Механизм температуры у ребенка

Механизм температуры у ребенка thumbnail

Особенности терморегуляции у ребенка, детей

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи. Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Читайте также:  С какой температурой можно гулять ребенку во время болезни

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Читайте также:  У ребенка постоянно красное горло температуры нет

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Прививки ребенку от гриппа — детская поликлиника «Маркушка».

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Источник

Типы повышения температуры тела у ребенка. Что такое лихорадка?

С самого начала следует отметить различие между лихорадкой и другими типами повышения температуры тела. Лихорадка — это терморегуляторное повышение температуры «ядра», которое представляет собой организованный и координированный ответ организма на болезнь или иное повреждение, Состояния, при которых температура «ядра» возрастает вопреки попыткам организма поддержать эутермию (например, при тепловом ударе, злокачественной гипертермии, отравлении атропином), следует называть гипертермией, а не лихорадкой. Это различие более подробно будет разъяснено в соответствующих статьях на нашем сайте МедУнивер.

Не все виды повышения температуры тела являются патологическими. Например, температура «ядра» может колебаться в зависимости от времени суток, физической активности, температуры окружающей среды, характера пищи и эмоционального состояния.

Лихорадка, вероятно, является наиболее частым и, несомненно, одним из важнейших симптомов детских болезней. На нее приходится 1/3 всех обращеиий к педиатрам и еще больший процент посещений педиатрами детей на дому, а также бесчисленное количество телефонных звонков. Проспективное изучение работы 9 частнопрактикующих педиатров в штате Нью-Йорк показало, что 10% всех обращений к врачу с детьми в возрасте до 2 лет было связано с повышением температуры тела до 38,3 °С и выше.

Нет ребенка, у которого когда-либо не было лихорадки, хотя некоторые родители и относятся к ней спокойно. Трудно назвать день, когда бы к педиатру не обращались по поводу лихорадки у ребенка. Лихорадку можно наблюдать у ранее здоровых детей и у детей, болеющих хроническими заболеваниями, у стационарных и амбулаторных больных. Она может явиться симптомом вполне тривиального или смертельного заболевания. Лихорадка поражает все возрасты, оба пола, все национальности, равно и бедных, и богатых.

Она возникаете любое время года и тревожит всех врачей. Лихорадка у больных встречается очень часто. Врачи считают, что о лихорадке и методах ее лечения им уже все известно. Между тем в медицинских институтах удивительно мало времени уделяют преподаванию этого важного раздела. Лишь при изучении физиологии и фармакологии обычно вкратце освещают патофизиологию и лечение лихорадки. Однако полученные знания не углубляются, и эта проблема при изучении клинических дисциплин особо не выделяется. О лихорадке упоминают только как о симптоме, не рассматривая ее патофизиологического значения.

Недостаточное внимание уделяют обсуждению разницы между собственно лихорадкой и другими типами повышения температуры тела. В руководствах по педиатрии, за небольшим исключением, нет разделов, посвященных лихорадке, не обсуждаются вопросы терморегуляции и рационального симптоматического лечения повышенной температуры тела. В результате этого при встрече с больным, имеющим лихорадку или гипертермию, клиницист может испытывать ложное чувство успокоения и опасное благодушие.

Классификация типов повышения температуры тела

Типы Механизмы Примеры
Лихорадка Организм сам регулирует температуру тела до уровня выше нормального Инфекция

Болезнь соединительной ткани

Рак
Тепловые заболевания Дисбаланс между теплопродукцией и теплоотдачей ведет к повышению температуры тела вопреки попыткам организма поддержать нормальную температуру Тепловой удар

Гипертиреоз

Отравление атропином
Нормальные колебания Увеличение температуры тела обусловлено нормальной активностью или физиологическими процессами Циркадные ритмы

Физические упражнения

После еды

Примеры повышения температуры у детей

Чтобы представить себе разнообразие и противоречивость проблемы, связанной с повышением температуры, необходимо обсудить некоторые клинические ситуации. Они отражают сложность принятия решения даже в тех случаях, когда это решение считается простым, автоматически доказанным.

Мальчик 2,5 лет, имеющий в анамнезе фебрильные судороги, поступил в палату неотложной терапии с температурой 40,3 °С; диагноз — средний отит. Противосудорожные препараты он не получал. Что вы назначите в дополнение к лечению, проводимому по поводу среднего отита: ацетилсалициловую кислоту, парацетамол, влажные обтирания или, возможно, комбинацию первых двух или всех трех средств? Является ли эффект этих средств аддитивным, или синергидным, или ни тем, ни другим?

У больного менингитом в состоянии септического шока развилась высокая лихорадка. Нужно ли снижать температуру? Если да, каким образом и до какого уровня? Увеличатся или уменьшатся шансы на выживание после снижения температуры тела до нормального уровня? Как это повлияет на восстановление мозговых функций?

У годовалого ребенка с тяжелым отравлением ацетилсалициловой кислотой температура тела поднялась до 40,6 °С. Можно ли лечить ребенка парацетамолом? Холодными обтираниями? Тем и другим? Не тем и не другим?

В палату интенсивной терапии доставлен ребенок с ректальной температурой 42,2 °С, которая развилась после пребывания на открытом солнце в автомобиле. Ребенок заторможен, кожа горячая и сухая. Какое лечение наиболее показано в этой ситуации: обтирание прохладной водой или ванна с ледяной водой? Можно ли назначать ацетилсалициловую кислоту или парацетамол? Что еще нужно сделать?

У вас на приеме находятся 3 ребенка в возрасте от 1 до 2 лет. Первый ребенок с температурой 41,1 °С, второй — 40 °С, третий — 38,3 °С. У кого из первых двух детей имеется большая статистическая вероятность развития бактериемии, наличия скрытой тяжелой бактериальной инфекции? Кто более серьезно болен или имеет бактериемию — ребенок с температурой 40 °С или 38,3 °С?

Атлетически сложенный подросток приехал с Севера в южный город с жарким и влажным климатом. После того как он пробежал более 8 км, температура тела у него поднялась до 38,9 °С. Является ли это патологией? Поможет ли ацетилсалициловая кислота, принятая перед бегом, сохранить нормальную температуру тела и хорошее самочувствие?

Хотя не все описанные выше ситуации опасны для здоровья, однако во всех этих случаях неверно принятое решение отрицательно повлияет на исход. Для ответа на эти вопросы недостаточно эмпирических знаний. Они требуют понимания механизмов терморегуляции, патофизиологии гипертермии и лихорадки. Они требуют знания причин лихорадки и других типов повышения температуры тела, значения лихорадки, понимания биологического эффекта лихорадки и гиперпирексии.

Хотя предстоит еще многое изучить для того, чтобы понять, когда лихорадка благоприятна, а когда опасна, но тех данных, которые уже имеются в науке, достаточно, чтобы позволить врачу выбрать правильную линию поведения во всех описанных выше случаях.

Лихорадка обладает значительным физиологическим действием, которое положительно или отрицательно влияет на течение заболевания. Симптоматическое лечение лихорадки вполне надежно, и большинство используемых для этого средств можно применять без назначения врача. Однако необходимо знать, что каждый из этих лекарственных препаратов, каждая мера физического воздействия часто вызывают существенные побочные явления.

Обследуя ребенка с повышенной температурой тела и назначая симптоматическое лечение, врач должен выяснить специфическую причину данной лихорадки. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:

– Каков механизм повышения температуры? Что это, лихорадка или одно из тепловых заболеваний?

– Какова ее специфическая этиология?

– Следует ли проводить симптоматическое лечение? Другими словами, следует ли проводить жаропонижающую терапию в дополнение к лечению основного заболевания?

– Если решено проводить симптоматическое лечение лихорадки, то как лучше это сделать? Какие фармакологические препараты и физические методы лечения помогут восстановить нормальную температуру тела? Каковы побочные действия фармакологических препаратов и физических методов лечения и как их предотвратить?

– Также рекомендуем “Нейромедиаторы терморегуляции – медиаторы, гормоны”

Оглавление темы “Повышение температуры тела у ребенка – лихорадка”:

  1. Типы повышения температуры тела у ребенка. Что такое лихорадка?
  2. Нейромедиаторы терморегуляции – медиаторы, гормоны
  3. Периферические центры контроля температуры тела – нецентральная терморегуляция
  4. Нормальная температура тела у детей. Каковы колебания в норме?
  5. Механизм развития лихорадки – патогенез
  6. Каков верхний предел повышения температуры тела? Предел лихорадки
  7. Типы лихорадки – характеристика, примеры
  8. Польза высокой температуры тела у ребенка – лихорадки
  9. Значение лихорадки для выживания с точки зрения эволюции
  10. Польза высокой температуры (лихорадки) в уничтожении микроорганизмов – возбудителей болезней

Источник

Читайте также:  Температура у ребенка полуторагодовалого ребенка