Осмотр ребенка с температурой

Осмотр ребенка с температурой thumbnail

Схема общего осмотра ребенка. Внешний осмотр больного ребенка

Схема проведения общего осмотра представлена ниже в виде традиционного ппана клинического обследования ребенка.

Кожа и слизистые оболочки. Окраска кожных покровов может быть описана как бледно-розовая, красная, бледная, цианотичная (указать места наиболее выраженного цианоза), желтушная – степень выраженности жептухи и ее оттенок (зеленоватый, красноватый, истинно желтый, отметить прокрашивание кожи ладоней и стол).

Патологическая пигментация – общая или местная с указанием места ненормальной пигментации. Депигментация с указанием локализации

Наличие сыпи, кровоизлияний, расчесов, рубцов, ксантоппазм, шелушений, сосудистых звездочек, ангиом с указанием места и подробным описанием пос~ педних.

Влажность кожных покровов – нормальная, сухая, выраженная потливость (гипергидроз): локальная или общая

Сальность кожных покровов. Наличие угревой сыпи, ее выраженность.

Дермографизм – белый, красный, смешанный, разлитой

Эластичность кожи – хорошая (нормальная), повышенная, пониженная.

осмотр ребенка

Ногти – без изменений, ломкие, в форме “часовых стекол”, наличие исчер-ченности, пятен и других патологических образований.

Окраска видимых слизистых оболочек – нормальная, бледная, желтушная, цианотичная, красная (гиперемия слизистых оболочек) Наличие патологических образований на поверхности слизистых оболочек.

Подкожно-жировая клетчатка. Степень развития – умеренная, слабая, чрезмерная Толщина кожной складки. Равномерность развития подкожно-жирового слоя. Жировики и другие подкожные образования (размер» форма, локализация)

Отеки – общие, местные Локализация отеков. Степень выраженности отеков (пастозность, анасарка и др.).

Лимфатическая система. Исследование лимфатических узлов производят сверху вниз околоушные, затылочные, подчелюстные, над и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные. При положительном результате ощупывания определяется их величина (размер в мм), консистенция, болезненность, подвижность, спаянность с другими тканями и (или) между собой, а также с кожей

Мышечная система. Общее развитие мышечной системы – хорошее, умеренное, слабое. Тонус мышц – нормальный, пониженный, повышенный Сила мышц оценивается в баллах Местная гипертрофия, атрофии, указать локализацию выявленных изменений.

Костно-суставная система. Исследование костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей: искривления, утолщения, периоститы, узуры, болезненность при пальпации и перкуссии Изменение конфигурации суставов припухлость, утолщения, состояние кожных покровов над суставами. Объем активных и пассивных движений Как показывает опыт, в большинстве случаев у больных с заболеваниями пищеварительного тракта удается выявить следующие клинические проявления синдрома хронической интоксикации и синдрома полигиповитаминоза, обложенное языка, заеды трещины каймы губ, гингивит и кровоточивость десен, сухость слизистых оболочек, фолликулярный гилеркератоз, сухость кожи, ломкость и исчерченность ногтей» шелушение кожи, экхимозы, общую слабость, раздражительность, боли в икроножных мышцах, утомляемость.

– Также рекомендуем “Обследование органов пищеварения для ребенка. Оценка губ, полости рта у детей”

Оглавление темы “Объективное обследование ребенка”:

1. Схема общего осмотра ребенка. Внешний осмотр больного ребенка

2. Обследование органов пищеварения для ребенка. Оценка губ, полости рта у детей

3. Оценка зубов, глотки ребенка. Оценка живота у детей

4. Пальпация живота ребенка. Глубокая пальпация живота детей

5. Болевые синдромы живота у ребенка. Симптомы болезни желчного пузыря

6. Перкуссия селезенки у детей. Обследование анальной области у ребенка

7. Кислотно-перфузионный тест – тест Бернштейна. Ниточковая проба

8. Соскоб с языка для анализа на желчные кислоты. Эзофагоскопия у детей

9. Подготовка к зондированию желудка у ребенка. Фракционное зондирование желудка у детей

10. Оценка ферментообразующей функции желудка. Методы определения ферментообразуюшей функции

Источник

ЛЕКЦИЯ № 2. Общий осмотр ребенка

1. Температура тела и терморегуляция у ребенка

При рождении температура тела ребенка около 37,2 °C. Затем в течение 2–3 ч происходит снижение температуры на 1–2 °C. Это состояние называется транзиторной гипотермией. Затем вновь начинается постепенное повышение, и к 5-му дню жизни температура составляет 37,0 °C. У 0,3–0,5 % новорожденных на 3—5-й день жизни наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, при которой подъем температуры достигает 38–39 °C. Такое состояние объясняется незрелостью центра теплорегуляции и нарушением теплопродукции и теплоотдачи.

Размах колебаний температуры тела в течение суток при стабильной температуре окружающего воздуха в течение 2–3 месяцев составляет до 0,6 °C, а к 3–5 годам достигает 1,0 °C. Наиболее высокая температура наблюдается между 17 и 19 ч, а самая низкая — от 4 до 7 ч утра.

Колебания температуры отражают состояние физической и психоэмоциональной активности здоровых детей.

Центральное звено терморегуляции — гипоталамические центры.

Регуляция теплопродукции (химическая терморегуляция) осуществляется преимущественно задними ядрами гипоталамуса, регуляция теплоотдачи (физическая терморегуляция) — передними его ядрами. Созревание гипоталамического звена совпадает с установлением правильной суточной ритмики температуры тела.

Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему, как и аномалии ее, могут быть причиной неадекватной терморегуляции.

Способность ребенка к теплопродукции выражена достаточно хорошо с первых часов жизни. В механизмах теплопродукции у новорожденного на первое место ставят так называемый несократительный термогенез, т. е. теплообразование в жировой ткани. Второй компонент теплопродукции (сократительный термогенез) — повышение мышечной активности и тонуса при охлаждении — является важной частью теплового баланса, уже с первых часов жизни ребенка резко возрастает при холодовом раздражении кожи.

Пассивная теплоотдача у новорожденных выше (относительно), чем у детей старшего возраста и взрослых. Это обусловлено большой поверхностью тела на единицу массы, а также особенностями строения кожи (богатой васкуляризацией, тонкостью изолирующего слоя, часто недостаточностью подкожного жирового слоя).

Созревание активно регулируемой теплоотдачи отстает от развития теплопродукции и фактически завершается только к 7—8-летнему возрасту. При этом более рано созревает сосудистая теплоотдача.

Адекватная регуляция теплоотдачи испарением (потоотделением) формируется позднее.

Более позднее развитие теплоотдачи по сравнению с теплопродукцией и ее меньшая эффективность приводят к тому, что перегревание детей первых месяцев и лет жизни более опасно, чем охлаждение.

Перегревание грудных детей приводит к обезвоживанию и может вызвать тепловой удар или шок с нарушением функций центральной нервной системы и жизненно важных органов.

Поэтому чем меньше ребенок, тем более он нуждается в создании для него специального температурного режима, предохраняющего как от охлаждения, так и от перегревания.

2. Общий осмотр ребенка

Клинические критерии оценки тяжести состояния больного

Оценка общего состояния больного имеет большое значение, так как оно определяет объем и очередность лечебных мероприятий, необходимых больному, а также возможность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования на данном этапе заболевания.

Определение тяжести состояния больного позволяет решить вопрос о целесообразности госпитализации данного больного в отделение интенсивной терапии и реанимации, помещении больного в отдельный бокс, обычную палату и т. д.

Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть состояния оценивается врачом при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение часов и суток.

В акушерстве и педиатрии для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка проводится на 1 и 5-й мин жизни. Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (дыхания, сердцебиения, окраски кожи, мышечного тонуса, рефлексов). Максимальная оценка по каждому признаку составляет 2 балла. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8—10 баллов. Чем тяжелее состояние, тем ниже оценка. Оценка 0 баллов соответствует клинической смерти.

У детей старшего возраста (включая грудных) для оценки общего состояния используют два основных критерия:

1) степень выраженности синдрома токсикоза;

2) степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы.

О тяжести токсикоза судят по последовательности развития и степени выраженности следующих клинических признаков: вялости (апатии), малоподвижности (адинамии), сменяемых периодически беспокойством, сонливости, ступора, сопора, комы, судорожного синдрома. При токсикозе можно клинически выявить и признаки поражения других систем. В первую очередь это касается системы дыхания и кровообращения. Для токсикоза свойственны учащение или, наоборот, урежение дыхания, эмфизематозное вздутие легких, обычно учащение пульса (реже урежение), изменение его наполнения и напряжения, приглушенность тонов сердца, снижение артериального давления. У детей раннего возраста при токсикозе наблюдается вздутие живота, некоторое увеличение печени и т. д.

Если больной находится в стационаре, оценить тяжесть токсикоза можно дополнительными лабораторно-инструментальными методами исследования: по степени нарушения КОС, изменениям ЭКГ; при эндокринных заболеваниях — по содержанию в крови различных гормонов, сахара и кетоновых тел, глюкозурии, уровню электролитов, осмолярности плазмы; при заболеваниях почек — по степени азотемии, электролитных нарушений, нарушению биохимических показателей крови (уровня белка крови, гематокрита, электролитов) и т. д.

Оценка общего состояния больного при длительно текущих и хронических заболеваниях основана на степени выраженности недостаточности или глубины и распространенности поражения той или иной системы, которое специфично для этого класса заболеваний.

Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих

В первый год жизни ребенка врач-педиатр проводит интенсивное наблюдение за ростом и развитием малыша с обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела. Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

В значительной части случаев именно отклонения от нормального темпа ростовых и весовых прибавок являются первыми признаками заболеваний, обязывающими провести всестороннее обследование ребенка.

Изменения массы тела более быстрые, чувствительные к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка (болезни, изменений питания) обязательным является ежедневное взвешивание.

Быстрое падение массы тела, наблюдающееся в грудном возрасте, чаще всего бывает связано с возникновением расстройств пищеварения, сопровождающихся рвотой и жидким стулом, недостаточным введением жидкости, потерями воды через кожу и легкие при учащенном дыхании и повышении температуры тела. Быстрое, т. е. в течение 1–2 суток, падение массы тела на 10–15 % от исходного чаще всего свидетельствует об остром обезвоживании ребенка (дегидратации, или эксикозе).

Хронические расстройства питания и заболевания, вызывающие отклонения в развитии детей, обычно приводят к более медленным изменениям массы и длины тела у них.

Быстрая прибавка в росте и весе, несвойственная данному возрасту, может иметь гипофизарную природу, т. е. определяться гиперпродукцией соматотропного гормона гипофиза, которая бывает в подавляющем большинстве случаев при опухоли аденогипофиза.

Особое внимание у ребенка первого года жизни вызывают нервно-психическое развитие и становление моторных функций. За первый год жизни моторные функции совершенствуются от полной двигательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками к году. Если в этом возрасте имеется отставание в психомоторном развитии, у ребенка нужно искать патологию центральной нервной системы (ЦНС) либо генетические заболевания.

Чем раньше обнаружено отклонение в развитии ребенка, тем быстрее будет произведена коррекция этого состояния. Поэтому первый год жизни ребенка является самым ответственным в плане наблюдения врача-педиатра и медицинской сестры.

Источник

Высокая температура свидетельствует о наличии заболевания. Но бывает так, что температура повышена, а другие симптомы не наблюдаются. В таком случае врачи используют понятие «субфебрильная температура». Зачастую это состояние наблюдается у детей. В чём причины субфебрильной температуры и требуется ли ребёнку лечение? Об этом и пойдёт речь.

Признаки субфебрилитета у детей

Субфебрильная температура – это состояние, при котором повышенная температура держится длительное время и может достигать 38,3˚С, а явные признаки заболевания отсутствуют.

На фоне повышенной температуры могут наблюдаться следующие признаки:

  • слабость;
  • вялость;
  • снижение аппетита;
  • чрезмерное потоотделение;
  • учащение пульса и дыхания;
  • срыгивания (у младенцев);
  • нарушения сна;
  • повышенная нервозность.

Обычно субфебрильная температура находится в пределах 37−38,3˚С и держится от двух недель и более

Чаще всего длительный субфебрилитет встречается у детей в возрасте 7–15 лет

Особенности температурного режима у ребёнка

У взрослого человека нормальный показатель температуры тела, как вы наверняка знаете, составляет 36,6˚С. У ребёнка он может быть ниже или выше, а также меняться на протяжении дня. У грудничков повышение температуры наблюдается во время кормления или при различных беспокойствах. Таким образом, если она достигает 37,5˚С, это не всегда говорит о наличии какого-либо заболевания.

Существует ряд факторов, которые воздействуют на физиологические изменения температуры тела у ребёнка:

  • суточные ритмы – максимальный показатель наблюдается во второй половине дня, минимальный – ночью;
  • возраст – чем младше ребёнок, тем выраженнее температурные колебания, что происходит в результате интенсивного обмена веществ;
  • условия окружающей среды – в жаркое время года температура тела ребёнка также может повышаться;
  • физические нагрузки и беспокойство – способствуют повышению этого показателя.

Родители должны измерять температуру ребёнку утром, днём и вечером на протяжении двух недель и записывать полученные результаты в тетрадь.

У доношенных новорождённых детей суточные температурные колебания отсутствуют и проявляются ближе к месячному возрасту.

Основные причины возникновения субфебрильной температуры

Субфебрильная температура может указывать на неполадки в работе детского организма. Иногда она говорит о наличии скрытых заболеваний. Чтобы своевременно заняться их лечением, необходимо выяснить причину, которая привела к субфебрилитету.

Инфекционные заболевания

Длительное повышение температуры у детей может быть вызвано следующими заболеваниями:

  • туберкулёзом лёгких (также сопровождается общей слабостью, снижением аппетита, быстрой утомляемостью, усиленным потоотделением, затяжным кашлем, исхуданием);
  • очаговыми инфекциями (гайморитом, холециститом, тонзиллитом, стоматологическими проблемами и прочими);
  • бруцеллёзом, лямблиозом, токсоплазмозом;
  • гельминтозом.

Зачастую у детей выявляется хронический тонзиллит, однако он не всегда сопровождается повышением температуры тела. Гельминтоз также является распространённым заболеванием у детей младшего возраста. Это объясняется наличием различных форм паразитов в окружающей среде и низким уровнем развития гигиенических навыков у ребёнка.

Неинфекционные болезни

Среди заболеваний неинфекционного характера, которые приводят к длительному субфебрилитету, относятся аутоиммунные нарушения, болезни крови. Иногда причиной длительного повышения температуры тела являются злокачественные опухоли. В детском возрасте онкологические заболевания встречаются нечасто, но иногда они поражают организм ребёнка. Также к причинам, которые вызывают субфебрилитет, относятся ревматические болезни, железодефицитная анемия, аллергия. Эндокринные заболевания тоже способствуют длительному повышению температуры тела. Как известно, все биологические процессы проходят с выделением тепла. Механизм терморегуляции способствует поддержанию нормальной температуры тела. Если нарушается работа надпочечников, наблюдается спазм поверхностных сосудов конечностей. Это мешает организму выделить лишнее тепло. В результате температура тела повышается, а ноги и руки ребёнка могут оставаться холодными.

При инфекционном субфебрилитете сохраняются физиологические суточные колебания температуры, она плохо переносится и сбивается после приёма жаропонижающих средств. Если причиной выступает неинфекционное заболевание, суточные температурные колебания не наблюдаются или изменены, жаропонижающие средства не помогают.

Последствие вирусных недугов

После перенесённого вирусного заболевания (гриппа или ОРВИ) может остаться «температурный хвост». В этом случае субфебрилитет носит доброкачественный характер, изменения в анализах не наблюдаются, а состояние нормализуется в течение двух месяцев.

В прошлом столетии врачи проводили исследования, при которых в двух учебных заведениях детям от 7 до 15 лет измеряли температуру. Она оказалась повышенной у 20% учеников. При этом признаки респираторного заболевания отсутствовали.

Психогенные расстройства

У мнительных, замкнутых, раздражительных и необщительных детей существует высокая вероятность к проявлениям длительного субфебрилитета. Поэтому рекомендуется относиться к такому ребёнку более бережно. Ни в коем случае нельзя кричать, высмеивать и стыдить его. Ранимым детям очень легко нанести душевную травму. Также причиной субфебрильной температуры может служить психическое перенапряжение. Это может произойти во время ожидания какого-то важного события, доставляющего переживание.

Методы обследования

Для определения субфебрилитета у ребёнка требуется суточный мониторинг температуры. Её необходимо измерять каждые 3–4 часа, в том числе и во время сна. Заболевания, являющиеся причинами проявления такой реакции, разнообразны. Чтобы точно установить их, необходимо провести комплексное обследование.

Важно провести комплексное обследование, так как своевременно нераспознанный субфебрилитет может представлять серьёзную угрозу для ребёнка

Общий осмотр и анализы

Сначала врач должен провести общий осмотр ребёнка, чтобы оценить его состояние. Необходимо исследовать лимфатические узлы, живот, прослушать шумы в сердце и лёгких. Также нужно осмотреть кожные покровы, слизистые оболочки, суставы, молочные железы, ЛОР-органы.

Далее проводится анализ анамнеза и жалоб заболеваний:

  • перенесённые операции и болезни;
  • существующие заболевания;
  • определение риска заражения гепатитом, бактериальным эндокардитом, паразитарными болезнями.

Лабораторные методы обследования включают в себя:

  • общий анализ мочи и крови;
  • исследование мокроты;
  • биохимический, серологический анализ крови;
  • исследование жидкости спинного мозга.

Проведение комплексной клинико-лабораторной диагностики назначается с целью исключения скрытого заболевания.

Инструментальные методы обследования

Детям с повышенной температурой тела, которая сохраняется долгое время, назначается проведение следующих процедур:

  • рентгенографии;
  • УЗИ;
  • эхокардиографии;
  • компьютерной томографии.

Рентгенологическое исследование проводится, если существует подозрение на наличие болезней ЛОР-органов или дыхательных путей. В таких случаях назначается рентген лёгких и придаточных носовых пазух. Причинами длительного субфебрилитета могут выступать аутоиммунные заболевания. Поэтому необходимо обязательно провести ревматологические пробы.

Аспириновый тест

У детей старшего возраста для выявления причины субфебрилитета проводится аспириновый тест. Он назначается для диагностирования возможного воспалительного процесса, а также неврологического заболевания. Его суть состоит в регистрации температуры после приёма аспирина по установленной схеме. Сначала ребёнок должен приянть половину таблетки, а спустя полчаса у него измеряется температура. Если она снизилась, в организме протекает воспалительный процесс. Когда температура остаётся без изменений, это означает, что причина состоит в нарушениях неинфекционного характера.

Консультации специалистов и обследования родителей

При наличии субфебрильной температуры рекомендуется проконсультироваться со следующими специалистами:

  • гинекологом (у девочек проводятся исследования малого таза);
  • гематологом (для исключения онкологических болезней лимфатической ткани и кроветворной системы);
  • неврологом (для исключения менингита);
  • онкологом (выполняется поиск очаговой патологии);
  • ревматологом (обнаружение суставных синдромов);
  • инфекционистом (для исключения инфекционного процесса);
  • фтизиатром (обследование на туберкулёз).

Кроме того, необходимо обследовать родителей ребёнка, а также других членов семьи. Это нужно, чтобы обнаружить возможные очаги скрытой инфекции, которая поддерживает субфебрилитет.

Родители должны подойти со всей ответственностью к обследованию ребёнка. Необходимо провести комплексную диагностику, чтобы врач смог назначить эффективное лечение.

Требуется ли лечение?

Первый вопрос, которым задаются родители ребёнка с субфебрильной температурой, состоит в необходимости лечения. Требуется ли терапия при длительном субфебрилитете? Ответ в этом случае может быть только один: лечение необходимо. Как известно, постоянно повышенная температура не лучшим образом сказывается на работе детского организма, подрывая его защитные силы.

Лечение субфебрилитета у ребёнка состоит в устранении причины, которая привела к такому состоянию. Если повышение температуры спровоцировано неинфекционными заболеваниями, используются препараты, действие которых направлено на избавление от этих болезней. При устранении функциональных расстройств центральной нервной системы, вызвавших нарушение теплообмена, применяется гипнотерапия, иглорефлексотерапия. Также может быть использована глутаминовая кислота.

Если выявлено наличие инфекционных заболеваний, все действия направлены на устранение инфекции. При наличии воспалений обязательно проводится комплексное лечение при помощи противовоспалительных препаратов. Если причиной субфебрилитета у ребёнка является перенесённое вирусное заболевание, терапия не требуется, поскольку состояние самостоятельно приходит в норму через некоторое время.

При субфебрильной температуре не рекомендуется принимать жаропонижающие препараты, поскольку они не оказывают лечебного действия, а только снижают иммунитет.

Задача родителей состоит в создании правильного режима для ребёнка. В отмене посещения школы нет необходимости. Только нужно предупредить учителей, что ребёнок с повышенной температурой может быстрее уставать. Детям с субфебрилитетом желательно много времени находиться на свежем воздухе, меньше сидеть около телевизора. Полезно проводить закаливающие процедуры.

Видео. Рекомендации доктора Комаровского

Родителям необходимо помнить, что лечить нужно не температуру, а её причину. Чтобы выявить нарушение, следует обязательно показать ребёнка врачу. Прогноз субфебрилитета у детей хороший. Правильное лечение, а также распорядок дня быстро нормализует температуру. Мало у кого субфебрилитет остаётся во взрослой жизни.

Источник

Читайте также:  Сбить температуру найзом у ребенка