Не падает температура у взрослого от парацетамола

Не падает температура у взрослого от парацетамола thumbnail

В статье рассмотрим, почему «Парацетамол» не сбивает температуру и что делать в данном случае.

Специалисты говорят о том, что к повышенной температуре нужно относиться как к своему помощнику, участие которого, с одной стороны, должно быть своевременным, а с другой – недолгим. Но как правило, высокая температура пугает человека. Поэтому при начинающемся жаре он направляет все силы на борьбу с ним.

парацетамол не сбивает температуру у ребенка

Причины и механизм повышения температуры

Человеческий организм реагирует на разные внешние факторы и изменение внутренней среды:

  • терморегуляционный центр располагается в головном мозге;
  • происходит воздействие простагландинов, которые синтезируются из жирных кислот, на этот центр;
  • появление таких веществ свидетельствует о наличии процесса воспаления в организме;
  • исходный показатель нормальной температуры изменяется в терморегуляционном центре, и организм прикладывает все усилия для поддержания повышенной температуры;
  • когда патологический процесс устраняется, биохимические значения крови нормализуются, и центр в головном мозге устанавливает привычные 36,6˚ С.

Повышенная температура, с одной стороны, способствует борьбе с инфекцией. С другой стороны, каждый человек – это живой организм, и температурные рамки крови нормируются строго. Подавляющее количество людей не сможет выдержать температуру 42˚ С.

Повышенная температура: нужно ли сбивать?

Если у человека поднялась температура, это свидетельствует о том, что его организм борется с патологией. Он начинает производить интерферон – особое вещество. При приеме жаропонижающих средств температура нормализуется искусственно, подавляется выработка интерферона, падает сопротивляемость организма.

парацетамол для детей сироп инструкция по применению

Для человеческого организма неопасной является температура, доходящая до 38 – 38,5 градусов. Однако даже она в ряде случаев может насторожить: когда при повышении температуры у пациента хотя бы раз были или наблюдаются в настоящее время судороги; при плохой переносимости высокой температуры в результате хронических болезней или прочих особенностей организма; при повышении показателей, вызванных бактериальной инфекцией. Если она сопровождается подобными симптомами или превышает значение 39 градусов, нужно срочно принимать меры для приведения ее в норму.

Следует соблюдать особую осторожность людям, страдающим эндокринными патологиями, болезнями сердечно-сосудистой или кровеносной систем. Им нужно вовремя сбивать даже не очень высокую температуру.

При отсутствии проблем со здоровьем, перечисленных выше, сначала можно попробовать снизить ее с помощью физиологических способов: холодный компресс на большие кровеносные сосуды; воздушные ванны; обтирание прохладной тканью и т.д. Также аптечные жаропонижающие средства можно заменить народными рецептами (обильное теплое питье, чай с малиной и медом, травяные отвары и т.д.).

Описание препарата «Парацетамол» и краткая инструкция

Очень часто для сбивания высокой температуры применяется такой препарат как «Парацетамол». Это широко распространенное жаропонижающее и обезболивающее средство, принадлежащее к группе анилидов.

Выпускается в таблетках, сиропе и ректальных свечах.

Как принимать препарат при высокой температуре?

«Парацетамол» в форме суппозиториев вводится ректально (по 1 свече).

Рекомендованная разовая дозировка для взрослых пациентов и подростков старше 12 лет (или массой тела от 40 кг) составляет 1 г (2 таб. по 0,5 г), а суточная – 4 г.

Для детей, не достигших 12-летнего возраста, доза определяется индивидуально из расчета 10–15 мг на 1 кг веса (60 мг/кг в сутки).

Для малышей от 3 мес. до 1 года дозировка составляет от 24 до 120 мг, а детям от 1 года до 6 лет дают по 120–240 мг на прием.

Согласно инструкции по применению к сиропу «Парацетамол», ребенок может принимать средство до 4 раз в день. В течение суток ему дают не более 60 мг на 1 кг веса тела.

«Парацетамол» не сбивает температуру: что делать?

Порой случается такое, что он не помогает пациенту. Если препарат не справился, нужно разобраться, в чем же причина такого явления.

чем сбить температуру если парацетамол не помогает

Итак, почему «Парацетамол» не сбивает температуру?

Основными причинами отсутствия эффективности медикамента являются следующие:

  • Слишком сухой воздух в помещении, где находится пациент с сильной гипертермией, мешает температуре тела снижаться.
  • При употреблении препарата употреблялось слишком мало воды, что приводит к недостаточному всасыванию лекарства организмом.
  • Общий питьевой режим у пациента был довольно скудным, и потому он не пропотел после препарата; гипертермия в итоге сохраняется из-за дефектов общей теплоотдачи.
  • Есть сильный сосудистый спазм; если он случается на фоне сильно повышенной температуры, она не будет снижаться должным образом.
  • Присутствует процесс патологии, который имеет бактериальную природу; сбивать температуру с помощью «Парацетамола» в таком случае не получится, необходимо срочно обратиться в медицинское учреждение для того, чтобы предпринять нужные меры.
  • Препарат часто назначается при ОРВИ, однако важно помнить, что при ошибочном диагнозе температура не будет должным образом сбиваться.

    парацетамол не сбивает температуру 39

Чем заменить «Парацетамол» для детей?

Когда «Парацетамол» не сбивает температуру у ребенка, нужно использовать «Ибупрофен». Он начинает довольно быстро действовать и сбивает высокую температуру на долгое время. Кроме того, он производит противовоспалительное и обезболивающее действие. «Ибупрофен» принимают не больше трех-четырех раз в день: детям – дозировка по возрасту; взрослым – 1–2 таблетки.

Сиропы, содержащие ибупрофен («Адвил», «Нурофен»), проще дозировать. Суппозитории (к примеру, «Нурофен») подойдут, если ребенок не может принять сироп из-за аллергической реакции на добавки и рвоты.

Еще чем сбить температуру, если «Парацетамол» не помогает?

Есть еще один проверенный препарат, а именно инъекция димедрола или анальгина с папаверином в количестве одна ампула для детей после четырнадцати лет и взрослых. Для более младшего возраста дозировка равна 0,1 миллилитр на год жизни.

парацетамол не сбил температуру что делать

При отсутствии действия вышеперечисленных методов нужно немедленно вызвать скорую помощь, так как высокая температура способна вызвать судороги, сосудистый спазм и остановку дыхания.

Что делать, когда «Парацетамол» не сбивает температуру 39 у взрослого?

Замена медикамента у взрослых

Прежде чем принять жаропонижающее, следует охладить тело. Нужно постоянно давать пациенту пить, поскольку обезвоживание отрицательно сказывается на его состоянии и может навредить в дальнейшем. Морс, минеральная вода, сок и чай хорошо нормализуют в организме водный баланс. При появлении пота на лбу можно говорить о снижении температуры.

Также можно попытаться растереть тело водкой, спиртом или простым одеколоном. Не нужно одеваться или укрываться сразу после процедуры. Человек замерзнет, и это хорошо. Такой метод популярен, безопасен и эффективен.

Клизма с раствором жаропонижающего препарата и кипяченой воды также является неплохим методом. Процедура не самая приятная, однако оптимально и быстро снимает жар, если он держится слишком долго.

не сбивает температуру

Относительно лекарственных средств нужно сказать, что особой популярностью в настоящее время пользуются «Парацетамол», «Ибупрофен» и «Аспирин». Но «Аспирин» необходимо применять очень осторожно. Из-за него ухудшается кровяная свертываемость, может начаться кровотечение. Средство противопоказано пациентам, которые страдают заболеваниями ЖКТ, так как раздражает слизистые и обостряет состояние. Когда «Парацетамол» не сбил температуру, что делать, должен знать каждый.

Срочные способы понижения температуры у взрослого

Для взрослого эффективно введение «литической смеси» внутримышечно – два миллилитра анальгина и два миллилитра димедрола. При отсутствии этих средств нужно вызвать скорую помощь, работники сделают укол.

При отсутствии эффективности этого и других методов необходимо срочно вызвать скорую помощь. Если не удается понизить высокую температуру, она может быть опасной. Из-за нее могут появиться сосудистый спазм и судороги, что чревато (правда, в редких случаях) остановкой дыхания и смертью.

Мы рассказали, почему «Парацетамол» не сбивает температуру у взрослого и ребенка в некоторых случаях. Ниже приведены общие рекомендации.

Общие рекомендации

Когда температура повышена, нужно помнить, что:

почему парацетамол не сбивает температуру у взрослого

  • недостаточный режим питья сводит на нет работу жаропонижающих;
  • температуру не рекомендуется сбивать «народными» способами, особенно при лечении детей (в виде исключения разрешаются обтирание водой и обильное питье);
  • комбинированные противопростудные и жаропонижающие препараты не рекомендуется давать детям;
  • взрослым для снижения ее показателей желательно пользоваться лекарствами на основе ибупрофена, парацетамола, натрия метамизола и ацетилсалициловой кислоты;
  • чтобы снизить температуру детям до двенадцати лет, нужно применять жаропонижающие только на основе ибупрофена или парацетамола лишь в соответствующих возрасту формах и дозировках – обычные препараты использовать нельзя, даже если уменьшить количество.
Читайте также:  Чем сбить температуру 39 у взрослого при онкологии

Конечно, бывают серьезные патологии, при которых «Парацетамол» не сбивает температуру, а также другие медикаменты и способы не помогают. В этих случаях необходимо как можно скорее обратиться к врачу.

Источник

Цифра на градуснике не всегда отражает тяжесть состояния. Если вы видите 38,5 и даже после приема жаропонижающих она не начала активно падать это не означает, что надо паниковать и срочно «что-то делать». Есть определенные «маркеры», на которые необходимо ориентироваться и просто знать. Давайте их рассмотрим.

1. Озноб – ощущение холода, даже если лежишь под тремя одеялами, «гусиная кожа», дрожь в теле, холодные стопы и кисти.

Возникает он из-за периферического спазма сосудов и сокращения мышц и говорит о том, что температура продолжает повышаться. То есть, если вы дали жаропонижающее при температуре 38,5 и через 10-15 минут температура держится на той же цифре, но озноб прошел, значит она больше не поднимается. Дальше просто контролируем динамику. Если озноб не прошел, то необходимо дать спазмолитик, например но-шпу или папаверин (режим дозирования подобрать по инструкции, согласно возрасту). При этом состоянии нельзя: раскрывать, обтирать (водой, уксусом, водкой) и проводить другие охлаждающие процедуры. Данные мероприятия могут спровоцировать судорожный синдром у детей и усилить периферический спазм сосудов.

2. Жар – ощущение избыточного тепла, сильное потоотделение.

Это расслабление тела и мышц, расширение сосудов. Это то состояние, которое должно сменить озноб после приема жаропонижающего и при необходимости спазмолитика и говорит о том, что температура начала снижаться. То есть, даже если температура держится на отметке 39-39,5, но человек при этом активно потеет, то опасности здоровью нет. Наоборот, это означает, что организм активно борется за счет своего собственного иммунитета и дополнительные мероприятия применять не надо. Дальше просто наблюдаем и регулярно замеряем температуру. Если потоотделение так и не началось, необходимо дать обильное теплое (обязательно теплое!) питье. Это может быть отвар трав (хорошо если с липой, она обладает потогонным действием), имбирь, какая-то ягода, варенье, в общем всё что сможете найти. На крайний случай просто воду. Основной акцент на то, что она должны быть теплой и её должно быть много.

3. Взаимозаменяемость препаратов

Для снижения температуры, исходя из безопасности и скорости действия, можно использовать два препарата: Ибупрофен (напр. Нурофен) и Парацетамол (напр. Эффералган), лучше в сиропе (даже взрослым, т.к. быстрее действует). Именно эти препараты можно комбинировать между собой. То есть, если вы дали Ибупрофен на температуру 38-38,5, через 10-15 минут озноб не прошел, дали спазмолитик и обильное теплое питье и через 15 минут сохраняется озноб, и температура продолжает повышаться, тогда можно дать Парацетамол. Дело в том, что интервал между приемом Ибупрофена должен быть не менее 6ч, Парацетамола не менее 4 ч. Поэтому если необходимое время перерыва ещё не прошло, а температура поднялась, эти два препарата можно комбинировать между собой.

4. Своевременный вызов специалистов

Если повышение температуры вызвано вирусной инфекцией, то мероприятий, которые перечислены выше должно быть достаточно для купирования гипертермического синдрома. Если после приёма жаропонижающего, спазмолитика и обильного питья продолжает сохраняться озноб, и температура продолжает повышаться, необходимо дать ещё раз жаропонижающее (как описано в пункте 3) и вызвать бригаду Скорой помощи. Это может быть симптомом серьезного заболевания, которое необходимо исключить в стационарных условиях.

Фото из поисковой системы

Источник

38,6 прошло два часа, теперь она 38,2

Luchi­a
[243K]

7 лет назад

В разгар болезни, температура может снижаться незначительно. Вы не пишете симптомы. Возможно, уже пора начинать прием антибиотиков? Врача то, вызывали? Кстати, иногда, при отсутствии эффекта от парацетамола, можно попробовать снизить температуру литической смесью-анальгин+димедрол+но-шпа. Лучше в инъекции, но можно, и в таблетках.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

дольф­аника
[364K]

5 лет назад

Если температура после парацетамола не сбивается, то это воспалительный процесс развивается и врач необходим для установления правильного диагноза. Бывает, что температура может держаться несколько дней , снижаясь немного после таблеток и без видимых признаков других симптомов, а потом человек выздоравливает. Но таких личностей единицы. Поэтому надо вызывать врача на дом или самому идти, иногда недолеченные хронические заболевания в дальнейшем вызывают ряд других тяжелых болезней. Если парацетамол не сбивает, а температура почти 39, выпейте анальгина таблетку, он высокие температуры отлично понижает.

Viole­t a
[216K]

5 лет назад

Если болезнь только началась и парацетамол не сбивает температуру, то это ещё не повод для паники, можно выпить препараты с содержанием аспирина или обычный анальгин. Но если болезнь затянулась или наступило ухудшение во время болезни и температуру не сбивает именно парацетамол ( например, в первые дни простуды температура держалась не высокой, а с 4-5 дня резкий скачок температуры ), а другие препараты помогают, при этом если у вас еще и кашель или холодный пот, обязательно обратитесь к врачу, это может быть воспаление легких, парацетамол не снижает температуру при пневмонии, в этом случае уже нужно начинать принимать антибиотик.

Ksyus­ha26
[26.5K]

5 лет назад

Скорее всего в организме уже полным ходом идут воспалительные процессы, которые невозможно решить парацетамолом. Безусловно, лучший выход – это обратиться к врачу. Но, к сожалению, многие люди любят заниматься самолечением. Температура может быть следствием не только простудных заболеваний, но и более серьезных заболеваний. Антибиотики без рецепта врачей тоже бы не желательно принимать. Да и как в пояснении к вопросу написано, что температура все-таки слегка снизилась. Быть может это вопрос времени.

DIMON­13
[21.3K]

7 лет назад

Идет сильный воспалительный процесс и возможно организм уже привык к парацетамолу(да он и не относится к сильнодействующим).Попробуйте “найз” и начинайте по пол таблетки(моей жене хватает сбить температуру на 12 часов(но после целой таблетки)). Но тут правильно писали – не занимайтесь самолечением и вызовите врача.

Julie­tte
[101K]

7 лет назад

Возможно, у Вас серьезное заболевание, например, бронхит или пневмония, а при этом парацетамол может и не помочь (знаю по собственному опыту), нужно более сильное жаропонижающее, или прием антибиотиков. Вызовите врача, пусть он назначает нужные лекарства.

mila-Я
[11.5K]

7 лет назад

Сейчас очень много подделок среди лекарств!Сама попадала именно на парацетамол. Может вы выпили “пустышку”? Посмотрите на всякий случай срок годности. По возможности купите таблетки другого производителя.

Знаете ответ?

Источник

Õèðóðã.

Ìíîãî ëåò íàçàä, â âîñüìèäåñÿòûå ãîäû äâàäöàòîãî âåêà, êîãäà ÿ ðàáîòàë ïîëîñòíûì õèðóðãîì, äîâåëîñü ïðèñóòñòâîâàòü íà îäíîé ñîâìåñòíîé êëèíèêî-ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêîé êîíôåðåíöèè. Ñëó÷àé áûë íåïðîñòîé â ïîëèòè÷åñêîì ïëàíå: ïîñëå îïåðàöèè, íà ôîíå áëàãîïðèÿòíîãî ïðîãíîñòè÷åñêîãî òå÷åíèÿ, âíåçàïíî ñêîí÷àëñÿ èçâåñòíûé â ðåñïóáëèêå îòâåòñòâåííûé ïàðòèéíûé ðàáîòíèê, ÷ëåí îáêîìà ïàðòèè. Ïîñëåäíÿÿ, åñëè êòî ïîìíèò, î÷åíü íå ëþáèëà òåðÿòü â ñâîèõ ñïëî÷¸ííûõ ðÿäàõ ÷ëåíîâ, òð¸õ÷ëåíîâ è ìíîãî÷ëåíîâ, à óæ, åñëè ê ýòîìó äåëó ïðèëîæèëè ñâîè ðó÷îíêè «âðà÷è-âðåäèòåëè», òî îáúÿñíèòü èì «êòî â äîìå ãëàâíûé?» è «÷òî òàêîå õîðîøî è ÷òî òàêîå ïëîõî?» – áûëî äëÿ íå¸ äåëîì ñâÿòûì.  ïàðòêîì ëå÷åáíîãî ó÷ðåæäåíèÿ, ãäå ïðîèçîø¸ë ñåé ïå÷àëüíûé èíöèäåíò, èç îáêîìîâñêîãî àðõèïåëàãà áûëî ñïóùåíî «ìíåíèå» ðàçîáðàòüñÿ â ïðè÷èíàõ «âîïèþùåãî áåçîáðàçèÿ» è «ñäåëàòü ñîîòâåòñòâóþùèå îðãâûâîäû». Åñëè ïàðòèÿ ñêàçàëà: «Íàäî!» – ñëåäîâàëî îòâå÷àòü: «Åñòü!» – è äåëî çàâåðòåëîñü ñ êàëåéäîñêîïè÷åñêîé áûñòðîòîé.

Читайте также:  Через сколько падает температура после приема парацетамола у взрослых

Îïåðèðîâàâøèé ïàðòîêðàòà Õèðóðã, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, áûë «íå ìàëü÷èêîì, íî ìóæåì» â ïðîôåññèè. Ñâîþ òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü, ïî îêîí÷àíèè ìåäèíñòèòóòà â êîíöå ïÿòèäåñÿòûõ ãîäîâ ïðîøëîãî âåêà, îí íà÷èíàë â ãëóõîé ïåðèôåðèéíîé ó÷àñòêîâîé áîëüíè÷êå. Îïåðèðîâàòü ïðèõîäèëîñü ïðè ñâåòå êåðîñèíîâûõ ëàìï, ïàðàôèíîâûõ ñâå÷åé èëè àâòîìîáèëüíûõ ôàð, ñîãðåâàÿ õîëîäíóþ îïåðàöèîííóþ ãîðÿùèì â îöèíêîâàííîì òàçó ìåäèöèíñêèì ñïèðòîì. Ïî íî÷àì, óêðàäêîé, â ñòàðîé çàáðîøåííîé áàíå íà îêðàèíå ïîñ¸ëêà, îáëîæèâøèñü ó÷åáíèêàìè, îí îïåðèðîâàë óëè÷íûõ ñîáàê, îòðàáàòûâàÿ äî ñîâåðøåíñòâà è àâòîìàòèçìà ýòàïû ðåçåêöèè æåëóäêà èëè êèøå÷íèêà. Áûâøèé ñïîðòñìåí, íåêóðÿùèé è íåïüþùèé, âûðîñøèé â äàë¸êîé ëåñíîé äåðåâíå, áûë îäåðæèì æàæäîé çíàíèé è íåóòîìèìûì æåëàíèåì ñòàòü ïûòëèâûì ó÷¸íûì, õîðîøèì õèðóðãîì è äóìàþùèì, ãðàìîòíûì âðà÷îì-ïðîôåññèîíàëîì.

 ãîðáîëüíèöå, ãäå îí òðóäèëñÿ, åìó «ïîäñîâûâàëè» ñàìûå ñëîæíûå, ñêàíäàëüíûå è íåÿñíûå ñëó÷àè, çàáèðàÿ «áëàòíûõ» è «ñëèâêè» ñåáå, ñ óäîâîëüñòâèåì ñî ñòîðîíû íàáëþäàÿ çà åãî ìíîãî÷àñîâûìè ñëîæíåéøèìè îïåðàöèÿìè è ïîñëåäóþùèìè òèòàíè÷åñêèìè óñèëèÿìè ïî âûõàæèâàíèþ áîëüíûõ. Åìó çàâèäîâàëè ÷¸ðíîé çàâèñòüþ è íåíàâèäåëè âñåìè ôèáðàìè ñâîèõ áåñòàëàííûõ äóøîíîê òå, êòî ïîñëå èíñòèòóòà «ïðûãàë» ñíà÷àëà â îðäèíàòóðêó, ïîòîì â àñïèðàíòóðêó, à äàëåå àâòîìàòè÷åñêè ñòàíîâèëñÿ øòàòíûì ñîòðóäíèêîì õèðóðãè÷åñêîé êàôåäðû. «Ñâàäåáíûì ãåíåðàëîì», íå óìåþùèì âûïîëíèòü íè ãàñòðýêòîìèþ, íè ãåïàòèêîåþíîàíàñòîìîç, íè ãåìèêîëýêòîìèþ. Äà ÷òî òàì -òîìèè è -ýêòîìèè. Áûâàëè ñëó÷àè, êîãäà îíè ïðè ïëàíîâîì ãðûæåñå÷åíèè, âìåñòî ãðûæåâîãî ìåøêà, âñêðûâàëè ìî÷åâîé ïóçûðü è «ñòàðàòåëüíî» èñêàëè òàì ñîäåðæèìîå. Òàêèå «èíêóáàòîðñêèå» êàôåäðàëû íåðåäêî îáðàùàëèñü ê ãåðîþ íàøåãî ïîâåñòâîâàíèÿ ñ ïðîñüáîé ïîàññèñòèðîâàòü èì íà îïåðàöèè, à çàîäíî íàó÷èòü èõ óìó ðàçóìó è ðàñêðûòü ñâîé ñåêðåò, êàê õîòåëè â îäíîé ñêàçêå îò Ìàëü÷èøà-Êèáàëü÷èøà ïðîêëÿòûå áóðæóèíû. Õèðóðã íå îòêàçûâàë íèêîìó, èáî áûë îí áåñêîðûñòíûì ïîðÿäî÷íûì ÷åëîâåêîì, ÷åñòíî è ïðîôåññèîíàëüíî äåëàþùèì ñâî¸ äåëî, âåðèë â äîáðî è ñïðàâåäëèâîñòü. Âîò òîëüêî ñåìåíà ñâîè ñàæàë îí íå â òó ïî÷âó è íå âñõîäèëè îíè, èáî ðîñ òàì áóðüÿí ñîðíÿêîâ èç çàâèñòè, ëæè, ïðåäàòåëüñòâà, ïîäëîñòè è ñòóêà÷åñòâà.

Ñêîðîïîñòèæíî ñêîí÷àâøèéñÿ â õèðóðãè÷åñêîì îòäåëåíèè ïàðòèéíûé áîññ, èçíà÷àëüíî íå íàïðàâèë ñâîè ñòîïû â ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå äëÿ ëå÷åíèÿ ñóáúåêòîâ «ãîëóáûõ êðîâåé» ïîä íàçâàíèåì ñïåöáîëüíèöà, ïîñêîëüêó íå äîâåðÿë öàðèâøåé òàì ñèñòåìå ëå÷åíèÿ ïðèõîäÿùèìè ïðîôåññîðàìè. Îí ïðîñòî çàñåë çà òåëåôîí è íà÷àë ñîáèðàòü èíôîðìàöèþ ïî ñâîåé òåìå. Ãëàâíûé âîïðîñ, êîòîðûé åãî èíòåðåñîâàë – êîìó ìîæíî ãàðàíòèðîâàííî äîâåðèòü ñâî¸ äðàãîöåííîå çäîðîâüå è æèçíü, èáî îïåðàöèÿ ïðåäñòîÿëà, êàê áû è íå î÷åíü ñëîæíàÿ, íî è íå ïðîñòàÿ. Îí îáçâîíèë íåñêîëüêèõ ãëàâíûõ âðà÷åé ðåñïóáëèêàíñêèõ è ãîðîäñêèõ êëèíè÷åñêèõ áîëüíèö, ðåêòîðîâ ìåäèíñòèòóòà è ìåäàêàäåìèè, ãëàâíûõ õèðóðãîâ ðåñïóáëèêè è ãîðîäà. Ïîñëå êàæäîãî òåëåôîííîãî ðàçãîâîðà, íà ëåæàùåì ïåðåä íèì ëèñòî÷êå ïîÿâëÿëèñü ðàçëè÷íûå ôàìèëèè ñòîëè÷íûõ õèðóðãîâ, íåêîòîðûå èç íèõ ïîâòîðÿëèñü ïî íåñêîëüêó ðàç, äðóãèå – íàõîäèëèñü â ãîðäîì îäèíî÷åñòâå. Çàêîí÷èâ, ïàðòîêðàò ïîäâ¸ë èòî㠖 ñî çíà÷èòåëüíûì îòðûâîì îò îñòàëüíûõ êàíäèäàòîâ â ñïèñêå ôèãóðèðîâàëà îäíà ôàìèëèÿ – Õèðóðãà – è ïîåõàë íàâñòðå÷ó ñâîåé ñóäüáå.

Ïðè ïîñòóïëåíèè áîëüíîé ïðåäúÿâëÿë æàëîáû íà çàòðóäí¸ííîå ãëîòàíèå, ïîíà÷àëó ýïèçîäè÷åñêîå, íî â ïîñëåäíåå âðåìÿ – ïðàêòè÷åñêè ïîñòîÿííîå. Ãëîòàòü áûëî òðóäíî äîñòàòî÷íî òâ¸ðäóþ ïèùó (ìÿñî, õëåá), ïîòîì óæå ìÿãêóþ (êàøè, ïþðå), à ê ìîìåíòó îáðàùåíèÿ – è æèäêóþ (áóëüîí, ÷àé). Èíîãäà, ïðàâäó ãîâîðÿ, ñëó÷àëîñü è òàê, ÷òî æèäêîñòü âîîáùå íå ïðîõîäèëà, à òâ¸ðäàÿ ïèùà «ïðîâàëèâàëàñü» êàê áû ñàìà ïî ñåáå. Òåì íå ìåíåå, âî âðåìÿ åäû ïðèõîäèëîñü áåç êîíöà çàïèâàòü êóøàíüå è ïûòàòüñÿ ãëîòàòü ïî íåñêîëüêó ðàç. Ïîÿâèëèñü òàêæå ÷óâñòâî ææåíèÿ çà ãðóäèíîé è òóïûå ðàñïèðàþùèå áîëè ïîñëå åäû. Èçðåäêà íàáëþäàëîñü ñðûãèâàíèå íåïåðåâàðåííîé ïèùåé. Ïàöèåíò îñîáî ïîä÷åðêíóë, ÷òî ïðîáëåìû íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíû ñ âûïîëíÿåìîé èì îòâåòñòâåííîé, íàïðÿæ¸ííîé è íåðâíîé ðàáîòîé. Ïîõóäåë íà ïÿòü êèëîãðàìì çà ïîñëåäíèå ïîëãîäà.

Îáúåêòèâíî: ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå, ñîçíàíèå ÿñíîå. Ïðàâèëüíîãî òåëîñëîæåíèÿ, íîðìîñòåíè÷åñêîé êîíñòèòóöèè. Êîæà è ñëèçèñòûå áëåäíûå. ßçûê âëàæíûé, îáëîæåí ñåðûì íàë¸òîì. Ñåðäöå – òîíû ïðèãëóøåíû, ðèòìè÷íûå. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå – ñòî ñåìíàäöàòü íà ñåìüäåñÿò ïÿòü ìèëëèìåòðîâ ðòóòíîãî ñòîëáà, ïóëüñ – ñåìüäåñÿò äâà â ìèíóòó, ðèòìè÷íûé, óäîâëåòâî- ðèòåëüíîãî íàïîëíåíèÿ. ˸ãêèå: äûõàíèå æ¸ñòêîå, õðèïîâ íåò. Æèâîò: ìÿãêèé, ñèììåòðè÷íûé, â àêòå äûõàíèÿ ó÷àñòâóåò, ïðè ïàëüïàöèè áåçáîëåçíåííûé. Ïå÷åíü ó êðàÿ ð¸áåðíîé äóãè. Ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ â íîðìå.

Îáùèé àíàëèç êðîâè (íåçíà÷èòåëüíàÿ àíåìèÿ) è ìî÷è – â ïðåäåëàõ íîðìû. Áèîõèìèÿ êðîâè: óìåðåííûå ãèïîíàòðè-, êàëè- è àëüáóìèíåìèÿ. ÝÊà – â ïðåäåëàõ âîçðàñòíûõ èçìåíåíèé. ÔÃÄÑ: ïèùåâîä ðàñøèðåí, ñëèçèñòàÿ ãèïåðåìèðîâàíà, îò¸÷íà. Êàðäèÿ çàêðûòà è èìååò âèä ùåëè ñ íàáóõàþùèìè êðàÿìè. Çëîêà÷åñòâåííîå íîâîîáðàçîâàíèå, ïåïòè÷åñêàÿ ÿçâà ïèùåâîäà, îðãàíè÷åñêàÿ ïîñëåîæîãîâàÿ è ðóáöóþùàÿñÿ ñòðèêòóðû èñêëþ÷åíû. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïèùåâîäà ñ êîíòðàñòèðîâàíèåì: ïèùåâîä ðàñøèðåí, íîðìàëüíûé ðåëüåô ñëèçèñòîé îáîëî÷êè îòñóòñòâóåò; êîíòðàñò ñêàïëèâàåòñÿ â äèñòàëüíîì îòäåëå â âèäå óçêîé ñèììåòðè÷íîé âîðîíêè ñ ãëàäêèìè êîíòóðàìè, çàêàí÷èâàþùåéñÿ â ïðîåêöèè êàðäèàëüíîãî æîìà. Êîíñóëüòàöèÿ òåðàïåâòà: ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà íåò.

Íà îñíîâàíèè àíàìíåçà, îáúåêòèâíûõ è êëèíèêî-ëàáîðàòîðíûõ äàííûõ, à òàêæå ñïåöèàëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ, ïàöèåíòó âûñòàâëåí äèàãíîç: «Àõàëàçèÿ êàðäèè II-III ñò.» – è íà÷àòà ïîäãîòîâêà ê îïåðàöèè.

Âïåðâûå ýòî çàáîëåâàíèå îïèñàë àíãëèéñêèé âðà÷ Thomas Willis â òûñÿ÷à øåñòüñîò ñåìüäåñÿò ÷åòâ¸ðòîì ãîäó, íî ïàòîãåíåç åãî â íàñòîÿùåå âðåìÿ äî êîíöà íå âûÿñíåí. Äëÿ àõàëàçèè êàðäèè õàðàêòåðíà å¸ íåñïîñîáíîñòü ðàññëàáëÿòüñÿ â îòâåò íà ãëîòàíèå.  îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðå êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó áîëåçíè âïåðâûå óïîìÿíóë Í.Â. Ýêê.  òûñÿ÷à âîñåìüñîò ñîðîê ÷åòâ¸ðòîì ãîäó Ñ.Ï. Áîòêèí â «Êëèíè÷åñêèõ ëåêöèÿõ» ïîäðîáíî îïèñàë ñèìïòîìàòèêó, äèôäèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå «ïàðàëèòè÷åñêîãî ñóæåíèÿ ïèùåâîäà». Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïðè äàííîé ïàòîëîãèè ïîðàæàåòñÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêèé îòäåë âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû, â îñíîâíîì, èíòðàìóðàëüíûé àïïàðàò – àóýðáàõîâñêîå ñïëåòåíèå, à òàêæå âîëîêíà áëóæäàþùåãî íåðâà.  ðåçóëüòàòå ðàçìûêàíèÿ íåðâíî-ðåôëåêòîðíîé äóãè íàðóøàåòñÿ ðåôëåêñ ðàñêðûòèÿ êàðäèè. Îñíîâûâàÿñü íà äàííîé êîíöåïöèè, Perry íàçâàë ýòî çàáîëåâàíèå àõàëàçèåé, õîòÿ â ïðàêòèêó ââ¸ë åãî À. Hurst (1914).  Ðîññèè íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èë òåðìèí «êàðäèîñïàçì», êîòîðûé ïðåäëîæèë â òûñÿ÷à äåâÿòüñîò ÷åòâ¸ðòîì ãîäó Johann Mikulicz-Radecki, ïîëàãàÿ, ÷òî â ðåçóëüòàòå ïîðàæåíèÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêîé âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû íàñòóïàåò ñïàçì íèæíåãî ïèùåâîäíîãî ñôèíêòåðà.

Äðóãèå àâòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ èç-çà âðîæä¸ííîãî îòñóòñòâèÿ, óìåíüøåíèÿ ãàíãëèîçíûõ êëåòîê èëè äåãåíåðàòèâíûõ èçìåíåíèé èíòðàìóðàëüíûõ ãàíãëèîçíûõ ýëåìåíòîâ â ìûøå÷íîì è ïîäñëèçèñòîì ñëîÿõ êàðäèè è àáäîìèíàëüíîì îòäåëå ïèùåâîäà (Á.Â. Ïåòðîâñêèé).  ëèòåðàòóðå äàííàÿ ïàòîëîãèÿ îáîçíà÷àåòñÿ òàêæå êàê ôðåíîñïàçì, èäèîïàòè÷åñêîå (êàðäèîòîíè÷åñêîå) ðàñøèðåíèå ïèùåâîäà, ìåãàýçîôàãóñ è äð. Ìåæäó òåì, â ïîñëåäíèå ãîäû ïîÿâèëèñü ðàáîòû, êîòîðûå ïðîâîäÿò ÷¸òêóþ ãðàíèöó ìåæäó àõàëàçèåé ïèùåâîäà è êàðäèîñïàçìîì, ñ÷èòàÿ èõ îòäåëüíûìè ñàìîñòîÿòåëüíûìè íîçîëîãè÷åñêèìè åäèíèöàìè, ÷òî îáóñëîâëåíî ðàçëè÷íûì óðîâíåì ïîðàæåíèÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ó îäíèõ áîëüíûõ ñòðàäàþò ïðåèìóùåñòâåííî ïðåãàíãëèîíàðíûå íåéðîíû äîðñàëüíîãî ÿäðà áëóæäàþùèõ íåðâîâ, è â ìåíüøåé ñòåïåíè – íåéðîíû àóýðáàõîâñêîãî ñïëåòåíèÿ, ó äðóãèõ – áîëüøåé ÷àñòüþ – ïîñòãàíãëèîíàðíûå íåéðîíû.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ äëÿ ëå÷åíèÿ íà÷àëüíûõ ñòàäèé àõàëàçèè ïðèìåíÿþò, â îñíîâíîì, êîíñåðâàòèâíûå ìåòîäû – áàëîííóþ êàðäèîäèëàòàöèþ, à òàêæå ýíäîñêîïè÷åñêîå èíòðàñôèíêòåðíîå ââåäåíèå áîòóëîòîêñèíà À (äèñïîðò).

Áîëüøèíñòâî ðàííèõ îïåðàòèâíûõ ìåòîäîâ îñíîâàíû íà ïðèìåíåíèè ïðîäîëüíîé âíåñëèçèñòîé ýçîôàãîêàðäèîìèîòîìèè, ïðåäëîæåííîé E. Heller (1913). Ìûøå÷íàÿ îáîëî÷êà êàðäèè è êàðäèàëüíîãî îòäåëà ïèùåâîäà ðàññåêàåòñÿ ïðîäîëüíî ïî ïåðåäíåé è çàäíåé ñòåíêàì íà ïðîòÿæåíèè âîñüìè-äåñÿòè ñàíòèìåòðîâ. Íåäîñòàòêàìè ìåòîäà ÿâëÿþòñÿ îáðàçîâàíèå äèâåðòèêóëîâ, ðóáöîâîé äåôîðìàöèè, ïîâðåæäåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ðàçâèòèå ïåïòè÷åñêîãî ýçîôàãèòà. Ïîýòîìó

Читайте также:  Сколько может держаться температура при бронхите у взрослых

â äàëüíåéøåì áûëè ïðåäëîæåíû ðàçëè÷íûå ìîäèôèêàöèè ìåòîäà Ãåëëåðà, ñ öåëüþ çàêðûòèÿ îáíàæ¸ííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ñòåíêàìè ðÿäîì ðàñïîëîæåííûõ îðãàíîâ.  ÷àñòíîñòè, Ò.À. Ñóâîðîâà (1960) ïðåäëîæèëà ïîäøèâàòü ïåðåäíþþ ñòåíêó ìîáèëèçîâàííîãî äíà æåëóäêà ê êðàÿì äåôåêòà ìûøå÷íîé îáîëî÷êè ïèùåâîäà ïîñëå ïðîäîëüíîé âíåñëèçèñòîé êàðäèîìèîòîìèè.

Áîëüíîìó, ïîä îáùèì îáåçáîëèâàíèåì, áûëà âûïîëíåíà îïåðàöèÿ Ãåëëåðà-Ñóâîðîâîé, âî âðåìÿ êîòîðîé â îáëàñòè êàðäèè, ïî ïåðåäíåé ñòåíêå, îáíàðóæåíî èíòðàìóðàëüíîå îáðàçîâàíèå òóãî-ýëàñòè÷íîé êîíñèñòåíöèè, ïîäâèæíîå, äèàìåòðîì îêîëî îäíîãî ñàíòèìåòðà. Áåç ïîâðåæäåíèÿ ñëèçèñòîé, òóïî, äèãèòàëüíî, îáðàçîâàíèå âûäåëåíî, óäàëåíî è cito îòïðàâëåíî íà ïàòîãèñòîëîãèþ. Çàêëþ÷åíèå: íåâðèíîìà. Ïîñêîëüêó ýíäîñêîïè÷åñêè è ðåíòãåíîëîãè÷åñêè íàëè÷èå îïóõîëè â äîîïåðàöèîííîì ïåðèîäå èäåíòèôèöèðîâàíî íå áûëî, òî îïåðàöèîííàÿ «íàõîäêà» ÿâèëàñü ïîëíåéøåé íåîæèäàííîñòüþ äëÿ Õèðóðãà, à òàêæå, îòêðîâåííî ãîâîðÿ, åãî àññèñòåíòà íà îïåðàöèè è ëå÷àùåãî âðà÷à ïàöèåíòà (ìåíÿ), ñïåöèàëèñòîâ èíñòðóìåíòàëüíîé äèàãíîñòèêè è ñîòðóäíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ.  ïðåäîïåðàöèîííîé, ñ ó÷¸òîì ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ïàöèåíòà, ñîñòîÿëñÿ êîðîòêèé êîíñèëèóì ñ ïðèãëàøåíèåì ïðîôåññîðà, äîöåíòîâ êàôåäðû, íà÷ìåäà è çàâîòäåëåíèåì ñ âûíåñåíèåì êîëëåãèàëüíîãî ðåøåíèÿ.

Ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä ïðîòåêàë áåç îñëîæíåíèé. Íà òðåòüè ñóòêè áîëüíîé ïåðåâåä¸í èç ðåàíèìàöèè â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå, íà ïÿòûå – ñòàë ñàäèòüñÿ è õîäèòü ïî ïàëàòå, íà ñåäüìûå – â ïðèñóòñòâèè æåíû ïðîèçîøëà âíåçàïíàÿ îñòàíîâêà ñåðäöà. Ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ óñïåõà íå èìåëè, íà ôîíå îñòðîé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè íàñòóïèëà ñìåðòü.

Ãðîìû è ìîëíèè ìåòàëè ïàðòèéíûå áîíçû, áåç âòîðîé îáóâè è õàëàòîâ ââàëèâøèåñÿ â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå. Îñòàâëÿÿ íà ïîëó ãðÿçíûå ðàçâîäû è, òû÷à óêàçàòåëüíûìè ïàëüöàìè â ïîòîëîê, íà ïîâûøåííûõ òîíàõ, ñîâåðøåííî íå îáðàùàÿ âíèìàíèÿ íà áîëüíûõ, îíè ãðîçèëè ðàçáîðêàìè, âûâåäåíèåì íà ÷èñòóþ âîäó, èçãíàíèåì èç ñâÿùåííûõ ðÿäîâ ïàðòèè è óâîëüíåíèåì ñ «âîë÷üèì áèëåòîì».

Íà Õèðóðãà áûëî òÿæåëî ñìîòðåòü. Ñêàçàòü, ÷òî îí ñèëüíî ïåðåæèâàë ñìåðòü ñâîåãî ïàöèåíòà – çíà÷èò, íå ñêàçàòü íè÷åãî. Îí ïîïðîñèë âðåìåííî îñâîáîäèòü åãî îò äðóãèõ çàïëàíèðîâàííûõ îïåðàöèé è, ó÷èòûâàÿ åãî êîëîññàëüíûé àâòîðèòåò, åìó ïîøëè íàâñòðå÷ó. Òåì íå ìåíåå, íà óòðåííåì ðàïîðòå, ïðîôåññîð, âñåãäà âèäåâøèé â Õèðóðãå êîíêóðåíòà íà ñâî¸ ìåñòî, íå ïðåìèíóë çàìåòèòü, ÷òî êðàéíå óäèâë¸í èñõîäîì òàêîé, «â îáùåì-òî, íåñëîæíîé îïåðàöèè», è ÷òî ïàòîëîãîàíàòîìû äîëæíû «ñäåëàòü ïðàâèëüíûå âûâîäû» â ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè. Ïîñëå ýòîãî îí øâûðíóë ñ êàôåäðû â ìîþ ñòîðîíó èñòîðèþ áîëåçíè, è íà ýòîì ïÿòèìèíóòêà çàêîí÷èëàñü.

Âñêðûòèå ïîêàçàëî, ÷òî õèðóðãè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî íå ÿâèëîñü íåïîñðåäñòâåííîé ïðè÷èíîé ëåòàëüíîãî èñõîäà â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå. Íî ïîñêîëüêó êîìàíäà «Ôàñ!» óæå ïðîçâó÷àëà, íè÷åãî íå îñòàâàëîñü äåëàòü, êàê óñòðîèòü ïîêàçàòåëüíûé «ðàçáîð ïîë¸òîâ».

 àóäèòîðèè, êóäà «ñîãíàëè» ìíîãèõ õèðóðãîâ, ïàòîëîãîàíàòîìîâ è âðà÷åé äðóãèõ ñïåöèàëüíîñòåé ñî âñåãî ãîðîäà, ÿáëîêó íåãäå áûëî óïàñòü. Áåç âñÿêîãî ñîìíåíèÿ, ñòàëî ÿñíî – «êàçíü» áóäåò ïîêàçàòåëüíîé, ÷òîáû äðóãèì íåïîâàäíî áûëî ïàðòðàáîòíèêîâ «ðåçàòü» è çà ñâîè «ïðåñòóïíûå äåëèøêè» îòâå÷àòü ïî âñåé ñòðîãîñòè ïðîôåññèè è çàêîíà.  ïðåçèäèóìå – íà÷àëüíèêè Óïðàâëåíèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ ãîðîäà è îòäåëà ëå÷åáíîé ïîìîùè Ìèíçäðàâà, ãëàâíûå âíåøòàòíûå ñïåöèàëèñòû è ïð. Ïîñëå «ïëàìåííîãî» âûñòóïëåíèÿ êóðàòîðà îáêîìà ïàðòèè, íàïðÿæåíèå äîñòèãëî ñâîåãî ìàêñèìàëüíîãî íàêàëà, è ñëîâî ïðåäîñòàâèëè ãëàâíîìó õèðóðãó ðåñïóáëèêè.

Ãëàâíûé ñïåöèàëèñò ïî îïåðàòèâíûì âìåøàòåëüñòâàì, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, áûë «ñòàðûì ìóäðûì åâðååì», õîðîøî çíàë Õèðóðãà íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò, è ñàì íåîäíîêðàòíî íàïðàâëÿë ê íåìó ñëîæíûõ ïàöèåíòîâ. Íå òî, ÷òîáû îíè äðóæèëè, íî óâàæàëè äðóã äðóãà îäíîçíà÷íî. È åù¸ îí çíàë, ÷òî íèêàêîé âèíû îïåðàòîðà â ñëó÷èâøåìñÿ íåò – âíåçàïíî «îòêàçàëî ñåðäöå», ÷òî, â ïðèíöèïå, ìîæåò ïðîèçîéòè (è íåðåäêî ïðîèñõîäèëî) ñ ëþáûì áîëüíûì. Âîò åñëè áû îí óìåð «íà ñòîëå» – òóò åù¸ ìîæíî áûëî ñîçäàòü ïðåöåäåíò, «óñòðîèòü ðàçáîðêó», à òàê… Äà äàæå åñëè áû è «íà ñòîëå» – íå îøèáàåòñÿ, êàê èçâåñòíî, òîëüêî òîò, íè÷åãî íå äåëàåò, à â õèðóðãèè è áåç îøèáîê â ëþáîé ìîìåíò ìîæåò ñëó÷èòüñÿ íåïðåäâèäåííîå. ×åñòíî ãîâîðÿ, ãëàâíûé õèðóðã îòíîñèëñÿ ê ïàðòèè, ñêàæåì òàê, ñäåðæàííî è íå ïëàíèðîâàë ñëåïî, êàê îïðè÷íèê, èñïîëíÿòü ÷üè-òî äèëåòàíòñêèå ïðèõîòè, òåì áîëåå, ÷òî ñâîèõ îí íèêîãäà íå ñäàâàë. Ðóãàë, îò÷èòûâàë, íàêàçûâàë, íî – íå ñäàâàë. È íà ýòîò ðàç íå ñîáèðàëñÿ íèêîãî ïîäñòàâëÿòü. Íàêàíóíå êîíôåðåíöèè îí ïîçâîíèë Õèðóðãó äîìîé, îáúÿñíèë ñèòóàöèþ, ïîääåðæàë ìîðàëüíî è îáåùàë ÷òî-íèáóäü ïðèäóìàòü, äàáû ñìÿã÷èòü íåïðèÿòíûé óäàð ñóäüáû. À ÷òî òóò ìîæíî áûëî ñîîáðàçèòü, åñëè ñïëåòíè óæå ðàñòàùèëè íà âåñü ãîðîä, êðàñíûå ôëàæêè ðàññòàâëåíû, à ñâîðà ïðåäàííûõ õîëîïîâ, íåòåðïåëèâî ïîâèçãèâàþùèõ, òîëüêî è æäàëà, îáëèçûâàÿñü, ñïóñêà ñ ïîâîäêîâ? Íî åâðåé – îí è â Àôðèêå åâðåé – è îí ïðèäóìàë. È óæå ãëóáîêîé íî÷üþ, îòõîäÿ êî ñíó, äîâîëüíûé ñàìèì ñîáîé, îí îáëèçíóë ñâîè òîëñòûå ãóáû ñ çàñòûâøåé åõèäíîé óëûáêîé, ïðåäâêóøàÿ ñêîðóþ ðåàëèçàöèþ ñâîåãî ãåíèàëüíîãî ïëàíà.

…Îáòåêàåìî è îáîáù¸ííî âûðàçèâ ñâî¸ ìíåíèå, ãëàâíûé õèðóðã ïåðåäàë ñëîâî ìèíèàòþðíîé, õóäåíüêîé æåíùèíå- ïàòîëîãîàíàòîìó, çàìåíèâøåé â ïîñëåäíþþ ìèíóòó ñâîþ êîëëåãó, ïðîâîäèâøóþ âñêðûòèå, íî «âíåçàïíî» çàáîëåâøóþ. Äëÿ òîãî, ÷òîáû å¸ âñåì áûëî âèäíî è ñëûøíî èç-çà âûñîêîé òðèáóíû, ïðèøëîñü èñêàòü ïîäñòàâêó, êîòîðóþ íå íàøëè, îãðàíè÷èâøèñü ñòóëîì.

Ïðîçåêòîð, âåðîÿòíî, âïåðâûå âûñòóïàëà ïåðåä òàêîé ñîëèäíîé àóäèòîðèåé, à ïîòîìó, âöåïèâøèñü â òðèáóíó, ñâåðêàÿ î÷êàìè è, ðàñêà÷èâàÿñü êàê ìàÿòíèê íà ñòóëå, ïèñêëÿâûì ãîëîñîì çàòàðàòîðèëà çàðàíåå ïîäãîòîâëåííóþ «ñòàðøèìè òîâàðèùàìè» îáëè÷èòåëüíóþ ðå÷ü. Óäèâèòåëüíî, íî êàê òîëüêî îíà ïðîèçíåñëà ïåðâûå íåñêîëüêî ôðàç, íàïðÿæåíèå â çàëå ñëîâíî ðàñòâîðèëîñü, êîå-ãäå ïîñëûøàëèñü ñìåøêè è ïîêà ñîëèòàðíûå âñõëèïû, êîòîðûå áûâàþò â ñëó÷àå, åñëè ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ â ïðèëè÷íîì îáùåñòâå ïîäàâèòü ñìåõ. Äàëüøå – áîëüøå. Óæå ÷ëåíû óâàæàåìîãî ïðåçèäèóìà ïðèêðûâàëè ðòû ëàäîøêàìè, à íåêîòîðûå «ýêçåêóòîðû» ñòàëè äåìîíñòðàòèâíî îòâîðà÷èâàòüñÿ â ñòîðîíó, äåëàÿ âèä, ÷òî âûòèðàþò ëèöî íîñîâûì ïëàòêîì. Êàê íè ïûòàëñÿ óëûáàþùèéñÿ ïðåäñåäàòåëüñòâóþùèé íàâåñòè ïîðÿäîê â àóäèòîðèè – âñ¸ áûëî òùåòíî. Âûñòóïàâøàÿ, ñëîâíî îïûòíûé ïèîíåð, ðàçâîäÿùèé â ìîêðîì ëåñó êîñò¸ð, ñëîâî çà ñëîâîì äîáàâëÿëà èñêîðêè âåñåëüÿ â âîññåäàâøèå ðÿäû êîëëåã, êîå êòî èç êîòîðûõ, îñîáåííî â çàäíèõ ðÿäàõ, óæå ñîãíóëñÿ ïîïîëàì îò áåççâó÷íîãî õîõîòà, íå â ñèëàõ ïðîòèâîñòîÿòü óñëûøàííîìó.

Ïðè÷èíà òàêîãî âåñåëüÿ áûëà áàíàëüíà è îðäèíàðíà. Ïàòîëîãîàíàòîì êàðòàâèëà; ãóãíÿâèëà æóòêî, íåùàäíî è ÷óäîâèùíî. Äàæå äåäóøêå Ëåíèíó ñ åãî èçâåñòíîé ôðàçîé – «åòè ïîèòè÷åñêèå ïõîñòèòüþòêè ïüåäàëè åâîëþñèþ» – áûëî äî íå¸ îõ êàê äàëåêî! È ýòî áûë íå ïðîñòî «ôåôåêò ôèõñèè», êàê ãîâîðèë âåëèêèé þìîðèñò Àðêàäèé Ðàéêèí. È ýòî áûëè íå ïðîñòî äèñëàëèÿ è ïàðàëàëèÿ â êâàäðàòå, ýòî áûëî êîñíîÿçû÷èå, ãðàññèðîâàíèå è øåïåëÿâîñòü â êóáå. Áóêâû «ö», «÷», «ù», «ø», «æ», «ç», «ð», «ë» è äðóãèå, êàêèì-òî íåâåäîìûì ïóò¸ì íà õîäó ìåíÿëèñü ìåñòàìè, ôîðìèðóÿ èç ðå÷è êëåéêóþ îäíîðîäíóþ øèïÿùóþ ìàññó, âëèâàþùóþñÿ â óøíûå ðàêîâèíû ä¸ðãàþùåãîñÿ îò ãîìåðè÷åñêîãî õîõîòà âðà÷åáíîãî ñîîáùåñòâà.

Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ñàìà ëåêòîð ñîâåðøåííî íå îáðàùàëà âíèìàíèÿ íà êëîíèêî-òîíè÷åñêîå ñóäîðîæíîå ñîñòîÿíèå àóäèòîðèè, à ñ ñàìûì ñåðü¸çíûì âûðàæåíèåì ëèöà ïðîäîëæàëà ïîýòàïíî çà÷èòûâàòü ïðîòîêîë ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêîãî âñêðûòèÿ. Êîãäà îíà ïðîèçíåñëà ôðàçó: «Ïîöêè ïóñûñòûå, ïóñûñòûå», êòî-òî íå âûäåðæàë è, äàâÿñü îò ñìåõà, âûêðèêíóë: «À ïå÷åíü?». «Ïåöåíü? Ïåöåíü… Ïåöåíü íå óâåëèöåíà», – áûë îòâåò.

Çàë ðûäàë è ïëàêàë.

…Ãðîçà, êîòîðóþ ñ íåòåðïåíèåì òàê îæèäàëà ÷àñòü ìåäèöèíñêîãî ñîîáùåñòâà, ïðîøëà ñòîðîíîé, îñòàâèâ íà ãëàçàõ ìíîãèõ áðûçãè ñë¸ç íå ïå÷àëè è ãîðÿ, íî ðàäîñòè è âåñåëüÿ.

Ïî÷òè íè ó êîãî óæå íå áûëî æåëàíèÿ â ÷¸ì-òî ðàçáèðàòüñÿ è êîãî-òî îáñóæäàòü ïîñëå íàñûùåííîãî òðóäîâîãî äíÿ, ñäîáðåííîãî õîðîø