Повышение температуры у ребенка ситуационная задача

Ситуационная задача №1

Врач медицинского пункта был вызван к ребенку 4 лет (вес 20 кг). Жалобы на повышение температуры тела до 39,8 градусов, слабость, недомогание, отсутствие аппетита, потливость, боль в горле при глотании.

Из анамнеза известно, что мальчик заболел 2 дня назад. Заболевание началось остро, с повышения температуры тела, слабости, затем появилась болезненное глотание, ухудшение самочуствия.

Объективно: общее состояние мальчика по заболеванию тяжелое.  Ребенок вялый, капризный. Кожа бледная, влажная. Видимые слизистые розовые, чистые. В зеве при осмотре отмечается увеличение миндалин, их гиперемия, гнойные налеты в лакунах. В подчелюстной области пальпируются увеличенные, умеренно болезненные лимфоузлы.

В легких выслушивается везикулярное дыхание, перкуторно определяется легочный звук. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=136 в минуту. Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.

Эталоны ответов к ситуационной задачи №1

1. Выделить ведущий клинический синдром?

Гипертермический синдром.

2. Предварительный диагноз, обоснуйте его?

Лакунарная ангина.

3. Возможные осложнения?

Заглоточный абсцесс, гнойный регионарный лимфоаденит.

4. Ваши действия в условиях МП, их последовательность?

-антипиретическая терапия: внутримышечно вводится литическая смесь (50% раствор анальгина в разовой дозе 0,4 мл, 2% раствор папаверина 0,4 мл, 1% раствор димедрола 0,4 мл). Физические методы охлаждения: обнажение тела ребенка, наложение влажного полотенца на лоб, пузырь со льдом к голове, лед по ходу магистральных сосудов, обдувание вентилятором, обтирание тела ребенка полуспиртовым раствором, клизма с прохладной водой (18 градусов). Контроль за эффективностью мероприятий через 20 минут. Снижать температуру тела не ниже 37,5 градусов.

-оральная детоксикация: обильное питье (минеральная вода, слегка сладкий чай, ягодные морсы, разведенный фруктовый сок).

-парентеральная детоксикация: внутривенно струйно медленно вводится 20% раствор глюкозы 40,0 мл вместе с аскорбиновой кислотой 5% раствор-1,0 мл и кокарбоксилазой 50 мг.

-местное лечение: орошение слизистой оболочки зева и миндалин аэрозолью «Ингалипт» или обработка их раствором Люголя, при отсутствии их, полоскание зева раствором фурацилина или пищевой соды.

-антибактериальная терапия: ампициллин, оксациллин внутрь в разовой дозе 0,5 х 4 раза в день.

-при отсутствии возможности лечения и врачебного наблюдения в домашних условиях проводится госпитализация в инфекционное отделение детской больницы.

5. Наметьте план обследования и лечения в условиях инфекционной больницы.

-взятие мазка из зева на ВД, общий анализ крови и мочи, консультация врача-оториноларинголога.

-антибиотикотерапия: внутримышечно ампициллин по 500 Т ЕД 4 раза в день.

-продолжение антипиретической и дезинтоксикационной терапии.

-продолжение местного лечения тонзиллита.

Ситуационная задача №2

Врач медицинского пункта пришел к больному ребенку домой (возраст 4 года, вес 20 кг). У мальчика отмечается повышение температуры тела до 38,2 градусов, грубый лающий кашель, учащенное дыхание, чиханье, слизистые выделения из носа.

Из анамнеза известно, что ребенок заболел около суток назад. Заболевание началось с чиханья, слизистых выделений из носа,  покашливания,. Затем повысилась температура тела, кашель усилился, приобрел грубый, лающий характер. Около часа назад на фоне сухого кашля появилось учащенное затрудненное дыхание.

Объективно: общее состояние ребенка тяжелое, возбужден, капризен. Кожные покровы бледные, чистые. Видимые слизистые розовые, влажные. В зеве отмечается гиперемия задней стенки глотки, дужек, миндалин.

Наблюдаются явления ринита. Аускультативно в легких жесткое дыхание, выслушиваются проводные хрипы. Дыхание шумное, с участием вспомогательной мускулатуры, вдох затруднен. Частота дыхания 40 в 1 минуту. Перкуторно определяется тимпанический звук.

Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=118 в 1 минуту. Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.

Эталоны ответов к ситуационной задачи №2

1.Выделите ведущий клинический синдром?

Синдром острой дыхательной недостаточности.

2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?

Острая респираторная вирусная инфекция, острый ларинготрахеит, стеноз гортани II степени.

3.Возможные осложнения?

Асфиксия, гипоксическая кома.

4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?

-седативная терапия: внутримышечное введение седуксена или реланиума в разовой дозе 2,0 мл.

-противовоспалительная терапия: преднизолон (1 мг/кг массы тела) 20 мг.

-десенсибилизирующая терапия: димедрол или супрастин в разовой дозе 0,4 мл.

-спазмолитическая терапия: папаверин 2% раствор в разовой дозе 0,4 мл.

-оральная детоксикация: обильное питье  в виде теплой минеральной воды типа «Боржоми», горячее молоко со сливочным маслом, теплый чай.

-ингаляционная терапия: паровые ингаляции.

-обязательная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.

5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.

-забор мазка из зева на БД, общий анализ крови и мочи, консультация реаниматолога и врача оториноларинголога.

-ингаляционная терапия: ингаляции с физиологическим раствором натрия хлорида по 10 минут через каждые 2 часа.

-противовоспалительная терапия: преднизолон из расчета 2 мг/кг массы тела ребенка в сутки, по 20 мг утром и вечером внутримышечно.

-десенсибилизирующая терапия: димедрол или супрастин по 0,4 мл в/м 2 раза в день.

-спазмолитическая терапия: папаверин 2% раствор по 0,4 мл 2 раза в день.

-парентеральная детоксикация: внутривенно струйно медленно вводится 10% раствор глюкозы 200,0 мл, аскорбиновая кислота 5% -1,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг, 7,5% раствор калия хлорида 20,0 мл, реополиглюкин 200,0 мл, раствор Рингера 200,0 мл.

-контроль за диурезом.

-оральная детоксикация в виде обильного теплого питья в объеме до 1,5 литров в сутки.

-откашливающие средства: отвар травы термопсиса, отвар корня алтея, отвар травы «мать и мачеха», отвар травы подорожника.

Ситуационная задача №3

К врачу медицинского пункта доставлен ребенок 10 месяцев (вес 10 кг), находящейся в тяжелом состоянии.

При опросе матери удалось установить, что ребенок заболел 2 дня назад. Заболевание началось с повышения температуры тела до субфебрильных цифр, небольшого серозного выделения из носа, катарального конъюнктивита.

Затем состояние ребенка ухудшилось, температура тела повысилась до 39,5 градусов, ребенок стал вялый, отказывался от еды, появилась рвота не связанная с приемом пищи и воды, однократно клонико-тонические судороги.

Объективно: при осмотре общее состояние ребенка тяжелое. Вялый, плачет. Температура тела 39,2 градуса. Ребенок лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища руками и согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами.

Отмечается запрокидывание головы назад, выбухание большого родничка, временами возникают судорожные подергивания конечностей. Кожные покровы бледные, сухие. Видимые слизистые чистые, розовые. В зеве умеренная гиперемия задней стенки глотки. В легких выслушивается пуэрильное дыхание, хрипов нет. Перкуторно определяется легочный звук.

При аускультации тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС=138 в минуту. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены. Мочится мало, моча прозрачная, желтого цвета. Стул был  один раз за последние два дня оформленный.

Эталоны ответов к задаче №3

1.Выделить ведущий клинический синдром?

Судорожный синдром.

2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?

Менингит.

3.Возможные осложнения?

Инфекционно-токсический шок, острая надпочечниковая недостаточность.

4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?

-противосудорожная терапия: седуксен 0,5-0,7 мл внутримышечно, если через 10-15 минут судорожный синдром не купируется, то назначается дроперидол в разовой дозе 10 мг/кг массы тела (1,0 мл) внутримышечно.

-дегидратационная терапия: лазикс (2 мг/кг массы тела) 20 мг в/м.

-антипиретическая терапия: 50% раствор анальгина-0,2 мл, 2% раствор папаверина-0,2 мл в/м, физические методы охлаждения (холод на голову, холод на магистральные сосуды, обтирание тела ребенка полуспиртовым раствором, обдувание вентилятором).

Читайте также:  Как можно снять температуру народными средствами у ребенка

-антибактериальная терапия: ампициллин 500 Т ЕД в/м или антибиотики цефалоспоринового ряда.

-срочная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.

5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.

-лечебно-диагностическая люмбальная пункция с последующим посевом ликвора на флору, чуствительность к антибиотикам, на биохимическое исследование. Общий анализ крови, мочи, анализ крови на КЩР, основные электролиты, глюкозу, общий белок, белковые фракции, остаточный азот, креатинин, билирубин.

-консультация врача невропатолога, реаниматолога.

-катетаризация центральной или периферической вены.

-дезинтоксикационная терапия: 20% раствор альбумина 100,0 мл, 10% раствор глюкозы 300,0 мл с 7,5% раствором калия хлорида 10,0 мл, реополиглюкин 200,0 мл, аскорбиновая кислота 5%-2,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг внутривенно капельно в течение суток, под контролем диуреза.

-дегидратационная терапия: лазикс 20 мг в/м 2 раза в день.

-антибактериальная терапия: цефалоспориновые антибиотики, проникающие через гематоэнцефалический барьер по 500 Т ЕД 2 раза в день в/в.

Ситуационная задача №4

На приеме у врача медицинского пункта находится мать с ребенком в возрасте 5 лет с жалобами на возникший у мальчика отек в области лица, вялость, общую слабость, недомогание.

При опросе врачом установлено, что заболевание у ребенка возникло несколько часов назад. Вскоре после употребления в пищу цитрусовых появилась одутловатость лица, которая затем сменилась его отеком. В анамнезе у ребенка  отмечается пищевая аллергия.

Объективно:

При осмотре общее состояние ребенка тяжелое. Вялый. На лице определяется ограниченный отек кожи и подкожной клетчатки, который распространяется на губы, веки и щеки. Кожа на месте отека бледная, холодная на ощупь.

Область отека безболезненная при пальпации, зуда кожи нет. При осмотре полости рта и зева слизистая розовая, влажная, не отечная. Голос у ребенка не изменен. В легких дыхание везикулярное, ЧД=24 в минуту. Аускультативно тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=98 в минуту.

Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.

Эталоны ответов к ситуационной задаче №4

1.Выделить ведущий клинический синдром?

Острая аллергическая реакция.

2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?

Отек Квинке.

3.Возможные осложнения?

Острый отек гортани, асфиксия.

4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?

-прекращение поступления возможных аллергенов в организм ребенка.

-введение одного из перечисленных антигистаминных препаратов: димедрол, супрастин, тавегил в разовой дозе 0,5 мл в/м, по возможности в/в.

-противовоспалительная терапия: преднизолон в разовой дозе 1-2 мг/кг массы тела ребенка (20-40 мг).

-препараты кальция: кальция глюконат 0,25 г внутрь однократно.

-внутрь активированный уголь.

-госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.

5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.

-общий анализ крови, мочи, консультация врача оториноларинголога.

-гипоаллергенная диета.

-проведение десенсибилизирующей терапии: преднизолон в разовой дозе 1 мг/кг массы тела 2 раза в день в/м, антигистаминные препараты-димедрол, супрастин, тавегил 0,5 мл 2 раза в день в/м., кальция глюконат 0,25 г 2 раза в день внутрь.

-обильное питье в виде кипяченой воды, минеральной воды, слабого чая.

Ситуационная задача №5

К врачу медицинского пункта доставлен ребенок 3 месяцев (вес 6 кг), находящейся в тяжелом состоянии,  с высокой температурой тела, рвотой и судорожными подергиваниями конечностей.

Из анамнезаудалось установить, что мальчик заболел остро. Появились слизистые выделения из носа, чиханье, редкий сухой кашель, беспокойство, которое вскоре сменилось вялостью, заторможенностью, температура тела , повысилась до 39,8 градусов.

На фоне высокой температуры появилась рвота, а затем судорожные подергивания конечностей. Ребенок находится на диспансерном наблюдении у невропатолога по поводу перинатального повреждения центральной нервной системы.

Объективно:

При осмотре общее состояние тяжелое, вялый. Менингиальные симптомы отрицательные. Большой родничок выбухает.Сухожильные рефлексы высокие, очаговой патологической симптоматики со стороны ЦНС нет.

Кожные покровы бледные с мраморным рисунком. В зеве определяется гиперемия задней стенки глотки, дужек. Из носа светлые слизистые выделения. Видимые слизистые оболочки чистые, розовые. В легких дыхание жесткое, хрипов нет, ЧД=66 в минуту.

Аускультативно тоны сердца приглушены, тахикардия до 164 в минуту. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены. Стул был 1 раз в течение суток, оформленный.

Эталоны ответов к ситуационной задаче №5

1.Выделить ведущий клинический синдром?

Нейротоксический синдром.

2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?

Острая респираторная вирусная инфекция.

3.Возможные осложнения?

Гипоксическая кома, острая надпочечниковая недостаточность.

4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?

-антипиретики ( 50% раствор анальгина 0,2 мл+2% раствор папаверина 0,2 мл+1% раствор димедрола 0,2 мл в/м), физические методы охлаждения ребенка (холод на голову и крупные сосуды, обтирание тела полуспиртовым раствором, обдувание вентилятором).

-противосудорожная терапия-реланиум или седуксен 0,5% раствор 0,5 мл в/м.

-дегидратационная терапия -лазикс 10 мг в/м.

-детоксикационная терапия-внутривенное медленное введение 10% раствора глюкозы 20,0 мл вместе с 5% раствором аскорбиновой кислоты и 50 мг Ячкокарбоксилазы.

-преднизолон в/м из расчета 2-3 мг/кг массы тела (20 мг).

-теплое питье внутрь в виде минеральной воды, слабого чая, ягодных морсов.

-срочная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.

5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.

-лечебно-диагностическая люмбальная пункция с последующим посевом ликвора на флору, чуствительность к антибиотикам, проведением биохимического исследования.

-осмотр врачом-реаниматологом, невропатологом.

-общий анализ крови, мочи, анализ крови на основные электролиты, глюкозу, общий белок и белковые фракции, остаточный азот, креатинин, билирубин.

-катетаризация центральной вены.

-проведение детоксикации с дегидратацией (в/в капельно вводится 20% раствор альбумина 60 мл, 10% раствор глюкозы 200,0 мл, раствор Рингера 200,0 мл с 5% раствором вит.С 2,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг, 5% раствор калия хлорида 6,0 мл, лазикс в/в струйно 10 мг, преднизолон по 10 мг 4 раза в день, через 6 часов).

-антипиретики-50% раствор анальнина 0,2мл +2% раствор папаверина 0,2 мл в/м через 4 часа до снижения температуры тела не ниже 37,5 градусов, в сочетании с физическими методами охлаждения.

-почасовой контроль за диурезом.

-антибиотикотерапия-препараты цефалоспоринового ряда в/в 2 раза в день из расчета 100 мг/кг в сутки.

(Visited 5 797 times, 1 visits today)

Источник

Задача 1

Больной С., 30 лет, доставлен на медицинский пункт в тяжелом состоянии. Кожные и слизистые покровы цианотичны. Пульс 146 уд./мин, слабого наполнения. Артериальное давление 90/60 мм рт.ст. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела 40,6° С. По свидетельству сопровождающих, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение 40 минут работал при температуре воздуха около 70° С и высокой влажности.

Какой патологический процесс обусловил повышение температуры?

Каков патогенез развившихся симптомов?

Какая стадия (фаза) патологического процесса у больного?

Целесообразно ли данному больному назначать жаропонижающие препараты? Почему?

Чем лихорадка отличается от перегревания (5 различий)?

Задача 2

У больной В., 47 лет, после удаления опухоли щитовидной железы появились симптомы гипотиреоза (недостаточность щитовидной железы). Больной был назначен тиреоидин. Состояние улучшилось и больная, не посоветовавшись с врачом, увеличила прием данного препарата. Через некоторое время появилась бессонница, участилась работа сердца, повысилась температура тела до 37,5-37,7° С.

Читайте также:  Ребенок температура синие губы

Чем объяснить повышение температуры тела при избыточном приеме тиреоидина?

Является ли повышение температуры тела в данном случае лихорадкой?

Целесообразно ли назначение больной аспирина?

Задача 3

Коля С., 11 лет, был доставлен в приемное отделение в состоянии психомоторного возбуждения. Кожные покровы влажные, гиперемированы. Пульс 120 уд./мин. Артериальное давление 130/85 мм рт.ст. Число дыхательных движений 35/мин. Температура тела 37,7° С. Ребенок в течение двух часов с непокрытой головой находился под палящими лучами солнца.

Какой патологический процесс выявлен у ребенка?

Какая стадия (фаза)?

Каков патогенез развившихся симптомов?

Как изменится теплорегуляция при перегревании?

Какова тактика врача?

Назовите основные отличия лихорадки от гипертермиии.

Задача 4

Больной Н., 27 лет, доставлен в клинику в состоянии психомоторного возбуждения после аварии на стройке, где пострадавший упал с высоты и ударился головой. При осмотре: больной бледен, выявлен нистагм, температура тела 37,7° С, ушибы мягких частей тела, переломов нет. Поставлен диагноз – сотрясение головного мозга.

Объясните патогенез подъема температуры тела у больного.

Целесообразно ли назначение ему аспирина?

Перечислите положительные и отрицательные черты лихорадки.

Задача 5

Наташа К., 6 лет, поступила в клинику с диагнозом «Инфекционное воспаление околоушных слюнных желез (свинка)». Заболевание началось с общего недомогания и постепенного повышения температуры тела, которая достигла 39° С. Высокая температура держалась 10 дней. Колебания между утренней и вечерней температурой не превышали 1° С. Через 10 Дней температура постепенно стала снижаться, что сопровождалось усиленным потоотделением.

Какой патологический процесс развился у больной?

Какой тип температурной кривой выявился у больной?

Какие существуют типы температурных кривых?

Какова степень повышения температуры?

Какие стадии данного патологического процесса наблюдались у больной?

Объясните механизм развития слабости, сонливости и снижения аппетита.

Что такое «лизис» и «кризис» и каковы механизмы их развития?

Целесообразно ли назначение больной аспирина для снижения температуры?

Задача 6

Больной К., 18 лет, поступил в терапевтическое отделение по поводу крупозного воспаления легких. Температура тела 40,5° С. Больной бледен, кожа сухая. Язык обложен белым налетом. Больной жалуется на головную боль, полное отсутствие аппетита, сонливость, сильный кашель с мокротой, одышку, болезненность в мышцах и суставах. АД – 130/90 мм рт.ст. Пульс 98 уд./мин. Границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца приглушены. Дыхание частое и поверхностное. В нижних отделах правого легкого вы­слушивается крепитация. Печень слегка увеличена. В крови: лейкоцитов 18×109/л, нейтрофилия, СОЭ 22 мм/час. Содержание сахара в крови 7 ммоль/л, альбуминово/глобулиновый коэффициент снижен.

Составьте патогенетическую цепочку, характеризующую механизм повышения температуры тела у данного больного.

Какова степень повышения температуры?

1. Объясните связь между воспалительным процессом в легких и общими реакциями организма.

С каким феноменом воспаления можно связать появление крепитации?

Объясните механизмы: тахикардии, нейтрофилии, гипергликемии, снижения альбумино/глобулинового коэффициента.

Задача 7

К больному Т., 43 лет, по поводу почечной колики был вызван врач скорой помощи. Больной жалуется на приступообразные боли в правой поясничной области, отдающие в правое яичко. Боль доводит больного до обморочного состояния. Мочеиспускание учащено. В моче свежие эритроциты. Температура тела 37,7° С. Из анамнеза известно, что больной страдает почечно-каменной болезнью. После инъекции морфина с атропином и теплой грелкой на область поясницы боли исчезли. Через 2 часа после приступа тем­пература тела снизилась до нормы.

Какой патологический процесс развился у больного?

Объясните его патогенез и тактику врача.

Какова степень повышения температуры?

Изобразите патогенетическую цепочку, характеризующую механизм повышения температуры тела у данного больного.

Что такое лихорадка?

Чем лихорадка отличается от перегревания?

Задача 8

При объективном обследовании у пациента обнаруживается повышение температуры до 37,8° С. Из анамнеза известно, что субфебрильная температура отмечалась у него практически постоянно на протяжении последнего года, прием жаропонижающих средств типа аспирина не приводит к ее нормализации.

Какой патологический процесс (лихорадка или гипертермия) имеет место в данном случае?

Какие возможные причины могут вызвать его?

Какие дополнительные сведения необходимо получить для уточнения диагноза?

Задача 9

У больного, 72 лет, на протяжении последних 5 лет наблюдаются периодические обострения хронической пневмонии, сопровождающиеся повышением температуры максимум до 38° С.

Целесообразно ли в подобных случаях при субфебрильной лихорадке назначение антипиретиков типа аспирина?

Какие неблагоприятные последствия могут быть связаны с длительно протекающей субфебрильной температурой?

Задача 10

У больного с достоверно диагностированным онкологическим заболеванием в течение последнего года постоянно отмечалась субфебрильная температура. После назначения цитостатических препаратов (подавляющих синтез белков) зарегистрирована нормализация температуры.

Какой патологический процесс (инфекционная лихорадка, неинфекционная лихорадка, эндогенная гипертермия) обусловил повышение температуры в данном случае?

Чем Вы обосновываете свое заключение?

Каков механизм жаропонижающего действия препаратов, подавляющих белковый синтез?

Способны ли они нормализовать температуру при эндогенной гипертермии?

Задача 11

В стационар доставлен ребенок 8 месяцев с достоверно установленным диагнозом инфекционного заболевания. При объективном обследовании отмечается повышение температуры до 39,7° С.

Какие осложнения повышенной температуры можно ожидать в данном случае?

Целесообразно ли использование методов физического охлаждения в подобных случаях?

Чем Вы обосновываете заключение?

Задача 12

У больного 20 лет с достоверно диагностированным инфекционным заболеванием в момент осмотра отмечается температура 38,7° С.

Является ли факт наличия инфекционной лихорадки безусловным показанием для назначения антипиретиков типа аспирина?

Чем вы обосновываете свое мнение?

Какие дополнительные сведения необходимо получить в данном случае для правильного решения вопроса о целесообразности назначения жаропонижающих средств?

Целесообразно ли использование физических методов охлаждения для терапии инфекционной лихорадки, если да, то в каких случаях?

Задача 13

У больного 42 лет с тиреотоксикозом в течение последнего года отмечается постоянная субфебрильная температура. 5 дней назад у него была диагностирована пневмония. Температура в момент осмотра равна 38,7° С.

Можно ли в данном случае рассматривать повышение температуры как проявление инфекционной лихорадки?

Способно ли назначение жаропонижающих средств типа аспирина нормализовать температуру в подобных случаях?

Является ли целесообразным их назначение?

Задача 14

Кролику локально с помощью термода повысили температуру медиальной преоптической области гипоталамуса до 40° С. Затем внутривенно ввели эндогенный пироген (ИЛ-1) в дозе, повышающей температуру тела до 39° С.

Разовьется ли лихорадка у кролика?

Дайте обоснование Вашего ответа.

Задача 15

В результате предварительного тестирования двум кроликам подобрали дозу эндогенного пирогена (ИЛ-1), которая после внутривенного введения вызывала повышение температуры тела до 38,5° С. С целью изучения влияния факторов внешней среды на развитие лихорадки одного из кроликов по­стригли. Затем обоим кроликам внутривенно ввели эндогенный пироген. Интактного кролика поместили в помещение с температурой воздуха +20° С, а стриженного – в помещение с температурой +5° С. Через 2 часа у обоих кро­ликов измерили температуру тела.

Как изменилась температура тела у стриженного и интактного кроликов?

Отличались ли механизмы изменения температуры тела у интактного и стриженного кроликов?

Дайте обоснование Вашего ответа.

Задача 16

При сыпном тифе подъем температуры в первую стадию лихорадки быстрый, а при брюшном – медленный.

Объясните такое различие подъема температуры при резко выраженной интоксикации в обоих случаях.

Читайте также:  Чем сбить высокую температуру ребенку если нурофен не помогает

Задача 17

При брюшном и сыпном тифе резко выражена интоксикация, однако, при сыпном тифе имеет место тахикардия, а при брюшном – брадикардия. Почему? Ответ аргументируйте.

Задача 18

Характерным признаком лихорадки является повышение температуры тела. Согласно правилу Алибермейстера повышение температуры на один градус сопровождается обычно ускорением сердцебиений на 8-10 ударов в минуту. При брюшном тифе чаще всего наблюдается высокая лихорадочная реакция (повышение температуры в пределах от 39-41° С). Однако при этом имеет место стойкая брадикардия (урежение пульса).

Объясните это парадоксальное явление при брюшном тифе.

Задача 19

Некоторые исследователи склонны считать, что лихорадка в ходе инфекционного процесса поддерживается исключительно лейкоцитарными эндопирогенами. Однако глубокая лейкопения при инфекционных заболеваниях не препятствует развитию лихорадки.

Почему? Ответ аргументируйте.

Задача 20

При лихорадочной реакции активируется обмен веществ, иммунная и сердечно-сосудистая системы, а функция пищеварительной системы угнетается.

Как объяснить разнонаправленность эффекта ответа острой фазы?

Задача 21

Рабочий литейного цеха к концу смены почувствовал головокружение, резкую слабость, потоотделение, резкую головную боль, шум в ушах, сильный жар. Он обратился за помощью к медсестре, которая посадила его и стала измерять температуру. Во время этой процедуры рабочий потерял сознание и упал, однако состояние больного очень скоро значительно улучшилось. Врач скорой помощи констатировал у больного перегревание, и предложил ему госпитализацию. Больной наотрез отказался, но согласился полежать в медицинском кабинете. Однако вскоре по просьбе мастера возвратился в цех и приступил к работе. Через несколько минут у рабочего наступила остановка дыхания, и он погиб.

Объясните причину смерти больного.

В чем заключалась ошибка сестры и врача?

Задача 22

Ребенок 5 лет длительное время лечился от хронической дизентерии в инфекционной больнице. Весной после выписки ребенка, отец пошел с ним по магазинам. В одном из магазинов ребенку стало плохо. Врач скорой по­мощи поставил диагноз «перегревание», оказал необходимую помощь и предложил госпитализацию. Отец категорически отказался, тем более, что самочувствие ребенка улучшилось. Врач взял расписку от отца об отказе от госпитализации. Через час вызов врача повторился, но ребенок погиб от остановки дыхания.

Почему врач предложил госпитализацию ребенка, несмотря на его хорошее самочувствие?

Объясните причину гибели ребенка.

Задача 23

Молодой врач обслуживает больного на дому по вызову в 8 часов утра. Больной предъявляет жалобы, указывающие на наличие гриппа. Объективные данные подтверждают диагноз. Однако, в связи с нормальной температурой тела (37,0° С), в больничном листе больному было отказано.

Прав или неправ врач?

Дайте обоснованное объяснение.

Задача 24

При гипертиреозе эндогенные пирогены не образуются, однако, наблюдается субфебрильная температура.

Объясните механизм подъема температуры в этом случае.

Задача 25

Поваренная соль не является пирогеном. Если ввести гипертонический раствор этой соли в желудочки мозга, то может повыситься температура тела. Объясните механизм подъема температуры.

Задача 26

В начальную фазу «лихорадочных заболеваний» может быть понижение или повышение аппетита, а в дальнейшем аппетит понижается. Объясните патогенез этих изменений.

Задача 27

Пациент 3., 39 лет, находится в хирургическом отделении больницы в связи с проведенной 8 дней тому назад операцией по поводу прободной язвы 12-ти перстной кишки. Утром почувствовал нарастающую слабость, головокружение, тошноту: температура тела 39,2° С. Жалуется на чувство полноты в эпигастрии. Эхография области живота выявила скопление жидкости размером 4×4×8 см слева от пупка. Пункция очага с жидкостью и последующий посев показали наличие в ней анаэробной флоры. Пациенту была назначена терапия антибиотиками в соответствии с результатами бактериологического анализа. Через 3 суток температура упала до 37,4° С и далее не снижалась.

Каковы причины повышения температуры тела у пациента 3. через 8 дней после операции? Ответ аргументируйте.

Каковы механизмы развития лихорадки в данном случае? Ответ обоснуйте.ачи.

Почему после 3 суток антибиотикотерапии температура тела снизилась, но не нормализовалась?

Задача 28

У пациентки Б., 25 лет, находящейся в стационаре в связи с наличием у нее СПИДа, развилась лихорадка (температура тела 38,9° С), появился кашель с мокротой и боль в правом боку при дыхании. При обследовании выявлена лейкопения за счет снижения числа лимфоцитов и моноцитов; в мокроте (при окраске по Грамму): большое число слущенных эпителиальных клеток, лейкоцитов, различных видов бактерий, положительная реакция на антигены трепонемы.

Каковы возможные источники пирогенов в данном случае? Ответ обоснуйте.

Как Вы объясните развитие у пациентки лихорадки на фоне лейкопении?

Может ли быть связано возникновение данного эпизода лихорадки с наличием у пациентки СПИДа? В случае утвердительного и отрицательного ответа аргументируйте его.

Задача 29

После введения пирогенала у пациента отмечалось побледнение и сухость кожных покровов, появился озноб и «гусиная кожа», увеличилась частота дыхания.

Для какой стадии лихорадки характерны клинические проявления?

Каковы механизмы развития?

Задача 30

У ребенка Е., 5 лет, с тяжелым отравлением ацетилсалициловой кислотой температура тела поднялась до 40°С.

Целесообразно ли назначение парацетамола в данной ситуации?

Можно ли рекомендовать холодное обтирание?

Задача 31

В палату интенсивной терапии доставлен ребенок с ректальной температурой 42,2° С. Подъем температуры родители связывают с длительным пребыванием на солнце. Ребенок заторможен, кожа сухая.

Какие лечебные мероприятия показаны в данной ситуации?

Нужно ли назначать ацетилсалициловую кислоту или парацетамол?

Задача 32

У подростка Ж., 13 лет, который пробежал более 8 км, температура тела поднялась до 39,9° С.

Является ли это патологией?

Поможет ли ацетилсалициловая кислота, принятая перед бегом, сохранить нормальную температуру тела и хорошее самочувствие?

Задача 33

Больной К., 18 лет, поступил в терапевтическое отделение по поводу крупозной пневмонии. Температура тела 40,5° С. Больной бледен, кожа сухая, язык обложен белым налетом. Аппетит отсутствует. Границы сердца в пре­делах нормы, тоны слегка приглушены. Пульс 98/мин, АД 130/90 мм рт.ст. Дыхание частое и поверхностное. Содержание сахара в крови увеличено до 10 ммоль/л. За сутки выделилось 900 мл мочи с высоким удельным весом (1,022). В моче обнаружен белок и сахар.

Для какой стадии лихорадки характерна клиническая симптоматика?

Каков патогенез глюкозурии в данной ситуации?

Имеется ли соответствие между степенью увеличения ЧСС и степенью увеличения температуры тела у больного?

Задача 34

У больного Т., 43 лет, жалобы на крайне интенсивные боли в правой поясничной области. Мочеиспускание учащено, болезненно, затруднено, макрогематурия. Температура тела 37,5° С. Из анамнеза известно, что больной страдает почечно-каменной болезнью. После инъекции атропина и теплой грелки на область поясницы боли исчезли. Через два часа после приступа температура тела снизилась до нормы.

Какой тип лихорадки развился у больного?

Играют ли значение пирогенные вещества в развитии данной лихорадки?

Задача 35

Наташа К., 6 лет, поступила в инфекционную больницу с диагнозом эпидемический паротит. Заболевание началось с общего недомогания и постепенного повышения температуры тела, которая достигала 39,0° С. Высокая температура держалась 10 дней, а затем постепенно стала снижаться, что со­провождалось потоотделением.

Какой тип лихорадки развился у больной?

Какой тип снижения температуры имел место?

Источник