36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при повышении температуры тела
Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.
И мы, конечно, не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Вот только знаем ли мы, как правильно помочь?
Эта книга предназначена для тех, кто:
- не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;
- сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;
- хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.
- Вопрос № 1
- Зачем нам нужна книжка о температуре?
- Вопрос № 2
- Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?
- Вопрос № 3
- Как организм человека регулирует температуру тела?
- Вопрос № 4
- Каковы особенности терморегуляции у детей?
- Вопрос № 5
- Почему температура тела повышается?
- Вопрос № 6
- Что такое лихорадка и что такое гипертермия?
- Вопрос № 7
- Когда возникает гипертермия, или что такое тепловые заболевания?
- Вопрос № 8
- Какой бывает лихорадка?
- Вопрос № 9
- Что такое лихорадка «розовая» и что такое лихорадка «белая»?
- Вопрос № 10
- Всегда ли повышение температуры – симптом болезни?
- Вопрос № 11
- Чем измерять температуру тела?
- Вопрос № 12
- Где и как измерять температуру тела?
- Вопрос № 13
- Повышенная температура – не болезнь, а симптом. Симптом чего?
- Вопрос № 14
- Какая причина повышения температуры тела у детей самая частая?
- Вопрос № 15
- Что такое симптоматическая терапия?
- Вопрос № 16
- Что хорошего в повышенной температуре тела?
- Вопрос № 17
- Что плохого в повышенной температуре тела?
- Вопрос № 18
- Сравнение плохого и хорошего, или когда же все-таки повышенную температуру надо лечить?
- Вопрос № 19
- Когда надо лечить лекарствами повышенную температуру тела?
- Вопрос № 20
- Как при повышенной температуре помочь без лекарств? Знать главные принципы!
- Вопрос № 21
- Как помочь без лекарств? Оптимизировать параметры воздуха!
- Вопрос № 22
- Как сделать воздух в помещении таким, как надо?
- Вопрос № 23
- Как помочь без лекарств? Напоить!
- Вопрос № 24
- Как правильно напоить?
- Вопрос № 25
- Как одевать ребенка при повышении температуры тела?
- Вопрос № 26
- Можно ли гулять при повышенной температуре?
- Вопрос № 27
- Что такое физические методы охлаждения?
- Вопрос № 28
- Что такое жаропонижающие средства?
- Вопрос № 29
- Как правильно выбрать лекарственную форму: глотать, колоть или засовывать?
- Вопрос № 30
- Как избежать фебрильных судорог и как помочь, если все-таки избежать не удалось?
- Вопрос № 31
- Как избежать теплового удара и как помочь, если все-таки избежать не удалось?
- Вопрос № 32
- Что делать, если высокая температура есть, а никаких других симптомов нет?
- Вопрос № 33
- Что такое внезапная экзантема и какое отношение она имеет к непонятно почему повышенной температуре?
- Вопрос № 34
- Лихорадка неясного происхождения – что это?
- Вопрос № 35
- Когда срочно нужен доктор?
- Вопрос № 36
- Так как же все-таки быть с лекарствами?
- 36,1
- Парацетамол
- 36,2
- Ибупрофен
- 36,3
- Нимесулид
- 36,4
- Анальгин
- 36,5
- Ацетилсалициловая кислота
- 36,6
- Главные правила применения жаропонижающих средств
- 36,1
Источник
Один из показателей здоровья нашего тела – температура. Норма – 36,6, измерять в подмышечной впадине в течение 6 минут, пить парацетамол. Все эти заповеди мы знаем с детства.
Но врачи-педиатры с этими константами могут поспорить. Родителям пора узнать немного больше о том, как реагировать на температуру у ребёнка и что делать в случаях её отклонения от нормы.
36,6°С – идеальная норма?
А вот и нет. Это принятое среднее арифметическое значение из диапазона температуры, которая считается нормальной. А в реальности нормальной температурой для взрослого организма считается промежуток от 35,8 до 37,2°С. И норма температуры для каждого человека индивидуальна. У кого-то она не поднимается выше 36, а кто-то всю жизнь живёт с температурой 37 и чувствует себя прекрасно.
Высокая температура у малышей – не повод для паники
У младенческого организма еще совсем не налажены навыки регулирования температуры. К тому же она приближена к внутриутробной температуре матери: вплоть до 38°С! Если нет инфекций и малыш ничем не обеспокоен, всё в порядке.
Когда поднимается температура?
Температура поднимается до высоких отметок при инфекционных заболеваниях, а также при стрессах. Например, при прорезывании зубов или коликах. До трёх лет температура держится в среднем около 37 градусов и зависит от того, насколько малыш активен. Кстати: в утреннее время она всегда ниже, чем в вечернее.
Правда ли, что температуру у ребёнка нельзя сбивать до 38°С?
Субфебрильная температура– повышающаяся в течение некоторого времени температура тела в промежутке от 37 до 38 градусов Цельсия. Она говорит о воспалительном процессе, но не так опасна. Медики не советуют её сбивать! Организм способен и должен самостоятельно бороться с такой температурой. А к таблеткам организм может быстро привыкнуть.
Сбивать температуру у ребёнка противовоспалительными средствами принято после 38 градусов. Необходимо пить как можно больше жидкости. Срочно обращаться в скорую помощь необходимо при температуре, близкой к 40 градусам.
Если температура низкая
Гипотермия представляет собой переохлаждение или снижение температуры тела до 35°С. Если у ребёнка такая температура держится долгое время, необходимо обратиться к врачу. Она может свидетельствовать о ряде заболеваний и вести за собой неприятные последствия.
Термометр: за ртутную классику или новинки медицины?
Существует несколько способов измерения температуры: оральный, ректальный, через подмышечную впадину, ушное отверстие или измерение температуры лба. Для каждого вида свои нормы показателя.
В целях безопасности для детей рекомендуется приобрести электронный градусник или градусник-соску. Проблем от разбитого стеклянного градусника или, чего хуже, раскусанного, не оберёшься. Можно приобрести и градусники с инфракрасными лучами для лба. Но точность традиционного ртутного градусника до сих пор считается самой высокой!
Что делать, когда у ребёнка горячий лоб, как лучше измерять температуру и чем её сбивать? Главное – не паниковать! А на все эти волнующие вопросы подробно ответит заслуженный детский педиатр доктор Комаровский в книге «36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребенку при повышении температуры тела: книга для мам и пап»
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!
До новых книг!
Ваш Book24
Источник
© Е. О. Комаровский, 2008
© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008
© ООО «КЛИНИКОМ», 2008
* * *
Вопрос № 1
Зачем нам нужна книжка о температуре?
Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…
Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!
Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.
Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела – однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.
Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…
Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «бóльный» укол…
После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!
К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!
Но мы не можем сказать, что все это позади.
Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.
И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети – одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…
* * *
Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.
И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!
Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и советами соседок по подъезду!
Мы согреем и разотрем, мы засунем и заставим проглотить, мы будем сидеть с пересохшим ртом в жаркой и сухой комнате, мы будем кормить больное дитя жирным супчиком, мы дадим множество самых разнообразных лекарств, а если не поможет – привлечем множество самых разнообразных узких и широких специалистов.
Мы даже на секундочку не усомнимся в своей правоте. Ведь греть, растирать, кормить, давать множество лекарств и привлекать множество специалистов – это правильно, однозначно правильно!
И мы будем гордиться тем, что по количеству волшебных укольчиков мы впереди планеты всей!
И с учетом всего сказанного – зачем нам нужна книжка о температуре?
Пусть тетеньки книжки читают, им за это деньги платят…
* * *
P. S.
Ответы на оставшиеся 35 и 6 вопросов предназначены для тех, кто:
• не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;
• сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;
• хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.
Вопрос № 2
Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?
У большинства животных – насекомых, пауков, рыб, рептилий – интенсивность обмена веществ прямо связана с температурой окружающей среды: чем теплее вокруг, тем обмен веществ протекает активнее. Летом эти животные растут, питаются и размножаются, с наступлением холодов становятся вялыми, теряют аппетит, перестают интересоваться противоположным полом и т. д.
Насекомые, пауки, рыбы и рептилии – холоднокровные животные. Температура тела тарантула, кузнечика, окуня и крокодила практически равна температуре окружающей среды.
Климат планеты Земля характеризуется тем, что большинство территорий подвержено значительным суточным и сезонным колебаниям температуры. Природу (или Создателя) совершенно не устроило такое положение вещей, когда интенсивность жизни определяется погодой. Ну куда ж это годится – зимой даже поговорить не с кем! И тогда появились теплокровные животные – птицы и млекопитающие.
Принципиальная особенность теплокровных животных вообще и человека как классического представителя теплокровных в частности – температура их тел постоянна и очень устойчива, она не зависит от температуры окружающей среды, а если даже и колеблется, то в очень небольших пределах, как правило, не превышающих 1–2 ℃.
У каждого конкретного вида птиц и млекопитающих имеется своя нормальная температура тела.
Нормальная температура тела – это температура, которая свойственна подавляющему большинству особей данного биологического вида в состоянии здоровья.
Нормальная температура:
• для курицы – 40,5–42,5 ℃,
• для кролика – 38,5–39,8 ℃,
• для свиньи – 39,0–40,0 ℃.
Нормальной температурой тела человека считается 36,6 ℃.
Почему 36,6? Откуда взялись такие цифры? Ответ на этот вопрос обнаруживается в очень-очень далеком 1868 году. Именно тогда немецкий врач Вундерлих (C. R. A. Wunderlich) провел около 1 миллиона измерений температуры тела у 25 000 пациентов. Температура измерялась в подмышечной впадине, и средний показатель оказался равным 36,6. Вот с тех пор и повелось…
Источник
Евгений Комаровский
36 и 6 вопросов о температуре
© Е. О. Комаровский, 2008
© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008
© ООО «КЛИНИКОМ», 2008
* * *
Вопрос № 1
Зачем нам нужна книжка о температуре?
Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…
Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!
Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.
Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела – однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.
Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…
Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «бóльный» укол…
После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!
К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!
Но мы не можем сказать, что все это позади.
Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.
И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети – одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…
* * *
Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.
И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!
Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и советами соседок по подъезду!
Мы согреем и разотрем, мы засунем и заставим проглотить, мы будем сидеть с пересохшим ртом в жаркой и сухой комнате, мы будем кормить больное дитя жирным супчиком, мы дадим множество самых разнообразных лекарств, а если не поможет – привлечем множество самых разнообразных узких и широких специалистов.
Мы даже на секундочку не усомнимся в своей правоте. Ведь греть, растирать, кормить, давать множество лекарств и привлекать множество специалистов – это правильно, однозначно правильно!
И мы будем гордиться тем, что по количеству волшебных укольчиков мы впереди планеты всей!
И с учетом всего сказанного – зачем нам нужна книжка о температуре?
Пусть тетеньки книжки читают, им за это деньги платят…
* * *
P. S.
Ответы на оставшиеся 35 и 6 вопросов предназначены для тех, кто:
• не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;
• сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;
• хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.
Вопрос № 2
Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?
У большинства животных – насекомых, пауков, рыб, рептилий – интенсивность обмена веществ прямо связана с температурой окружающей среды: чем теплее вокруг, тем обмен веществ протекает активнее. Летом эти животные растут, питаются и размножаются, с наступлением холодов становятся вялыми, теряют аппетит, перестают интересоваться противоположным полом и т. д.
Насекомые, пауки, рыбы и рептилии – холоднокровные животные. Температура тела тарантула, кузнечика, окуня и крокодила практически равна температуре окружающей среды.
Климат планеты Земля характеризуется тем, что большинство территорий подвержено значительным суточным и сезонным колебаниям температуры. Природу (или Создателя) совершенно не устроило такое положение вещей, когда интенсивность жизни определяется погодой. Ну куда ж это годится – зимой даже поговорить не с кем! И тогда появились теплокровные животные – птицы и млекопитающие.
Принципиальная особенность теплокровных животных вообще и человека как классического представителя теплокровных в частности – температура их тел постоянна и очень устойчива, она не зависит от температуры окружающей среды, а если даже и колеблется, то в очень небольших пределах, как правило, не превышающих 1–2 ℃.
У каждого конкретного вида птиц и млекопитающих имеется своя нормальная температура тела.
Нормальная температура тела – это температура, которая свойственна подавляющему большинству особей данного биологического вида в состоянии здоровья.
Нормальная температура:
• для курицы – 40,5–42,5 ℃,
• для кролика – 38,5–39,8 ℃,
• для свиньи – 39,0–40,0 ℃.
Нормальной температурой тела человека считается 36,6 ℃.
Почему 36,6? Откуда взялись такие цифры? Ответ на этот вопрос обнаруживается в очень-очень далеком 1868 году. Именно тогда немецкий врач Вундерлих (C. R. A. Wunderlich) провел около 1 миллиона измерений температуры тела у 25 000 пациентов. Температура измерялась в подмышечной впадине, и средний показатель оказался равным 36,6. Вот с тех пор и повелось…
Вопрос № 3
Как организм человека регулирует температуру тела?
Сложную фразу «процесс регуляции температуры тела» принято заменять одним удобным словом – терморегуляция.
Воспользуемся этим словом и мы. С чего начинается терморегуляция? Ответ прост, поскольку регуляция чего угодно в человеческом организме начинается в головном мозге.
Итак, в головном мозге есть особый центр, отвечающий за регуляцию температуры тела. Клетки центра терморегуляции получают сигналы от особых чувствительных нервных клеток, которые называются терморецепторами. Терморецепторы имеются практически во всех органах и тканях, но больше всего их в коже.
Центр терморегуляции неоднороден, он состоит из двух групп клеток. Одни отвечают за теплопродукцию, другие – за теплоотдачу.
Источник