Комаровский температура шестимесячного ребенка

Комаровский температура шестимесячного ребенка thumbnail

Доктор Комаровский о высокой температуре у детей

Повышенная температура является типичным признаком инфекционных заболеваний. При этом мнения родителей о том, надо ли сбивать температуру, когда и чем это делать, расходятся. Что думает о лихорадке Е. Комаровский и как советует действовать при ее появлении у маленьких детей?

Почему повышается температура?

С помощью увеличения температуры, по словам Комаровского, организм активизирует выработку веществ, которые противостоят возбудителям. Одним из главных таких соединений выступает особенный белок интерферон, у которого есть свойства нейтрализовать вирусы. Количество синтезированного интерферона напрямую связано с лихорадкой – чем выше будут цифры на градуснике, тем в большем количестве образуется интерферон. Максимальный его уровень в крови наблюдается на второй или третий день повышенной температуры. Комаровский подчеркивает, что именно в эти сроки большая часть вирусных инфекций заканчивается.

В случаях, когда организм крохи настолько ослаблен, что лихорадка при ОРВИ не наблюдается, либо родители в самом начале сбили температуру и не дали стимул образованию интерферона, болезнь длится намного дольше. Вирус в таких ситуациях уничтожается выработавшимися в организме ребенка антителами, и выздоровление наступает примерно к седьмому дню.

Высокая температура у ребенка

Когда нужно сбивать температуру?

Известный врач делает акцент на том, что все дети индивидуальны, поэтому переносят лихорадку по-разному. Есть малыши, которым не мешает играть показатель 39 градусов, а есть детки, которым очень плохо уже при 37,5. Именно поэтому Комаровский подчеркивает, что универсальной рекомендации, при каких цифрах лихорадки следует давать жаропонижающее средство, не бывает.

Как действовать при температуре у ребенка?

По мнению Комаровского, главной целью родителей должно быть обеспечение малышу условий, в которых его тело сможет терять тепло. Потери тепла происходят по двум путям – когда в легких ребенка согревается воздух, который он вдохнул, а также когда с кожи малыша испаряется пот. С учетом таких путей популярный педиатр обязательно рекомендует всем деткам с лихорадкой:

  1. Обеспечить в помещении прохладный воздух. Наиболее оптимальной температурой для детской Комаровский называет +16+18 градусов. При этом одежда на ребенке должна быть довольно теплой, чтобы сосуды кожи не спазмировались.
  2. Давать много пить. Это позволит ребенку больше потеть и устранить сгущение крови. Малышей до года Комаровский советует поить отваром изюма, а деток постарше – компотом из сухофруктов. Популярный в народе чай с добавлением малины врач не советует давать малышам первого года жизни вообще, а для детей старше года использовать его лишь как дополнительный напиток, поскольку малина сильно стимулирует потообразование.

Если же ребенок отказывается от какого-либо напитка, Комаровский рекомендует давать любое питье, на которое согласен малыш. Температура жидкости для питья должна быть примерно равна температуре тела, тогда она быстрее всосется в пищеварительном тракте.

Апельсиновый сок делают папа с ребенком

Что не стоит делать?

Популярный педиатр не советует пользоваться физическими методами для охлаждения тела ребенка, например, применением грелок со льдом, холодных смоченных простыней и подобного. Все они вызывают спазм сосудов, которые находятся в коже, что приводит к замедлению кровотока, уменьшению потения и снижению трат тепла. При этом вы будете снижать лишь температуру кожи малыша, а внутри организма температура будет по-прежнему оставаться высокой, что представляет значительную опасность.

Также Комаровский решительно выступает против растираний уксусом или спиртом. Потеющий ребенок и так теряет достаточно тепла, что приводит к снижению температуры. Растирание спиртосодержащими растворами, по словам педиатра, дополнительно вызывает отравление малыша алкоголем, а при растирании уксусом повышается риск отравления кислотой.

Не советует Комаровский также стремиться усилить испарение пота с помощью вентилятора. Это также становится причиной спазма сосудов. По мнению врача, когда ребенок вспотел, его достаточно только переодеть в теплую сухую одежду и успокоиться.

Снижение температуры холодным полотенцем у ребенка

Жаропонижающие препараты

Показаниями для применения таких средств Комаровский называет ситуации, когда:

  1. Ребенок тяжело переносит лихорадку.
  2. У малыша есть сопутствующие патологии нервной системы, при которых возрастает риск судорог.
  3. Показатель на градуснике выше +39. У такой высокой температуры, по мнению популярного педиатра, больше отрицательного воздействия, чем плюсов.

Комаровский отмечает, что несоблюдение условий, помогающих телу ребенка тратить избыток тепла, уменьшает эффективность любых лекарств и повышает риски появления побочных реакций.

Наиболее оптимальным жаропонижающим для детского возраста педиатр называет парацетамол. Его главными преимуществами Комаровский считает безопасность действия и удобство использования, поскольку препарат представлен во многих формах.

Высокая температура у ребенка

Кроме того, в отношении парацетамола известный врач говорит, что:

  • Этот препарат особенно эффективен при вирусных инфекциях.
  • На его эффективность не влияет фирма-производитель и форма выпуска, а лишь дозировка.
  • Это не средство лечения инфекции, а лишь способ устранить один из симптомов – высокую температуру.
  • Его не нужно использовать по часам, а следует давать лишь при повышении температуры.
  • Парацетамол не должен применяться чаще четырех раз в день и дольше трех дней подряд.
  • Самостоятельное его использование является временной мерой, позволяющей улучшить состояние ребенка до прихода врача.
  • Любые другие жаропонижающие следует принимать только после назначения доктора.

Источник

У детей до первого года жизни только формируются процессы терморегуляции , что выражается в отклонениях от привычных значений (36,6). Нормальная температура у грудничка находится в пределах 36-37,7 градуса. Понижение или повышение указанных значений говорит о развитии вирусных и инфекционных заболеваний, переутомлении, перегреве или переохлаждении, стрессе.

В зависимости от возраста норма температуры отличается

Норма температуры у детей до года

Полное формирование процессов терморегуляции у грудных детей заканчивается до 1 года жизни. В этот период большие колебания температуры маленького организма – от 36 до 37,7 – нормальное явление, при условии, что ребёнок активен, хорошо ест и спит, его ничего не беспокоит.

Показания термометра зависят от способа измерения температуры:

  • в подмышечной впадине (основной метод) – 36,3-37,4;
  • в прямой кишке – ректальная температура – 36,7-37,7;
  • во рту (оральная) – 36,5-37,3.

В первые дни жизни у новорождённого показатели на термометре достигают отметки 37,3-37,7 градусов. Это считается нормой, так как маленькому организму трудно сразу привыкнуть к температуре внешней среды, которая отличается от материнской утробы. С каждым месяцем центры терморегуляции налаживают свою работу и медленно приближаются к общепринятой норме.

Норма температуры по годам

Таблица «Допустимые значения у грудного ребёнка по месяцам»

ВозрастПоказатели
1 месяц37,1-37,7
2 месяца37,0-37,6
3 месяца36,7-37,6
4 месяца36,6-37,5
5 месяцев36,6-37,4
6 месяцев36,5-37,4
7 месяцев36,6-37,3
8 месяцев36,6-37,1
9-12 месяцев36,6-37,0

Важно!

Нормальным считается повышение значений до 37,7 при длительном крике, сильном натуживании при запорах, активном отдыхе. Главное, следить за состоянием малыша – бодрость, активность и хороший аппетит являются главными показателями нормального сочувствия.

Причины отклонений от нормы

Нарушения в процессах терморегуляции у детей до года жизни признак не только инфекционного или простудного заболевания.

Повышенная температура

Высокие показатели зависят от физиологических особенностей малыша, его возраста и внешних факторов.

Даже прием пищи для маленького ребенка это расход энергии и как следствие повышение температуры

Частыми причинами отклонений от нормы являются:

  1.  Незрелая система терморегуляции  – у младенцев возрастом до месяца температура достигает 37,7, в первый месяц жизни и два последующие 37-37,5;
  2.  Приём пищи  – это труд для малыша и чем меньше ребёнок, тем больше энергии тратиться. Часто во время еды повышается температура тела, особенно у ребёнка на грудном вскармливании. Грудничок прикладывает максимум усилий во время сосания груди.
  3.  Перегрев  – чрезмерное кутанье младенца в жаркую погоду или в тёплом помещении приводит к тому, что тепловой обмен затрудняется и грудничок перегревается. Чаще всего страдают детки до месяца жизни, с 1 до 4 месяцев.
  4.  Вакцинация  – подавляющая часть прививок вызывает повышение градусов от 37,5 до 38 и выше.
  5.  Прорезывание зубов  – во время роста резцов, клыков и моляров показатели термометра выше 37,0. В отдельных случаях возможно повышение до 38-39 градусов. В это время наблюдается насморк с прозрачными соплями, повышенное слюноотделение, но нередко прорезывание протекает без соплей. Высокая температура держится не более 3 суток.
Читайте также:  Субфебрильная температура у ребенка 9 лет причины

Недостаток питья в жаркую погоду и при активном отдыхе также стимулируют чрезмерное образование тепла в организме.

Помимо внешних фактов, на центры терморегуляции влияют патологические состояния организма:

Запоры могут приводить к повышению температуры

  • хронические запоры;
  • простудные заболевания – протекают с кашлем, выделениями из носа, ухудшением общего самочувствия;
  • кишечные инфекции;
  • детские болезни – корь, паротит, краснуха, скарлатина, ротавирус;
  • воспалительные процессы в носоглотке, ушах, глазах.

Если появление жара протекает без симптомов, у ребёнка хорошее самочувствие, а показатели на термометре не превышают отметку 38 градусов – причин для беспокойства нет, но за грудничком лучше понаблюдать.

Пониженная температура тела

Нормальная температура должна быть не меньше 36 градусов. Отклонения от этой нормы бывают по следующим причинам:

  • транзиторное снижение градусов – происходит в первые часы после рождения;
  • несовершенство системы терморегуляции – наблюдается как у месячного, двухмесячного, так и у трёхмесячного младенца;
  • переохлаждение – длительное пребывание детей на холоде ведёт к замедлению образования тепла в организме;
  • перенесённые инфекционные болезни – обычно температура падает вследствие искусственного её понижения жаропонижающими лекарствами;
  • время сна, пробуждение – когда ребёнок спит, его температура тела самая низкая, поэтому не стоит проводить манипуляцию по измерению в период сна или сразу по пробуждению;
  • передозировка сосудосуживающими каплями от насморка.

Переохлаждение является причиной понижения температуры, что тоже не является нормальным

Вызвать понижение температуры тела способны вирусные заболевания. Показатели ниже 36 градусов держаться до 4 суток, сопровождаясь сонливостью и вялостью грудничка.

Комаровский о температуре у грудничков

Доктор Комаровский настоятельно рекомендуем не сбивать жар, если показатели на градуснике ниже 38,5. При попадании в организм вируса, иммунитет активно вырабатывает интерферон, который нужен для подавления болезнетворных микроорганизмов. Наибольшая его концентрация в крови достигается на 2 сутки развития болезни. Если в это время активно сбивать температуру, защитные силы ребёнка снижаются и болезнь прогрессирует.

Педиатр советует начинать лечение без лекарств:

  • создать оптимальный температурный режим – в комнате не больше 20 градусов, при этом ребёнок тепло одет;
  • обеспечить обильное питьё (вода, чай, компот), которое должно умеренно тёплым;
  • уложить ребёнка, обеспечив ему тем самым спокойствие.

Важно!

Подобные мероприятия помогают уменьшить выработку организмом тепла и повысить теплоотдачу, за счёт чего жар уменьшается на 1-1,5 градуса. В большинстве случаев этого достаточно.

Когда жар следует устранять обязательно:

  • непереносимость ребёнком высокой температуры;
  • показатели на градуснике больше 39;
  • наличие у детей заболеваний нервной системы, для которых опасен спазм сосудов из-за жара в теле.

До приезда скорой помощи ребёнку дают Парацетамол (Панадол, Эфералган). Категорически не рекомендуется растирать кожу спиртом, водкой или уксусом, чтобы не допустить интоксикации и повышения температуры внутренних органов.

Чем лечат повышенную температуру у грудничков?

Главными принципами понижения высокой температуры у младенца и грудничка являются:

  • комфортные условия в комнате (не больше 20 градусов);
  • умеренное пеленание или одевание (ребёнку не должно быть жарко, но и мёрзнуть ему нельзя);
  • обильное питьё;
  • спокойное состояние (исключение активных игр).

Если температура не падает ниже отметки 38,5, рекомендуется напоить маленького пациента жаропонижающими средствами. Наиболее безопасными являются препараты на основе парацетамола (Панадол, Эффералган, детский Парацетамол). В случае его неэффективности используют препараты на основе ибупрофена (Нурофен).

Панадол является жаропонижающим средством для младенцев

Важно!

С осторожностью сбивать температуру жаропонижающими лекарствами – дозировка препаратов у месячного (двух-трёхмесячного) ребёнка меньше, чем у полугодовалого или годовалого грудничка.

Что делать при низкой температуре у грудного ребёнка?

Снижение температуры тела обычно сопровождается вялостью, сонливостью и капризностью. Для улучшения состояния рекомендуется провести комплекс мероприятий.

  1. Утеплить ребёнка. Одежда и постельное белье должны быть обязательно сухими.
  2. Следить за температурой в комнате (не меньше 20 градусов).
  3. Соблюдать режим сна. Младенцы и груднички должны спать не менее 9-10 часов в сутки.

Во избежание понижения температуры следите за температурой вокруг ребенка, тепло одевайте его

Низкие показатели на термометре, которые наблюдаются длительное время и сопровождаются ухудшением состояния ребёнка, способны тормозить умственное и физическое развитие. Во избежание угрозы для жизни, родителям нельзя игнорировать малейшие проявления недомогания.

Температура тела у детей до года варьируется в пределах 36-37,7 градусов. Это нормальное состояние, так как система терморегуляции ещё не до конца сформирована. Насторожить родителей должны показатели выше 37,7 или ниже 36, если они сопровождаются ухудшением состояния ребёнка – насморком, кашлем, вялостью, капризностью, сонливостью. В зависимости от причины отклонений, выбирается метод лечения – без лекарств или с применением жаропонижающих средств.

Источник

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, – это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое “я” и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Двигательные навыки

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание – прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.

Читайте также:  Температура на нервной почве у ребенка 12 лет что делать

Способность видеть, слышать, чувствовать

Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки – это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.

Понимаем своего ребенка

Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка – зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда “придет коза-рогатая” и “забодает” его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш “разговаривает” с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет “гулить”, подражая китайскому языку, кубинец – испанскому, американец – английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела – глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Читайте также:  Можно ли греть ноги горчицей ребенку при температуре

Время игр

Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова “папа” и “мама”. Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш “гулит” “ма-ма” и “па-па”, показывайте ему на фотографии и говорите: “Это мама, а это папа”.
Развитие координации
“Птички полетели”
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите “Птички полетели”, поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать – показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: “Скорее иди сюда и возьми шарик”.
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного — если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу “доску для игр”
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова “удар, ударять”, чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

опубликовано 21/05/2007 13:36
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Источник