36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при

36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при thumbnail

36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребенку при повышении температуры тела: книга для мам и пап

Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И мы, конечно, не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Вот только знаем ли мы, как правильно помочь?

Эта книга предназначена для тех, кто:

  • не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;
  • сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;
  • хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.
  • Вопрос № 1
  • Зачем нам нужна книжка о температуре?
  • Вопрос № 2
  • Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?
  • Вопрос № 3
  • Как организм человека регулирует температуру тела?
  • Вопрос № 4
  • Каковы особенности терморегуляции у детей?
  • Вопрос № 5
  • Почему температура тела повышается?
  • Вопрос № 6
  • Что такое лихорадка и что такое гипертермия?
  • Вопрос № 7
  • Когда возникает гипертермия, или что такое тепловые заболевания?
  • Вопрос № 8
  • Какой бывает лихорадка?
  • Вопрос № 9
  • Что такое лихорадка «розовая» и что такое лихорадка «белая»?
  • Вопрос № 10
  • Всегда ли повышение температуры – симптом болезни?
  • Вопрос № 11
  • Чем измерять температуру тела?
  • Вопрос № 12
  • Где и как измерять температуру тела?
  • Вопрос № 13
  • Повышенная температура – не болезнь, а симптом. Симптом чего?
  • Вопрос № 14
  • Какая причина повышения температуры тела у детей самая частая?
  • Вопрос № 15
  • Что такое симптоматическая терапия?
  • Вопрос № 16
  • Что хорошего в повышенной температуре тела?
  • Вопрос № 17
  • Что плохого в повышенной температуре тела?
  • Вопрос № 18
  • Сравнение плохого и хорошего, или когда же все-таки повышенную температуру надо лечить?
  • Вопрос № 19
  • Когда надо лечить лекарствами повышенную температуру тела?
  • Вопрос № 20
  • Как при повышенной температуре помочь без лекарств? Знать главные принципы!
  • Вопрос № 21
  • Как помочь без лекарств? Оптимизировать параметры воздуха!
  • Вопрос № 22
  • Как сделать воздух в помещении таким, как надо?
  • Вопрос № 23
  • Как помочь без лекарств? Напоить!
  • Вопрос № 24
  • Как правильно напоить?
  • Вопрос № 25
  • Как одевать ребенка при повышении температуры тела?
  • Вопрос № 26
  • Можно ли гулять при повышенной температуре?
  • Вопрос № 27
  • Что такое физические методы охлаждения?
  • Вопрос № 28
  • Что такое жаропонижающие средства?
  • Вопрос № 29
  • Как правильно выбрать лекарственную форму: глотать, колоть или засовывать?
  • Вопрос № 30
  • Как избежать фебрильных судорог и как помочь, если все-таки избежать не удалось?
  • Вопрос № 31
  • Как избежать теплового удара и как помочь, если все-таки избежать не удалось?
  • Вопрос № 32
  • Что делать, если высокая температура есть, а никаких других симптомов нет?
  • Вопрос № 33
  • Что такое внезапная экзантема и какое отношение она имеет к непонятно почему повышенной температуре?
  • Вопрос № 34
  • Лихорадка неясного происхождения – что это?
  • Вопрос № 35
  • Когда срочно нужен доктор?
  • Вопрос № 36
  • Так как же все-таки быть с лекарствами?
    • 36,1
      • Парацетамол
    • 36,2
      • Ибупрофен
    • 36,3
      • Нимесулид
    • 36,4
      • Анальгин
    • 36,5
      • Ацетилсалициловая кислота
    • 36,6
      • Главные правила применения жаропонижающих средств

Источник

© Е. О. Комаровский, 2008

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008

© ООО «КЛИНИКОМ», 2008

* * *

Вопрос № 1
Зачем нам нужна книжка о температуре?

Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…

Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!

Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.

Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела – однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.

Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…

Читайте также:  Годовалый ребенок вырвало ночью температуры нет

Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «бóльный» укол…

После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!

К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!

Но мы не можем сказать, что все это позади.

Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети – одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…

36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при

* * *

Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.

И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!

Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и советами соседок по подъезду!

Мы согреем и разотрем, мы засунем и заставим проглотить, мы будем сидеть с пересохшим ртом в жаркой и сухой комнате, мы будем кормить больное дитя жирным супчиком, мы дадим множество самых разнообразных лекарств, а если не поможет – привлечем множество самых разнообразных узких и широких специалистов.

Мы даже на секундочку не усомнимся в своей правоте. Ведь греть, растирать, кормить, давать множество лекарств и привлекать множество специалистов – это правильно, однозначно правильно!

И мы будем гордиться тем, что по количеству волшебных укольчиков мы впереди планеты всей!

И с учетом всего сказанного – зачем нам нужна книжка о температуре?

Пусть тетеньки книжки читают, им за это деньги платят…

* * *

P. S.

Ответы на оставшиеся 35 и 6 вопросов предназначены для тех, кто:

• не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;

• сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;

• хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.

36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при

Вопрос № 2
Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?

У большинства животных – насекомых, пауков, рыб, рептилий – интенсивность обмена веществ прямо связана с температурой окружающей среды: чем теплее вокруг, тем обмен веществ протекает активнее. Летом эти животные растут, питаются и размножаются, с наступлением холодов становятся вялыми, теряют аппетит, перестают интересоваться противоположным полом и т. д.

Насекомые, пауки, рыбы и рептилии – холоднокровные животные. Температура тела тарантула, кузнечика, окуня и крокодила практически равна температуре окружающей среды.

Климат планеты Земля характеризуется тем, что большинство территорий подвержено значительным суточным и сезонным колебаниям температуры. Природу (или Создателя) совершенно не устроило такое положение вещей, когда интенсивность жизни определяется погодой. Ну куда ж это годится – зимой даже поговорить не с кем! И тогда появились теплокровные животные – птицы и млекопитающие.

Принципиальная особенность теплокровных животных вообще и человека как классического представителя теплокровных в частности – температура их тел постоянна и очень устойчива, она не зависит от температуры окружающей среды, а если даже и колеблется, то в очень небольших пределах, как правило, не превышающих 1–2 ℃.

У каждого конкретного вида птиц и млекопитающих имеется своя нормальная температура тела.

Нормальная температура тела – это температура, которая свойственна подавляющему большинству особей данного биологического вида в состоянии здоровья.

Нормальная температура:

• для курицы – 40,5–42,5 ℃,

• для кролика – 38,5–39,8 ℃,

• для свиньи – 39,0–40,0 ℃.

Нормальной температурой тела человека считается 36,6 ℃.

Почему 36,6? Откуда взялись такие цифры? Ответ на этот вопрос обнаруживается в очень-очень далеком 1868 году. Именно тогда немецкий врач Вундерлих (C. R. A. Wunderlich) провел около 1 миллиона измерений температуры тела у 25 000 пациентов. Температура измерялась в подмышечной впадине, и средний показатель оказался равным 36,6. Вот с тех пор и повелось…

Вопрос № 3
Как организм человека регулирует температуру тела?

Сложную фразу «процесс регуляции температуры тела» принято заменять одним удобным словом – терморегуляция.

Воспользуемся этим словом и мы. С чего начинается терморегуляция? Ответ прост, поскольку регуляция чего угодно в человеческом организме начинается в головном мозге.

Итак, в головном мозге есть особый центр, отвечающий за регуляцию температуры тела. Клетки центра терморегуляции получают сигналы от особых чувствительных нервных клеток, которые называются терморецепторами. Терморецепторы имеются практически во всех органах и тканях, но больше всего их в коже.

Читайте также:  Можно сбить температуру ребенку обтирая его водкой

Центр терморегуляции неоднороден, он состоит из двух групп клеток. Одни отвечают за теплопродукцию, другие – за теплоотдачу.

Теплопродукция и теплоотдача – два ключевых процесса, которые, собственно, и лежат в основе всей терморегуляции.

Обмен веществ сопровождается выработкой тепла. Это и есть теплопродукция. От произведенного тепла организму надо избавляться – это и есть теплоотдача.

Поскольку температура человеческого тела стабильна, это означает, что в состоянии здоровья сколько тепла будет произведено, столько и потеряется.

Таким образом,

теплопродукция и теплоотдача находятся в состоянии устойчивого равновесия, и у абсолютного большинства людей это равновесие отражается числом 36,6 ℃.

Давайте теперь рассмотрим оба вышеупомянутых процесса поподробнее.

* * *

Теплопродукция

Выработка тепла – это фактически побочный продукт всех биохимических реакций, которые принято объединять термином «обмен веществ». Что бы в организме человека ни происходило: деление клеток, синтез гормонов, переваривание пищи, сокращение мышц и т. д. и т. п. – все это сопровождается выработкой тепла. Само собой разумеется, что чем активнее обмен веществ, тем выше теплопродукция.

Во сне теплопродукция снижается.

При физических нагрузках теплопродукция увеличивается.

У ребенка обмен веществ активнее, чем у папы с мамой. У папы и мамы обмен веществ активнее, чем у бабушки и дедушки. Значит, ребенок на единицу массы тела вырабатывает тепла больше, чем его родители, и намного больше, чем бабушки и дедушки.

Центр терморегуляции может управлять скоростью обменных процессов и, соответственно, увеличивать или уменьшать теплопродукцию. Если холодно, обмен веществ активизируется и тепла вырабатывается больше. Есть у организма и резервный механизм теплопродукции, он «включается» тогда, когда совсем уж холодно. Это дрожь – множество мышечных сокращений, которые сопровождаются активной выработкой тепла.

Теплоотдача

Организм человека имеет несколько способов теплоотдачи. Каждый из этих способов достоин того, чтобы рассмотреть его более-менее подробно.

Теплоотдача путем излучения

Кожа способна к теплоотдаче путем длинноволнового инфракрасного излучения. Интенсивность этого пути теплоотдачи зависит прежде всего от температуры окружающих человека поверхностей – мебели, стен комнаты и т. д. Описанный механизм теплоотдачи очень легко прочувствовать на себе: поднесите к лицу ладошку, и вы сразу же ощутите тепло; это потому, что потеря тепла вследствие излучения резко уменьшилась.

Теплоотдача путем конвекции

Физический термин конвекция означает непосредственный и естественный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой.

36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при

Очевидно, что если температура кожи 36 ℃, а температура воздуха 20 ℃, то поток воздуха у поверхности кожи уносит тепло. Чем этот поток активнее (человек движется, или ветер дует, или вентилятор работает), тем активнее происходит теплоотдача. Кстати, одно из важнейших предназначений одежды – нейтрализовать поток воздуха, контактирующий с кожей, и предотвратить таким образом потерю тепла.

Теплоотдача путем проведения

Это самый редкий механизм теплоотдачи. Он «работает» тогда, когда человеческий организм контактирует не с воздухом, а с чем-то плотным. Например, сел ребенок голой попой на камень. Начинается проведение тепла от теплой попы к холодному камню. Чем попа теплее, чем камень больше и холоднее, тем интенсивнее теплоотдача. Неудивительно, что если камень очень холодный, то это вполне может привести к переохлаждению тканей и даже к болезням.

Теплоотдача путем испарения

Испарение – чрезвычайно эффективный способ потери тепла. Вода способна испаряться с поверхности кожи. Это вполне очевидно и всем понятно. Но есть еще один не менее, а порой и более важный способ испарения – испарение с поверхности слизистых оболочек, выстилающих дыхательные пути.

Интенсивность испарения определяется множеством факторов: температурой и влажностью воздуха, интенсивностью кровообращения в коже и слизистых оболочках, количеством потовых желез и их способностью вырабатывать пот, движением воздуха, наличием одежды.

Очень важно уже сейчас обратить внимание читателей на то обстоятельство, что мы имеем возможность влиять на большинство параметров, определяющих теплоотдачу посредством испарения. И этим нашим возможностям мы впоследствии уделим самое пристальное внимание.

36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при

Источник

Евгений Комаровский

36 и 6 вопросов о температуре

© Е. О. Комаровский, 2008

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008

© ООО «КЛИНИКОМ», 2008

* * *

Вопрос № 1

Зачем нам нужна книжка о температуре?

Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…

Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!

Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.

Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела – однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.

Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…

Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «бóльный» укол…

Читайте также:  Ребенку шесть месяцев температура и красное горло

После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!

К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!

Но мы не можем сказать, что все это позади.

Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети – одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…

* * *

Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.

И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!

Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и советами соседок по подъезду!

Мы согреем и разотрем, мы засунем и заставим проглотить, мы будем сидеть с пересохшим ртом в жаркой и сухой комнате, мы будем кормить больное дитя жирным супчиком, мы дадим множество самых разнообразных лекарств, а если не поможет – привлечем множество самых разнообразных узких и широких специалистов.

Мы даже на секундочку не усомнимся в своей правоте. Ведь греть, растирать, кормить, давать множество лекарств и привлекать множество специалистов – это правильно, однозначно правильно!

И мы будем гордиться тем, что по количеству волшебных укольчиков мы впереди планеты всей!

И с учетом всего сказанного – зачем нам нужна книжка о температуре?

Пусть тетеньки книжки читают, им за это деньги платят…

* * *

P. S.

Ответы на оставшиеся 35 и 6 вопросов предназначены для тех, кто:

• не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;

• сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;

• хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.

Вопрос № 2

Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?

У большинства животных – насекомых, пауков, рыб, рептилий – интенсивность обмена веществ прямо связана с температурой окружающей среды: чем теплее вокруг, тем обмен веществ протекает активнее. Летом эти животные растут, питаются и размножаются, с наступлением холодов становятся вялыми, теряют аппетит, перестают интересоваться противоположным полом и т. д.

Насекомые, пауки, рыбы и рептилии – холоднокровные животные. Температура тела тарантула, кузнечика, окуня и крокодила практически равна температуре окружающей среды.

Климат планеты Земля характеризуется тем, что большинство территорий подвержено значительным суточным и сезонным колебаниям температуры. Природу (или Создателя) совершенно не устроило такое положение вещей, когда интенсивность жизни определяется погодой. Ну куда ж это годится – зимой даже поговорить не с кем! И тогда появились теплокровные животные – птицы и млекопитающие.

Принципиальная особенность теплокровных животных вообще и человека как классического представителя теплокровных в частности – температура их тел постоянна и очень устойчива, она не зависит от температуры окружающей среды, а если даже и колеблется, то в очень небольших пределах, как правило, не превышающих 1–2 ℃.

У каждого конкретного вида птиц и млекопитающих имеется своя нормальная температура тела.

Нормальная температура тела – это температура, которая свойственна подавляющему большинству особей данного биологического вида в состоянии здоровья.

Нормальная температура:

• для курицы – 40,5–42,5 ℃,

• для кролика – 38,5–39,8 ℃,

• для свиньи – 39,0–40,0 ℃.

Нормальной температурой тела человека считается 36,6 ℃.

Почему 36,6? Откуда взялись такие цифры? Ответ на этот вопрос обнаруживается в очень-очень далеком 1868 году. Именно тогда немецкий врач Вундерлих (C. R. A. Wunderlich) провел около 1 миллиона измерений температуры тела у 25 000 пациентов. Температура измерялась в подмышечной впадине, и средний показатель оказался равным 36,6. Вот с тех пор и повелось…

Вопрос № 3

Как организм человека регулирует температуру тела?

Сложную фразу «процесс регуляции температуры тела» принято заменять одним удобным словом – терморегуляция.

Воспользуемся этим словом и мы. С чего начинается терморегуляция? Ответ прост, поскольку регуляция чего угодно в человеческом организме начинается в головном мозге.

Итак, в головном мозге есть особый центр, отвечающий за регуляцию температуры тела. Клетки центра терморегуляции получают сигналы от особых чувствительных нервных клеток, которые называются терморецепторами. Терморецепторы имеются практически во всех органах и тканях, но больше всего их в коже.

Центр терморегуляции неоднороден, он состоит из двух групп клеток. Одни отвечают за теплопродукцию, другие – за теплоотдачу.

Источник