó è âîò…

– Òàê. Äàâàéòå ìû ïîêà ïðî ìàìó íå áóäåì, — ðåøèòåëüíî ñêàçàëà Ëèäî÷êà. – Âîò âñòðåòèìñÿ – è òîãäà âñå âûÿñíèòñÿ. À ïîêà ïåðåìåíèì òåìó, ëàäíî?

– È òî âåðíî, — ñîãëàñèëñÿ ñòàðèê.

– À âîò âàøà æåíà, îíà òîæå íå ñîáèðàëàñü… íó, óëåòàòü?

– Íåò. Íå ñîáèðàëàñü. Õîäèëà, ñêðèïåëà, ìåíÿ ïîíåìíîãó ïèëèëà. Âñå íåîæèäàííî ïðîèçîøëî. Ìåíÿ è äîìà-òî íå áûëî. Òàê ÷òî ïîïðîùàòüñÿ íå óñïåë. Òîëüêî ýòî è ãëîæåò. À òàê – ÷òî æ, ðàç áèëåò ïðèîáðåëà, çíà÷èò, òàê íàäî. Ïîðà, ñòàëî áûòü.

«Áåçáèëåòíûõ ïàññàæèðîâ ýêñòðåííîãî ðåéñà âíå ðàñïèñàíèÿ ïðîñèì ïðîéòè ê êàññå. Ïîâòîðÿþ…», — ðàçäàëîñü èç äèíàìèêîâ.

– À ýòè êàê æå? Êîòîðûå áåç áèëåòà? – òóò æå ñïðîñèëà Ëèäî÷êà.

– Ýòî êîòîðûå ñîâñåì íåîæèäàííî.  êàòàñòðîôàõ, íàïðèìåð. Íó, íè÷åãî, âûäàäóò èì áèëåòû. Ïîòîðîïèëèñü ìàëåíüêî, à òàê òóò âñå ïðåäóñìîòðåíî. Äàæå åñëè âíå ðàñïèñàíèÿ.

– À êîãäà äåòè óìèðàþò, ýòî êàê, òîæå ïðåäóñìîòðåíî? – ãíåâíî ñïðîñèëà Ëèäà.

– Ïðåäóñìîòðåíî. Äåòè, íå äåòè, à åñëè íàäî âåðíóòüñÿ – çíà÷èò, ëåòÿò. Âû, ìîÿ õîðîøàÿ, ïîêà åùå íå çíàåòå, ÷òî çäåñü ìû âñå ãîñòè. À Äîì íàø – òàì. Îòòóäà ïðèõîäèì, òóäà è âîçâðàùàåìñÿ. Ñ ãîäàìè ïîéìåòå.

Îòêóäà íè âîçüìèñü íåñëûøíî âîçíèê îõðàííèê.

– Âàì ðàçðåøåíà âñòðå÷à. Ïðîéäåìòå.

– Èçâèíèòå, ñïàñèáî, äî ñâèäàíèÿ, — âñêàêèâàÿ, òîðîïëèâî ïîïðîùàëàñü ñî ñòàðèêîì Ëèäî÷êà. – Îé, ìàìî÷êè… Áîþñü!

… Ìàìà åå æäàëà. Óëûáàëàñü. Âûãëÿäåëà îíà î÷åíü íåïëîõî – ïîìîëîäåâøåé, ïîñâåæåâøåé, êàê áóäòî è íå áûëî áîëåçíè, è äàæå ãëàçà áëåñòåëè ïî-ìîëîäîìó.

– Ìàìà, ìàìî÷êà, íó ÷òî òû, íó êóäà òû? – áåñòîëêîâî ãîâîðèëà Ëèäà, îáõâàòèâ ìàìó ðóêàìè è âöåïèâøèñü ê íåé, êàê îáåçüÿíèé äåòåíûø.

– Ëèäà, Ëèäóíÿ, íó ÷åãî òû, íó ëàäíî òåáå, — ïðèãîâàðèâàëà ìàìà, ãëàäÿ åå, êàê ìàëåíüêóþ, ïî ãîëîâå.

– Ìàìà, êàê òû çäåñü îêàçàëàñü?

– Ëèäóíÿ, äà êàêàÿ ðàçíèöà? Íó, îêàçàëàñü è îêàçàëàñü… Òû íå ïåðåæèâàé.

– Íó êàê íå ïåðåæèâàé? Ìàì, òåáå ëåæàòü íàäî…

– Óæå íå íàäî, — âåñåëî ñêàçàëà ìàìà è ñëåãêà îòñòðàíèëà åå îò ñåáÿ. – Ëèä, ìíå òàê õîðîøî ñåé÷àñ ñòàëî! Êàê áóäòî ëåò 30 ñáðîñèëà!

– Ìàìà, òû ïðàâäà õî÷åøü… óëåòåòü?

– Ïðàâäà, — ñêàçàëà ìàìà. – Óñòàëà ÿ çäåñü, Ëèäóíü. Îòäîõíóòü õî÷ó.

– Ìàìî÷êà, äà ìû òåáÿ îòïðàâèì îòäûõàòü êóäà õî÷åøü. Íó õî÷åøü â Ïèöóíäó? Èëè â Àëóøòó? Òû ñêàæè, ìàì…

– Íå õî÷ó. Õî÷ó äîìîé… Íà ñàìîëåòå.

– Ìàìà, ýòî íå÷åñòíî, — æàëîáíî ñêàçàëà Ëèäà. – Íó ó íàñ æå òîëüêî ÷òî âñå íàëàäèëîñü!

– Âîò âèäèøü… Íàëàäèëîñü, è ñëàâà áîãó! Òåïåðü òû ñìîæåøü ñ ýòèì æèòü äîëãî è ñ÷àñòëèâî.

– ß íå õî÷ó æèòü áåç òåáÿ! – âîñêëèêíóëà Ëèäî÷êà.

– Òåáå ïîðà âçðîñëåòü, — ìÿãêî ñêàçàëà ìàìà. – Ïîðà ñòàòü ñàìîñòîÿòåëüíîé…

– Ìàìà, òû íå èìååøü ïðàâà ìåíÿ âîò òàê áðîñàòü! – òðåáîâàòåëüíî ñêàçàëà Ëèäî÷êà. – Òû äîëæíà áûòü çäåñü, ñ íàìè!

– Çíàåøü, ïî÷åìó ÿ çàáîëåëà? – âäðóã ñïðîñèëà ìàìà. – ×åñòíî ãîâîðÿ, ÷òîáû ïðîñòî îòäîõíóòü. Ìíå òàê íàäîåëè âñå ýòè «íå èìååøü ïðàâà», «äîëæí໅ Òîëüêî â áîëåçíè îò âñåãî ýòîãî è ñïðÿ÷åøüñÿ. Óñòàëà ÿ. Âû óæ ñàìè êàê-íèáóäü. À ÿ õî÷ó ïîêîÿ.

– Ìàìà, ìàìî÷êà, òû ìíå íóæíà! – çàïëàêàëà Ëèäî÷êà. – ß áåç òåáÿ ïðîïàäó. Íå óõîäè!

– Åñëè ÿ îñòàíóñü, òû íèêîãäà íå âûðàñòåøü, — âîçðàçèëà ìàìà. – Òàê è áóäåøü æäàòü êîìàíäû. ß ïîíÿëà, ÷òî ñäåëàëà ìíîãî îøèáîê. ß âñå âðåìÿ ñòðåìèëàñü ðóêîâîäèòü òîáîé, êîíòðîëèðîâàòü òâîþ æèçíü, óáåðå÷ü òåáÿ îò íåïðàâèëüíûõ øàãîâ. Ýòî èç ëó÷øèõ ïîáóæäåíèé! Íî òåïåðü ÿ ïîíÿëà, ÷òî ýòîé çàáîòîé òîëüêî íàâðåäèëà òåáå. Òû òåïåðü áåç ìîåãî ðóêîâîäñòâà ÷óâñòâóåøü ñåáÿ íåóâåðåííî. Õîòÿ óæå ñàìà ìàìîé ñòàëà…

– Ìàìà, ÷òî ìíå ñäåëàòü, ÷òîáû òû îñòàëàñü? – â îò÷àÿíèè ñïðîñèëà Ëèäà. – Òû íå äóìàé, ÿ óæå âçðîñëåþ! ß êàæäûé äåíü âçðîñëåþ! È òû ìíå íóæíà âîâñå íå äëÿ òîãî, ÷òîáû ðóêîâîäèòü!!! Òû ìíå ïðîñòî òàê íóæíà! Ïîòîìó ÷òî ÿ òåáÿ ëþáëþ!!!

– Ñâèäàíèå îêîí÷åíî. Ïðîùàéòåñü, — ðàçäàëñÿ ãîëîñ îõðàííèêà.

– Íåååååò!!!! – îò÷àÿííî çàêðè÷àëà Ëèäóíÿ è ðâàíóëàñü ê ìàìå.

… Ãðîõîò òàáóðåòêè ðàçáóäèë âñþ ïàëàòó. Ëèäà ñèäåëà íà ïîëó è îøàðàøåíî âåðòåëà ãîëîâîé, ïîòèðàÿ óøèáëåííóþ êîëåíêó.

– Ëèäî÷êà! Ëèäà! Äî÷åíüêà! ×òî ñ òîáîé? – âñòðåâîæåííî ñïðàøèâàëà ìàìà, ïðèïîäíÿâ ãîëîâó ñ ïîäóøêè.

– Ñîí. Ìàìà, ìíå ñîí ïëîõîé ïðèñíèëñÿ.

– Íàãíèñü, ÿ òåáå â ëîá ïîäóþ, è âñå ïðîéäåò.

Ëèäà íàãíóëàñü íàä ìàìîé è ïîñëóøíî äàëà ïîäóòü ñåáå íà ëîá. Ñðàçó ñòàëî ëåã÷å.

Ìàìà ïðèòÿíóëà ê ñåáå Ëèäî÷êó è ïðèæàëàñü ùåêîé.

– ß òåáÿ òîæå ëþáëþ, — øåïíóëà ìàìà.

È Ëèäî÷êà çàïëàêàëà, ïîòîìó ÷òî åé ñòàëî æàëêî ìàìó, è ñåáÿ, è âñåõ, êòî ïðîâîæàåò ñâîèõ áëèçêèõ â ýòîì ñèÿþùåì àýðîïîðòó, è íå õî÷åò èõ îòïóñòèòü, ïîòîìó ÷òî áåç íèõ æèçíü ñòàíåò íàìíîãî ñëîæíåé, è âñåãäà îñòàíåòñÿ ÷òî-òî íåäîñêàçàííîå, íåäîäåëàííîå, íåäîïîíÿòîå…

Êîãäà ìàìà ñíîâà óñíóëà, Ëèäî÷êà âûøëà â êîðèäîð, ïðèæàëàñü ëáîì ê õîëîäíîìó áîëüíè÷íîìó îêíó. Çà îêíîì ïîçäíÿÿ îñåíü âñå íèêàê íå ìîãëà ñòàòü çèìîé, è ãîëûå ÷åðíûå âåòêè äåðåâüåâ òîð÷àëè íåìûì óêîðîì, êàê áóäòî ýòî Ëèäî÷êà áûëà âèíîâàòà, ÷òî ñíåãà âñå íåò è íåò…

– ß íèêîãäà íå áóäó áîëüøå äàâèòü íà ìàìó, — ðåøèëà äëÿ ñåáÿ Ëèäî÷êà. – Åñëè åé òàê õî÷åòñÿ óéòè – îíà èìååò ïðàâî. Äàæå åñëè ìíå áóäåò áîëüíî… Íî ìå÷òàòü, ÷òîáû îíà îñòàëàñü – ìíå âåäü íèêòî íå çàïðåòèò, äà? À âäðóã îíà çàõî÷åò ñäàòü áèëåò è åùå íåìíîãî ïîáûòü ñ íàìè… Áûëî áû çäîðîâî! ß ïðîñòî áóäó äàâàòü åé ëþáîâü. Ìíîãî ëþáâè! È ïî÷àùå óëûáàòüñÿ – êàê òå ëþäè â àýðîïîðòó. Åñëè îíà áóäåò ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ñ÷àñòëèâîé çäåñü, òî çà÷åì åé Òóäà???

È Ëèäî÷êà ðåøèòåëüíî ïîøëà íàçàä, â ïàëàòó, ñòàâøóþ äëÿ íåå Çàëîì Îæèäàíèÿ – äàðèòü ìàìå ìíîãî-ìíîãî ëþáâè, áåç âñÿêèõ óñëîâèé, à ïðîñòî òàê, íè çà ÷òî. Ïîòîìó ÷òî ëþáîâü – ýòî åäèíñòâåííîå, ÷òî äåðæèò ÷åëîâåêà íà Çåìëå…

© Ýëüôèêà

Источник