Наблюдение за температурой у ребенка

Температура у ребенка – наиболее частая причина обращения родителей ко врачу. 
Определение – повышенной считается температура выше 38.0 С, измеренная в прямой кишке (в попке ), или выше 37.5 в подмышечной впадине.
Сама по себе температура не является жизнеугрожающим состоянием, если только она не выше 41.6 С в прямой кишке (41.0 С в подмышечной впадине). Температура может быть признаком серьезной болезни, но чаще она является признаком самых банальных инфекций. В мозге есть отдел, называемый гипоталамус, который и контролирует температуру тела. Гипоталамус повышает температуру тела для того, чтобы организм мог вырабатывать вещества, необходимые ему для борьбы с болезнью. Организм способен на это только при повышенной температуре.

Когда обращаться к врачу немедленно (вызывать «Скорую»)
– Вашему ребенку меньше 2-х месяцев.
– Вы предполагаете, что ребенок обезвожен. 
Признаки обезвоживания:
– «запавшие» глаза
– снижено кол-во мочеиспусканий или сухие подгузники
– запавший родничок у детей до года
– отсутствие слез при плаче
– сухие слизистые во рту, сухой язык
– выраженная сонливость (больше, чем обычно )
– выраженное возбуждение (больше, чем обычно)
– появление неприятного специфического запаха изо-рта

– у ребенка развились судороги.
– у ребенка на теле пурпурная сыпь или появляющиeся на глазах кровоподтеки.
– изменения в состоянии сознания у ребенка. Ребенок апатичен, сонлив, не реагирует на попытки его разбудить.
– дыхание становится слишком замедленным, слишком быстрым или затрудненным.
– у ребенка очень сильная головная боль, не поддающаяся контролю анальгетиками и жаропонижающими.
– у ребенка непрекращающаяся рвота.
Наличие хотя бы одного из этих симптомов на фоне температуры требует НЕМЕДЛЕННОГО обращения к врачу.

Когда еще обращаться к врачу:
– ребенок младше 6 мес.
– Вы не можете контролировать температуру, несмотря на прием жаропонижающих.
– Вы предполагаете, что ребенок может обезводится из-за недостаточного количества вводимой жидкости (ребенок категорически отказывается пить, у ребенка понос, ребенок пьет, но при этом вырывает).
– если ребенок уже был осмотрен врачом по поводу настоящего заболевания, но его состояние ухудшилось, или появились новые симптомы.
Наличие хотя бы одного из этих признаков на фоне температуры требует разговора с врачом и/или осмотра врача в тот же день.

Что делать дома?

Три основные задачи, которые ставит перед собой мама ребенка с высокой температурой.
Первое – снизить температуру до приемлимой.
Второе – предупредить обезвоживание.
Третье – постоянное наблюдение за состоянием ребенка, чтобы не пропустить серьезное или опасное заболевание.

Снижение температуры:
-лучше всего измерять температуру обычным ртутным термометром в попке или в подмышечной впадине. Можно пользоваться и дигитальным. Не надо пользоваться внутриушным – его показания недостоверны. У детей до года температуру надо измерять в попке, данные измерения температуры в подмышечной впадине у таких маленьких детей недостоверны.
– Ваша задача – снизить Т до 38.9 С в попке (38.5 С подмышечная впадина).
– для снижения Т используйте парацетамол (ацетоминофен), ибупрофен. Никогда не используйте аспирин, особенно, если у ребенка ветрянка.
– разденьте ребенка (не укутывайте!). Не забудьте о прохладном, свежем воздухе в комнате.
– для снижения Т можно использовать также прохладные ванны (температура воды соответствует нормальной температуре тела ).
– не используйте спиртовые обтирания, особенно у маленьких детей. Помните, алкоголь – яд для ребенка.

Предупреждение обезвоживания.
– старайтесь, чтобы ребенок пил больше, чем обычно. Лучше соки.
– чай – это не самый лучший напиток для ребенка для предотвращения обезвоживания, т.к. чай содержит кофеиноподобные вещества, усиливающие продукцию мочи, что может привести к дополнительной потере жидкости. Это совсем не тот эффект, которого Вы хотите добиться.
– если ребенок не обезвожен, он должен примерно каждые 4 часа мочиться светлой мочой.

Постоянное наблюдение за ребенком.
– постарайтесь, чтобы Т не превышала 39.0 С в попке (38.5 С в подмышечной впадине).
– обильное питье.
– если, несмотря на наличие обоих выполненных условий, состояние ребенка не улучшается, следует думать о более серьезной проблеме, вызвавшей повышение температуры.

Помните, большинство температур у детей вызываются вирусами и не требуют назначения антибиотиков для их лечения.
Большая часть заболеваний, вызывающих Т у детей, длится 3-7 дней.
Будьте здоровы!

Применение жаропонижающих препаратов в детском возрасте.

Лихорадка при острых респираторных заболеваниях у детей – самый частый повод к вызову на дом педиатра.
Надо знать, что «температура» сама по себе – не болезнь, и градусы лихорадки никак не соотносятся с тяжестью заболевания.
Для большинства банальных вирусных респираторных инфекций характерна высокая лихорадка, иногда до 40 градусов.
Лихорадка – это ответ на инфекцию, защитный механизм, помогающий организму бороться с вирусами, при повышении температуры тела в организме вырабатываются защитные факторы.
Поэтому снижать любую температуру любыми средствами мягко говоря не полезно.
По данным зарубежных источников температура до 40,5 градусов (в подмышечной впадине) безопасна для организма, не имеющего тяжелых неврологических расстройств (эпилепсии) и пороков сердца.
Так же ошибочно мнение о том, что при снижении температуры ускоряется выздоровление, прием жаропонижающих – это всего лишь временная мера, позволяющая облегчить самочувствие, но не заболевание.

Читайте также:  У ребенка началась рвота потом понос и температура

«Классически» рекомендуется снижать температуру выше 38,5 (в подмышечной впадине), но это условная цифра. Некоторые дети и при 39 хорошо себя чувствуют и играют, а некоторые и при 38 чувствуют значимый дискомфорт. 

Какие же методы безопасны для снижения температуры?
ВОЗ рекомендует, и весь мир пользуется двумя препаратами – это парацетамол и ибупрофен. Эти препараты в исследованиях показали одинаковую эффективность.
Многие родители возразят – их детям эти препараты «не помогают», и приходится вызывать «скорую помощь».
Дело в том, что все препараты в педиатрической практике рассчитываются на вес конкретного ребенка.
Препараты нужно принимать, правильно рассчитывая дозу на вес конкретного ребенка, с помощью специальных мерных шприцев, а не «на глазок», чайной ложечкой непонятного объема, так как «раньше помогало». Производители, особенно дешевых парацетамолов почему-то занижают дозы, а ориентироваться на рекомендацию – «от 6 месяцев до 3 лет» так же не разумно, так как не может одна доза препарата подходить ребенку весом от 8 до 18 кг.

Парацетамол (Панадол, Эффералган, Цефекон Д) разовая доза препарата – 15 мг/кг. 
То есть для ребенка весом 10 кг разовая доза будет 10кг Х 15 =150 мг.
Для ребенка весом в 15 кг – 15Х15=225 мг.
Такую дозу можно давать до 4 раз в сутки, если это нужно.

Ибупрофен (нурофен, ибуфен)
Разовая доза препарата 10 мг/кг.
То есть ребенку весом 8 кг нужно 80 мг, а весом 20 кг – 200мг.
Препарат можно давать не более 3 раз в сутки.

Препараты снижают температуру в течении часа-полутора, примерно на 1-1,5 градуса, ожидать снижения температуры до «нормы» 36,6 не следует.
Так же нужно помнить о том, что на фоне инфекционного заболевания и лихорадки ребенок легко теряет жидкость путем испарения и может случиться обезвоживание. Поэтому ребенка надо постоянно поить жидкостью, лучше простой кипяченой водой, в объеме не менее 100мл жидкости на 1 кг веса ребенка за сутки.

Про другие препараты, иногда рекомендуемые на просторах бывшего СССР для снижения температуры:

Анальгин (метамизол натрия). Применение препарата в цивилизованном мире не одобрено из-за высокой токсичности, угнетающего действия на кроветворение.
В России используется широко, особенно в условиях неотложной помощи, в составе «литической смеси».
В принципе возможно однократное введение препарата в условиях, когда другие, более безопасные препараты недоступны (в глухом лесу), или введение препарата через рот или в свечах по каким-то причинам невозможно, а внутривенного парацетамола нет.
Но частый, постоянный прием анальгина при каждом повышении температуры абсолютно недопустим. 

Пара слов про «фельдшерские» способы снижения температуры, почему-то популярные на территории России. Почему-то ходит стойкое убеждение, что сиропы и свечи не помогают ( почему – см.ранее по тексту). А надо давать диковинные комбинации – четверть таблетки парацетамола +четверть таблетки анальгина+но-шпа+ несколько капель корвалола. 
Во-первых – доза парацетамола в такой комбинации чаще всего недостаточная. (четверть – это 125 мг, то есть доза на вес около 8 кг).Во-вторых, остальные компоненты вызывают много вопросов. Но-шпа – это облагороженный вариант папаверина, ни тот, ни другой препарат не имеют отношения к снижению температуры.
Отдельно про корвалол (валокордин), даваемый, чтобы «поддержать сердечко». К сердцу препарат отношения никакого не имеет. Грубо говоря – это спиртовой раствор фенобарбитала- старое сильное небезопасное снотворное из группы барбитуратов. Этому препарату нет места в педиатрии, да и во взрослой практике – тоже. Разве что для нейтрализации истеричных барышень.
Из-за особенностей механизма выведения из организма – препарат ослабляет действие некоторых препаратов со сходным механизмом выведения, например того же парацетамола, и при этом усиливаются токсические нежелательные эффекты и парацетамола, и фенобарбитала. 
Отдельно про «литическую смесь», это историческое понятие, придуманное давно в СССР. Включает анальгин, пипольфен (заменяют димедролом или супрастином) и папаверин. К снижению температуры имеет отношение только первый компонент. Старые антигистаминные препараты обладают седативным действием, после их введения ребенок обычно долго спит, а потом еще очень долго ходит вялым.

Читайте также:  Как сбить температуру ребенку до года народные методы

Аспирин (Ацетилсалициловая кислота) – применение препарата у детей до 12 лет при вирусных инфекциях запрещено из-за возможного развития токсической энцефалопатиии с повреждением печени – синдрома Рейе.

Нимесулид (Найз, Нимулид) – несколько лет назад широко рекламировался как жаропонижающее у детей из-за пробелов в законодательстве. Температуру снижает замечательно. Производится только в Индии. В цивилизованном мире применение в детском возрасте запрещено из-за возможности развития тяжелого поражения печени (токсического гепатита). На данный момент применение препарата у детей до 12 лет в России запрещено фармкомитетом.

В инструкциях к жаропонижающим препаратам написано – что нельзя давать препарат более 3 суток. А что же дальше делать?
Дело в том, что эта фраза – некорректный перевод с оригинальной англоязычной инструкции – понимать это нужно так, что 3 суток можно принимать жаропонижающее без осмотра и назначения врача, а если высокая температура сохраняется дольше – то следует обратиться к врачу. И далее принимать препарат столько, сколько скажет врач. Просто в других странах не обращаются сразу к врачу при лихорадке, и рекомендация нужна, чтобы вовремя выявить осложнения или серьезное заболевание.

Еще про мифы.
Есть стойкое убеждение, что через 3 суток высокой лихорадки нужно принимать антибиотики. Кто определил эти 3 дня? При многих вирусных инфекциях лихорадка может быть дольше 3 суток, а применение антибиотиков при вирусных инфекциях нерационально, а при некоторых вирусных инфекциях антибиотики способствуют развитию бактериальных осложнений, как ни странно это звучит. Антибиотики должны применяться, когда обоснована необходимость их приема – бактериальная инфекция (пневмония, пиелонефрит, гнойный отит, стрептококковый тонзиллит).Антибиотики не влияют на температуру никак, и не должны являться успокоительным средством для педиатра и родителей ребенка.

И так же важно помнить – применение жаропонижающих никак не влияет на продолжительность заболевания и возможность развития осложнений. 
Это всего лишь временная мера для улучшения самочувствия и облегчения состояния.

Источник

Занятие «Измерение температуры»

Цель: раскрыть понятие “температура”, знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.

Задачи:

  • ознакомить детей с понятием «температура»;
  • формировать представление о приборе для измерения температуры (термометре);
  • сформировать представление о разных видах термометров;
  • формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
  • систематизировать знания о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;
  • пополнить словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;

регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с воспитателем;

познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;

коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.

Учебно-техническое обеспечение: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2 стакана с водой разной температуры (холодной и теплой) (на каждого ребенка); мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект лабораторного оборудования: «Наблюдение за погодой».

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Начинается занятие.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на занятии не зевайте. 

Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.

2. Актуализация знаний.

1) подготовка к выполнению практической работы (выявление цели деятельности на занятии) Вступительное слово воспитателя. Беседа.

– Ребята, когда мы произносим слова “тепло”, “холодно”, “горячо”, что мы имеем ввиду?

– Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет – дотрагиваемся рукой до лба. Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре. Но только таким способом нельзя точно узнать температуру.

Читайте также:  Как вылечить ребенка когда у него болит горло и температура

– Я поняла, что вам знакомо слово температура.

– А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?

– Правильно, термометр – это специальный точный прибор для измерения температуры.

– Можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, животных, воды, воздуха?

3. Постановка цели занятия.

– Вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать. Давайте определим тему занятия. (Сегодня на занятии мы познакомимся с термометром и будем измерять температуру).

– Совершенно верно.

4. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с термометром.

– Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха.

(воспитатель демонстрирует термометр и рассказывает об устройство термометра).

Рассказ воспитателя.

Рассмотрим термометр. Основные части термометра – шкала и стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Градус обозначается значком (маленький кружок вверху справа от числа). Числа на шкале показывают градусы. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов тепла. Записывают так: +5*.

Если температура ниже нуля, перед числом градусов ставят знак “-” и говорят пять градусов мороза. Записывают так: -5*.

Фронтальная работа.

– А теперь выполните задание.

– Перед вами термометр для определения температуры воздуха. Определите по шкале, какая сейчас температура воздуха в группе?

– Мы уже выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, воды, воздуха нельзя.

– Как же выглядят другие термометры? Давайте рассмотрим их.

-У меня в руке сейчас медицинский термометр. Проведём эксперимент.

– С помощью медицинского термометра я сейчас измерю температуру своего тела, пока мы будем знакомиться с памяткой по измерению температуры тела. (ставлю себе градусник на 2-3 минуты) .

– Ребята, а теперь обратим особое внимание на правило по технике безопасности при измерении температуры тела человека (медицинский термометр).

– Ребята, обращаю ваше внимание. Если медицинский термометр показывает температуру тела выше тридцати семи градусов, значит, человек заболел.

-Эксперимент проведён. Вынимаю градусник. Определите по шкале термометра температуру моего тела.

– А говорят так: тридцать шесть и восемь.

– Ответьте мне: здорова я или нет?

– Совершенно верно.

– Температуру воды измеряют тоже специальным термометром.

– Сейчас мы проведём интересный опыт.

– У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Наливаем из термоса в стакан №1 тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке.

Стакан с холодной водой пока не трогаем.

– Приступаем к работе.

– Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?

– Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой.

– Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке?

– Почему так происходит?

Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить.

– А теперь немного отдохнём.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

1) Работа в паре.

– Ребята, сейчас будем работать в паре. Вспомним, как выглядит термометр.

Дети собирают “термометр” из фрагментов. После окончания работы, учащиеся обмениваются результатом своей работы, убеждаясь, правильно ли они собрали все части).

Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.

1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

3. Начинать работу можно только с разрешения воспитателя.

4. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.

4) Обобщение.

После выполнения практической работы воспитатель обобщает знания, полученные в течение занятия.

– Ребята, давайте проверим себя, что вы запомнили на занятии. Ответьте на вопросы.

– Каким образом можно точно измерить температуру?

– Для чего нужно уметь точно определять температуру?

– Можно ли измерить температуру только с помощью собственных ощущений?

– Подумай, в каких случаях измерение температуры оказывается жизненно важным для человека?

9. Итог занятия. Рефлексия.

– Что сегодня на занятии вы узнали нового?

– Что научились делать?

– Вы довольны результатом своей работы. Почему? Объясни.

– Занятие окончено.

Источник