Особенности температуры у ребенка

Согласно медицинской терминологии, лихорадка является управляемым подъемом температуры выше нормального уровня. Попробуем разобрать это определение по частям.

Скелеты «температуры»

Температура «выше нормального уровня», если:

  • показатели ректальных измерений (в прямой кишке) свыше 38,0°C
  • показатели пероральных измерений (в ротовой полости) свыше 37,8°C
  • показатели аксиллярных измерений (в подмышечной впадине) свыше 37,4°C

Понятие «управляемый подъем температуры» означает то, что температура возникает под управлением гипоталамуса. Гипоталамус является уникальным отделом головного мозга, включающим в себя огромное число нервных клеток (ядер), благодаря которым он способен регулировать деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и выделительной систем человека.

Именно гипоталамус отвечает за механизмы сна и бодрствования, поведение, проявление эмоций, социальное взаимодействие и многое другое. Его можно сравнить с рычагом переключения скоростей в машине — он поддерживает постоянство внутренней среды организма и поддерживает нормальную жизнедеятельность человека.

Почему повышается температура?

В передней части гипоталамуса содержатся термочувствительные нервные клетки, которые реагируют на любые изменения температуры крови и импульсы от тепловых/холодовых рецепторов на коже.

Под действием бактерий и вирусов наши клетки выделяют пирогены — вещества, повышающие температуру. Когда центр терморегуляции «решает», что имеется необходимость поддержания более высокой температуры тела, чем обычно, организм начинает «думать», как же этого добиться.

Сделать это можно двумя способами:

  1. Повышением теплообразования (постараться согреться).
  2. Снижением теплоотдачи (не дать теплу улетучиться из организма).

Далее происходит следующее. Из-за импульсов, бегущих по мышечным волокнам, человека начинает знобить — так мышцы сокращаются в надежде согреться. Одновременно с этим сосудо-двигательный центр получает информацию о том, что необходимо перекрыть потерю тепла.

Для этого сосуды в коже «перекрываются» (спазмируются), и теплоотдача уменьшается.

Итог: гипоталамус «доволен», что температура тела сохраняется около 39,0°C.

Таким образом получается стандартный лихорадящий ребенок. Он:

  • вялый — гипоталамус не дает активно двигаться, ведь это приведет к потере тепла
  • дрожит — мышечные сокращения увеличивают теплообразование
  • бледен — бледность кожи возникает из-за спазма периферических сосудов
  • стремится потеплее укутаться

Но организм очень тонко устроен — он не даст перегреться до критической отметки. Поэтому при превышении заданной гипоталамусом температуры сосуды на периферии расширяются, потовые железы активируются и теплоотдача увеличивается.

Теперь ребенок краснеет, обильно потеет и старается поскорее сбросить с себя одеяло.

Высокая температура тела будет поддерживаться до тех пор, пока не будет устранена причина ее повышения (инфекция, опухоль и т.д.). После исчезновения причины гипоталамус задает параметры новой нормальной температуры.

Как действовать при температуре?

Важно понимать, что одних лишь цифр на термометре недостаточно для принятия решения о жаропонижающей терапии. Гораздо важнее самочувствие ребенка при повышенной температуре, его поведение и внешний вид.

Так как лихорадка является следствием какого-то заболевания, она обычно сопровождается и другими симптомами. Существует понятие «красные флаги» — симптомы, наличие которых требует незамедлительного осмотра специалиста, вне зависимости от высоты температуры и возраста ребенка.

К ним относят:

  • непривычное поведение — пронзительный плач, сонливость, стоны
  • сильную головную боль
  • судороги
  • нарушение сознания
  • гипотонию (понижение артериального давления)
  • непрекращающуюся рвоту или диарею
  • болезненные ощущения в области живота
  • боли в горле или ухе
  • невозможность сгибания головы к груди (при этом возникает резкий плач)

Все эти симптомы могут быть проявлениями серьезных заболеваний. Поэтому одной жаропонижающей терапии недостаточно, необходима своевременная диагностика и комплексное лечение.

Отдельно выделяются два критерия: родительская настороженность и врачебный инстинкт. Если маме/папе или врачу кажется, что с ребенком что-то не так — лучше перестраховаться и пройти осмотр.

Иногда возраст ребенка с лихорадкой все же является поводом для визита к врачу:

  • ребенка младше 3 месяцев необходимо показать специалисту при температуре более 38,0°C
  • от 3 месяцев до 3 лет — свыше 38,0°C в течение 3 суток или свыше 39,0°C даже при нормальном самочувствии
  • старше 3 лет — свыше 38,6°C в течение 3 суток

Вне зависимости от возраста ребенка необходимо привести на осмотр при следующих симптомах:

  • аксиллярная температура выше 39,4°C или ректальная выше 40,0°C
  • наличие хронических заболеваний
  • выраженное нарушение самочувствия
  • отсутствие улучшения самочувствия при снижении температуры
  • повторное появление лихорадки после нормализации температуры
  • отсутствие слез при плаче, редкое мочеиспускание, сухая кожа и слизистые
  • отказ от еды и питья

Когда необходимо снижать температуру?

  1. Ребенок вне зависимости от высоты температуры плохо себя чувствует (основная задача — облегчить его состояние).
  2. Ребенок с хроническими соматическими заболеваниями (патологии сердца, легких, мозга или нервной системы).
Читайте также:  Никак не можем сбить ребенку температуру

В случае если ребенок старше 3 месяцев имеет ректальную температуру ниже 38,9°C и при этом хорошо себя чувствует, сбивать температуру нецелесообразно.

Важно понимать, что повышение температуры тела — это естественная защитная реакция человеческого организма. Иммунная система начинает активный синтез различных защитных веществ только при температуре свыше 38,5°C.

В любом случае, если нет уверенности в необходимости проведения жаропонижающей терапии, следует обратиться за консультацией к педиатру.

Чем снижать температуру?

Лечение лихорадки не означает лечение заболевания, которое вызвало повышение температуры. Жаропонижающая терапия не сокращает длительность болезни, не снижает риск развития осложнений и требуется, скорее, для облегчения дискомфорта ребенка.

В домашних условиях детям можно сбивать температуру только двумя препаратами — Парацетамолом (с 3 месяцев) и Ибупрофеном (с 6 месяцев).

Часто родители жалуются на неэффективность проведения жаропонижающей терапии. Как правило, это связано с неправильной дозировкой препарата.

У разных детей, соответственно, будет и разный вес. Так, один ребенок в год может весить 8 кг, а другой 12 кг. И если подбирать дозировку препарата лишь на основании возраста, то ребенок, который весит 12 кг, получит значительно меньше препарата на площадь поверхности тела.

Таким образом, температура либо вовсе не снизится, либо будет подниматься повторно спустя короткое время.

Все жаропонижающие препараты нужно дозировать не по возрасту, а по весу.

Дозировка парацетамола рассчитывается следующим образом: 10-15 мг/кг веса.

Дозировка ибупрофена: 5-10 мг/кг веса. Это разовые дозы.

Для того, чтобы подобрать индивидуальную дозировку, необходимо разовую дозу умножить на массу ребенка в кг. Так мы получим количество требующегося препарата в миллиграммах.

Затем нужно найти на упаковке дозировку препарата (ищем фразу «в 5 мл — … мг»). Чаще всего встречаются суспензия Ибупрофен (в 5 мл — 100 мг), Парацетамол (в 5 мл — 120 мг).

На последнем этапе следует поделить рассчитанное по весу количество в мг на количество препарата в 1 мл. Так мы получим разовую дозу.

На протяжении дня допустимое количество приемов Ибупрофена — 3-4 раза, Парацетамола — 4-6.

Отметим один важный нюанс. Не стоит сбивать температуру Ибупрофеном ребенку с ветряной оспой (ветрянкой). Этот препарат может привести к более тяжелому течению болезни.

Как давать жаропонижающее?

Существует несколько правил приема жаропонижающих препаратов:

  1. Давать жаропонижающее не чаще 5 раз за день.
  2. Ребенку младше 3 месяцев не сбивать температуру без осмотра врача.
  3. Не давать комбинированные жаропонижающие препараты, например ибупрофен + парацетамол.
  4. Внимательно читать этикетки и инструкции к препаратам.
  5. Встряхивать флакон перед тем, как давать препарат ребенку.
  6. Перед приемом препарата убедиться в правильной дозировке. Малая дозировка приведет к снижению эффективности, а передозировка может вызвать различные побочные эффекты.
  7. Не использовать чайную ложку для расчета (разные ложки имеют разную вместимость). Для измерения лучше отдать предпочтение мерной ложке или дозировочному шприцу.
  8. Фиксируйте в блокноте, когда и какое количество препарата давали ребенку.
  9. Наблюдайте за организмом ребенка — кому-то больше подходит Ибупрофен, а кому-то — Парацетамол.
  10. При сбивании температуры не старайтесь достигнуть показателя в 36,6°C. Если после приема жаропонижающего температура упала на 1-1,5°C, и ребенок стал активным и веселым — цель достигнута.

Если после приема жаропонижающего температура не снижается — нужна консультация педиатра.


Автор: Ольга Луговская, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, член Союза Педиатров России

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/573/

Источник

Особенности терморегуляции у ребенка, детей

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Читайте также:  Когда у ребенка температура комаровский

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи. Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Читайте также:  Один день температура 38 у ребенка а потом сыпь по всему телу

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Прививки ребенку от гриппа — детская поликлиника «Маркушка».

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Источник