Когда ребенок начинает регулировать температуру

/О детях/Новорожденный. Ребенок до года

Когда ребенок начинает регулировать температуру
Многие родители считают новорожденных уменьшенной копией взрослых, но эта позиция в корне не верна. Организм новорожденного и малыша первых лет жизни отличается от взрослого практически по всем параметрам. Поэтому у них зачастую встречаются такие болезни и состояния, которые у взрослых почти не возникают. Особое место в этом вопросе занимает терморегуляция и связанные с ней особенности ухода за малышом.

Система терморегуляции

Для нормальной жизнедеятельности температура тела человека должна сохраняться постоянной, что обеспечивается системой терморегуляции. В ходе сложных многоступенчатых физико-химических процессов происходит образование и отдача тепла. Баланс между теплопродукцией и теплоотдачей называют температурным гомеостазом, но у детей эта система несовершенна и требует поддержки извне.

Как работает система терморегуляции малыша?

Центр терморегуляции находится в гипоталамусе, особом отделе, расположенном в глубине мозга. Он реагирует на температуру притекающей к нему крови и концентрацию особых химических веществ – гормонов, пирогенов и медиаторов. В ответ на информацию от периферии организма он посылает импульсы, регулирующие процессы теплопродукции и теплоотдачи. Таким образом, терморегуляция осуществляется на уровне вегетативной нервной системы – то есть автономно (не зависимо от нашего разума).

Что такое теплопродукция

У людей теплопродукция осуществляется при помощи произвольных мышечных движений, непроизвольных сокращений мышечных волокон (дрожь при замерзании) и при помощи образования тепла «немышечным термогенезом». У новорожденных детей основным источником образования тепла является процесс окисления запасов бурого жира, которого у новорожденных примерно 7-8% (у взрослых его нет совсем). Он расположен на шее, около лопаток, в области грудины, около почек. Запасы бурого жира постепенно начинают формироваться у ребенка примерно с 28 недель внутриутробного существования. Именно с этого времени малыш уже будет пытаться образовывать тепло и поддерживать температуру тела, если родится ранее времени. Чем больше этого жира в организме ребенка – тем лучше малыш защищен от переохлаждения. Регуляцию расщепления жира регулируют надпочечники и щитовидная железа.

А вот механизмы мышечного дрожания выражены слабее – новорожденные почти не дрожат при замерзании, и усиление окислительных процессов при этом механизме не так активно. Если дети замерзают – они начинают плакать и активно машут конечностями, включается механизм активной продукции тепла.

Что такое теплоотдача

Для поддержания правильной температуры тела необходимо не только производить тепло, но и выделять его в окружающую среду, чтобы предотвратить перегрев. Теплоотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов – чтоб отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и теплая кровь приливает к поверхности. А при охлаждении происходит сосудистый спазм, что позволят теплу оставаться внутри тела и потери тепла уменьшаются. Но у детей нет такого выраженного теплоизолирующего подкожно-жирового слоя, поэтому, даже если у них спазмированы кожные сосуды, они могут все равно терять тепло с поверхности тела.

Процессы теплоотдачи, осуществляются при помощи четырех основных механизмов. Основным является конвекция – теплообмен между организмом малыша и воздухом или водой. Именно поэтому для малышей важно поддерживать определенный микроклимат в детской или ванной комнате. Нужно помнить, что у новорожденных сильные потоки воздуха могут вызвать значительные потери тепла, им важно избегать сквозняков в доме и сильного ветра на прогулке.

Вторым механизмом отдачи тепла является передача его от поверхности тела к другим предметам и поверхностям. Избегайте укладывания обнаженного ребенка на металлические чаши весов без теплой пеленки, старайтесь чтобы ребенок не контактировал с холодным поверхностями – не касался постоянно ручками стен, металлических деталей кроватки или коляски.

Отдача тепла осуществляется и путем излучения в инфракрасном диапазоне, идущем из глубины тела. Если окружающая среда намного прохладнее тела, излучение осуществляется во внешнюю среду достаточно активно. При повышении температуры среды до температуры тела ребенка (например, в жару) она практически прекращается. А вот если рядом будут холодные стены или окно, потери тепла будут очень сильными, в том числе и в центре тела. Помочь предотвращению подобных потерь может пеленание и одевание малыша, согревание его телом мамы. Кроме того, у новорожденных, особенно недоношенных, потери тепла наибольшие в области головки – он требует одевания шапочки или расположения в кроватке головой от стены.

Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение – они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе. Ребенок рождается влажным, и его температура за счет испарения амниотической жидкости за первые минуты жизни снижается на 1-2 градуса. Это рефлекторно стимулирует первый вдох, но не должно приводить к переохлаждению малыша. Кроме того, за счет активных дыхательных движений с поверхности легких с жидкостью испаряется достаточно много тепла. А вот процесс потоотделения у детей не выражен, поэтому они легче взрослых перегреваются в жару.

Что считать нормой?

Температура детей в период новорожденности колеблется от 36.4 до 37.5°С, но при крике и плаче, беспокойстве может повышаться и до 38 °С и даже выше. В первые дни за счет потерь жидкости и родового стресса может повышаться температура до 38-38.5°С, но это быстро проходит. Чтобы измерить температуру, необходимо пользоваться ртутным или электрическим термометром. Это делается в подмышечной впадине, но сегодня появились еще и ушные термометры, быстрые и точные.

Читайте также:  Температура то есть то нет у ребенка 2 года

Уход за малышом в первые дни

Из-за испарения околоплодной жидкости новорожденный может резко охладиться. Поэтому после рождения его промакивают теплыми стерильными пеленками и кладут на грудь матери, накрывая и надевая шапочку. Если ребенок доношен, нахождение его голым при 25 градусах равносильно нахождению обнаженного взрослого при нулевой температуре. Температура груди матери 36-37°С, что согревает ребенка и позволяет настроиться и запуститься процессам терморегуляции. Со второго-третьего дня жизни терморегуляция ребенка постепенно настраивается, хотя в первые месяцы жизни он все еще быстро перегревается или переохлаждается.

Как создать ребенку климатический комфорт

Теперь, зная все особенности терморегуляции новорожденных малышей, необходимо правильно организовать за ними уход. Прежде всего, необходимо создать оптимальную температуру и влажности в детской – для новорожденных это около 25°С и 60% влажности. На протяжении первого месяца жизни температуру снижают до 23-24°С, а в полгода оптимальной температурой в доме является 20°С, а для сна 18-19 °С.

Такой температурный режим позволит ребенку не переохлаждаться. В то же время не будет и перегревания, если малыша правильно одеть. В домашних условиях при 25°С достаточно пеленания или хлопчатобумажного костюмчика с длинным рукавом и носочков.

Одним из важных моментов в формировании терморегуляции и общего развития малыша является кожный контакт с родителями – на время кормления маме рекомендуется обнажаться и прижимать к себе голенького малыша, прикрыв его тело сверху одеяльцем. Это полезно не только для теплового комфорта ребенка, но и для становления и поддержания лактации, налаживания эмоциональных связей. Во время колик также полезно проводить подобные мероприятия – но тогда в них может участвовать и папа, прижимая крошку к своему теплому животу. Контакт с родительским телом уравновешивает процессы теплопродукции и теплоотдачи – ребенок чувствует комфорт и засыпает.

При купаниях малыша необходимо правильно выбирать температуру воды и воздуха в ванной. Первоначально малыша купают в воде приближенной к температуре тела, а температура в ванне должна быть примерно 25-27 градусов, так как потери тепла осуществляются от непосредственного контакта с водой и потом влажная кожа испаряет сильнее. По мере роста малыша можно снижать температуры воздуха и воды – это закалит малыша и позволит ему лучше адаптироваться к смене погоды.

Замерз или перегрелся?

Если малыш замерз, он бледнеет, появляется синева в области носогубного треугольника, он беспокоен или заторможен. Однако прохладные ножки или ручки не признак замерзания – они всегда ниже температуры тела из-за более активной потливости и особенностей кровообращения и нервной регуляции. Если малыш замерзает, необходимо создать кожный контакт – ваше тело согреет его быстрее и лучше любых пеленок; ведь его теплопродукция еще замедлена, а от вас он получит живое тепло. Только вот случаи переохлаждения бывают редко – родители (а особенно этим грешат бабушки) стараются укутать малыша потеплее и натопить в комнате посильнее, приводя к перегреву.

Если при замерзании ребенок начнет плакать и активно двигаться, при перегревании он редко дает знать об этом вовремя – обычно перегрев замечается родителями уже при сильно выраженном болезненном состоянии. Это повышение температуры до 38-39°С, резкий приступ беспокойства или чрезмерная апатия, красные и резко влажные кожные покровы, отказ от груди. Опасность перегревания в снижении иммунитета и возможности из-за потливости быстрее охладиться (помним о процессе испарения).

Но как же определить, правильно ли одет малыш? это просто – потрогайте тыльную поверхность шеи, она должна быть сухой и теплой. Если же она влажная и горячая, вы перестарались с пеленками или одеждой, а если она сухая и прохладная, значит малышу прохладно.

На прогулках

Гулять полезно любому ребенку, начиная с первых дней жизни. Но, чтобы не навредить малышу, необходимо его правильно одевать и гулять в комфортных условиях. Начинаем выходить на прогулки с момента возвращения из роддома летом и на 10-й день зимой. Температура воздуха для прогулок выбирается от – 10 до + 30 градусов.

Для первых прогулок выбирайте безветренные и не дождливые дни, по мере адаптации со второго-третьего месяца можно гулять практически в любую погоду (кроме града, гололеда и шторма). Постепенно прогулки должны занимать в день не менее 2 часов – по часу утром и вечером.

Если малыш в коляске – следите за тем, чтоб солнце не перегревало воздух внутри нее, лучше выбрать тень или откинуть колпак, дав малышу насладиться солнышком. Если малыш гуляет в коляске и не двигается – на него нужно надевать на один слой больше, чем вы надеваете на себя. Возьмите с собой одеяльце в коляску, если будет ветер – можно слегка прикрыть (но не закутать) малыша.

Читайте также:  У ребенка всегда низкая температура

На прогулке проверить комфортность его одежды также просто – потрогайте его шею. Многие мамы щупают носик, который, также как и ножки с ручками, обычно холоднее тела и не является показателем замерзания.

Поддержание температуры тела для ребенка является одной из важных жизненных задач. От родителей во многом зависит, насколько правильно сформируется и будет функционировать система терморегуляции. Ее, так же как и весь организм, можно тренировать при помощи закаливания; эти процедуры стоит начать с рождения – тогда ребенок будет лучше переносить колебания температур и влажности, меньше болеть.

14.06.2012

Автор: Алена Парецкая, педиатр, консультант

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Источник

Человека, как и всех млекопитающих, отличает постоянство температурного режима: температура его тела не зависит от температуры окружающей среды. Постоянство это достигается путем сложного механизма терморегуляции, который обеспечивает теплообмен между организмом и окружающей средой. 

Как это устроено

Терморегуляция организма человека представляет собой многоступенчатый процесс, контроль над которым осуществляется центральной нервной системой, основным контролирующим звеном является гипоталамус — структура, расположенная в самом центре головного мозга. Гипоталамус принимает информацию от периферических нервных окончаний о температуре тела и посылает команды к различным системам, осуществляющим те или иные процессы, поддерживающие постоянство внутренней температуры. Теплообмен организма с окружающей средой осуществляется за счет двух разнонаправленных механизмов — теплопродукции и теплоотдачи.

Теплопродукция. У новорожденных детей она происходит в основном посредством окислительных процессов в так называемой бурой жировой ткани, которая имеется только в организме плода и новорожденного ребенка. Особенностью этого процесса является то, что он происходит с максимальным образованием тепла при минимальных расходах энергии. На эту функцию жировой ткани оказывают стимулирующее воздействие гормоны щитовидной железы, под действием которых и происходят окислительные процессы в бурой жировой ткани.

Бурый жир начинает образовываться в организме плода начиная с 26-й недели беременности и к моменту завершения ее составляет, по разным источникам, от 3 до 8% от общей массы тела ребенка. Бурый жир — это совершенно уникальная ткань, единственная функция которой состоит в том, чтобы предохранять новорожденного ребенка от переохлаждения. Расположена она в области шеи, между лопатками, за грудиной и вокруг некоторых внутренних органов. Второй по значимости для новорожденного механизм теплопродукции — это мышечное дрожание. При понижении температуры тела происходят непроизвольные мышечные сокращения, которые способствуют усилению окислительных процессов в ткани мышцы, что сопровождается повышением температуры тела. При переохлаждении новорожденные пробуждаются и начинают плакать, это сопровождается повышением двигательной активности, что способствует усилению процессов теплопродукции в мышцах и повышению температуры тела. Но этот механизм по своему значению существенно уступает роли бурой жировой ткани. В этом состоит принципиальное отличие теплопродукции взрослого организма и организма новорожденного ребенка. У взрослых бурый жир отсутствует, и основным механизмом теплопродукции у них являются мышечные сокращения — как произвольные, так и непроизвольные.

Теплоотдача. Осуществление одной лишь теплопродукции не могло бы отвечать требованиям поддержания внутренней температуры тела на постоянном уровне. Необходимо, чтобы между организмом и окружающей средой постоянно осуществлялся теплообмен — для этого существуют механизмы теплоотдачи. К ним относятся потоотделение и регуляция тонуса кровеносных сосудов. При повышении температуры окружающей среды организм человека начинает осуществлять усиленную выработку пота, который, испаряясь с поверхности тела, вызывает его охлаждение. У новорожденных детей количество потовых желез даже выше, чем у взрослых, однако они, в силу незрелости, не справляются с возложенными на них задачами: потоотделение у новорожденных очень незначительно. Второй важный момент регуляции теплоотдачи — изменение тонуса сосудов в зависимости от температуры окружающей среды или температуры тела. При ее повышении происходит расширение сосудов кожи, за счет чего теплоотдача усиливается. При понижении температуры тела или воздуха тонус сосудов повышается, что вызывает сужение сосудов и уменьшение отдачи тепла. Но и в этом механизме присутствуют важные отличия между организмом взрослого человека и новорожденного младенца: у взрослых достаточно хорошо развита подкожная жировая клетчатка, у новорожденных же она, как правило, развита недостаточно. Поэтому даже при сужении сосудов кожи потери тепла у них могут продолжаться.

Таким образом, к особенностям терморегуляции новорожденного ребенка можно отнести: склонность к перегреванию вследствие ограниченного потоотделения, склонность к переохлаждению из-за недостаточного развития подкожного жирового слоя, незрелость  механизмов терморегуляции. 

Кроме того, в организме новорожденного значительно выше содержание воды по сравнению с содержанием ее в организме взрослого. Кожа новорожденного имеет очень тонкий слой эпидермиса, поэтому потери тепла обнаженного ребенка путем испарения влаги с поверхности кожи могут быть значительны. 

В норме температура тела новорожденного ребенка составляет от 36,4° до 37,2°С. Измерять температуру лучше всего в подмышечной впадине. Для этой цели можно использовать как ртутные, так и электронные термометры. Распространенный прежде метод термометрии в прямой кишке не имеет преимуществ перед термометрией в подмышечной впадине: во-первых, можно травмировать слизистую прямой кишки, во-вторых, это вызывает рефлекторную реакцию (замедление частоты сердечных сокращений, спазм кровеносных сосудов). Кроме того, температура в прямой кишке всегда на 0,5 °С выше, чем температура кожи.

Читайте также:  У ребенка все тело в красных пятнах и температура и во рту такие же пятна

Первые минуты жизни

До момента рождения плод пребывает в условиях постоянства температурной среды: температура в матке поддерживается на уровне 38°С на протяжении всего периода внутриутробного развития. Поэтому механизмы терморегуляции остаются не задействованными. После рождения ребенок попадает в среду, температура которой резко отличается от той, к которой он привык. Кроме того, ребенок рождается с влажными кожными покровами. Испарение влаги с поверхности кожи вызывает быстрое и значительное охлаждение. Именно поэтому только что родившихся детей первым делом насухо вытирают и помещают под источник тепла.

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно…Терморегуляция новорожденного

Учитывая все названные особенности терморегуляции, следует оптимальным образом организовывать уход за новорожденным.

Помня о том, что ребенка так же легко можно перегреть, как и переохладить, необходимо поддерживать оптимальную температуру воздуха в помещении, в котором находится новорожденный. Температурный режим в помещении во многом зависит от возраста ребенка. В периоде ранней новорожденности температура воздуха должна составлять около 25°С. На первом месяце жизни ребенка оптимальной для него температурой становится 24°С, для детей старше 1 месяца — 23°С. Такой температурный режим является наиболее комфортным для малышей, он предотвращает как перегревание, так и переохлаждение. Однако немаловажное значение имеет то, как одет ребенок. Если малыш, пребывая в комнате, температура воздуха в которой 24 °С, одновременно одет в пару распашонок, закутан в теплую пеленку и одеяльце, то он может перегреться.

Основными признаками перегревания являются беспокойство, отказ от груди, громкий крик, покраснение кожи. При перегревании температура тела ребенка может повышаться до 38—39°С. В этом случае ребенка необходимо раздеть до тонкой распашонки, напоить водой (30 мл кипяченой воды комнатной температуры), успокоить и через 10—15 минут измерить температуру вновь. При сохранении симптомов необходимо показать ребенка педиатру.

При переохлаждении отмечается бледность кожных покровов, синюшное окрашивание носогубного треугольника,  вялость или беспокойство малыша. Прохладные на ощупь стопы и ладони ребенка не являются безусловным признаком переохлаждения: может возникать субъективное ощущение их пониженной температуры, так как, с одной стороны, они существенно прохладнее остального тела ребенка, а с другой — могут в большей степени потеть и, соответственно, остывать.

Если ребенок замерз, переохладился, его надо согреть, приложить к груди, обеспечить тесный контакт с матерью. Однако случаи переохлаждения новорожденных детей встречаются гораздо реже, чем случаи перегревания: родители в большинстве своем стремятся одевать ребенка как можно теплее и поддерживают излишне высокую температуру воздуха в детской комнате.

Одним из важнейших моментов организации ухода за малышом на первом году его жизни являются прогулки на свежем воздухе. Начинать выходить с ребенком на улицу надо с 10 дней его жизни. В первый раз следует гулять 10—15 минут и выбирать для этого погожие безветренные дни. Зимой можно –        начинать гулять, если темпера тура воздуха не ниже — 10°С. Во второй день продолжительность прогулки можно удвоить и постепенно довести ее до 2 часов. Нежелательно выходить на прогулку в дни, когда высока влажность, идет дождь. Но эти ограничения касаются только первого месяца жизни ребенка — с малышом постарше можно гулять в любую погоду.

Чем дольше ребенок будет находиться на свежем воздухе летом, тем лучше. Но и тут существуют некоторые правила: не следует гулять с ребенком на открытом солнце, предпочитая тенистые места. Существует опасность перегревания малыша, если он находится в коляске: в закрытом пространстве ее значительно ограничена циркуляция воздуха, и температура в коляске может быть на несколько градусов выше, чем снаружи. Поэтому нельзя надолго оставлять коляску с малышом на открытом солнце. Вполне допустимы и полезны дозированные солнечные ванны на протяжении всей прогулки, но проводить их надо в кружевной тени и не в самое жаркое время дня.

Терморегуляция ребенка является одной из важнейших составляющих постоянства внутренней среды организма. Являясь незрелой к моменту рождения, постепенно она совершенствуется. Но для того, чтобы это взросление проходило успешно, необходимо тренировать все механизмы терморегуляции. Соблюдая рекомендации по уходу за ребенком, по организации температурного режима в помещении, достаточно времени проводя с ним на свежем воздухе, вы «настраиваете» этот сложный механизм, помогая малышу сопротивляться болезням, расти крепким и здоровым.

Как одеть малыша на прогулку?

Весной и осенью, одевая ребенка на прогулку, ориентируйтесь на свои ощущения — одевайте малыша так, как кажется комфортным лично вам. Гуляя продолжительное время, проверяйте, не слишком ли тепло вы одели малыша: если у ребенка влажная шея и затылок, значит ему жарко.

Беспокоясь о том, не слишком ли прохладно вы одели ребенка, не следует ориентироваться на температуру его носика. На прогулке он всегда на ощупь гораздо холоднее, чем остальное тело. Информативнее попробовать на ощупь ладони малыша: если они прохладные, лучше укутать ребенка теплее.

Источник