Обучение двигательным навыкам.


Бытует представление, что среди других органов у новорожденного наименее развит мозг. Однако, это не так. Достаточно отметить, что общий вес тела увеличивается в течение жизни в 20 раз, а мозга – всего в 2,5-3 раза. Мозг готов к жизни после рождения, и не только к существованию, мозг дает человеку практически неисчерпаемые возможности для познания. В нем заложены огромные резервы, которые нередко так и не востребуются в течение жизни. Как их задействовать? Как достичь высокой организации своего сознания?

Но трехмесячному ребенку еще далеко до этих проблем. Впереди у него – детство – самый насыщенный период жизни, до предела заполненный новыми событиями и впечатлениями, постоянным обучением, совершенствованием и ростом. Еще предстоит этому малышу научиться сидеть, затем вставать на ноги, затем пройти первый шаг, сказать первое слово, обучиться чтению и письму, а самое главное – научиться понимать окружающих людей. Все движения человека автоматизированы, но эти двигательные автоматизмы не даются от рождения. Всем известно, как постепенно овладевает ребенок навыками целенаправленных движений, как неловко вначале берет игрушку в руку, как труден первый шаг, первое слово и фраза.

Чем отличаются эти еще несовершенные движения от двигательных автоматизмов взрослого? И чем в принципе одно движение отличается от другого? А отличие этих движений не в составе участвующих мышц, а в последовательности, силе и длительности, с которыми они сокращаются. Эти три показателя и определяют качественную характеристику любого движения, его отличие от других. 


Обучение двигательным навыкам – это и есть выработка автоматизмов. Путь обучения всегда двухэтапный. Вначале, на первом этапе, движение выполняется с избыточным вовлечением дополнительной мускулатуры, с избыточной силой и длительностью сокращения мышц. Вспомним, сколько ненужных лишних движений совершает ребенок, впервые вставший на коньки и едва передвигающийся на них. А движения конькобежца-скорохода чрезвычайно скупы и, кажется, сведены лишь к перестановке ног.

Второй этап обучения – выбор из избыточного множества усиленно работающих мышц минимума необходимых, но обеспечивающих оптимальный эффект, при минимальной необходимой силе и длительности их сокращения. И если первый этап практически одинаков у всех обучающихся, то второй почти всегда индивидуален, поскольку « отбирается» тот вариант движения, который наиболее подходит данному конкретному организму и более всего соответствует тем условиям, в которых ему приходится развиваться. Второй этап завершается «отсечением» всего лишнего и «высвобождением» совершенного по исполнению автоматизированного двигательного акта с двумя полярными, но характерными чертами – скупой экономичностью и эффективностью. По сути второй этап – отрицание первого, критическая переработка его.
Однако, было бы неправильным представлять переход от внутри утробного периода развития к поснатальному (то есть после родовому) как простой скачок вверх к совершенству, и пренебрежительно рассматривать итоги развития плода в утробе матери.

Развитие организма в целом и нервной системы в частности вообще протекает неравномерно, скачками, с чередованием периодов относительной стабилизации, покоя с периодами интенсивной перестройки – « критическими периодами развития». Перестройка протекает не только с положительными сдвигами в организме; задача приобретения новых навыков невыполнимых без отказа от некоторых « старых».

Кроме того, каждый критических период как бы « посвящен» развитию некой первоочередной приоритетной функции, при этом не только происходит отказ от « старых» навыков, но целый ряд функций делают своеобразный « шаг назад», уступая дорогу приоритетной функции и благоприятствуя ее становлению. Например, развитие речи в полтора- два года всегда сопровождается появлением некоторой дискоординации движений, двигательной неловкости, которая вскоре проходит. Речь – приоритетная функция для ребенка в этом возрасте, ее развитие требует всех ресурсов организма и нервной системы прежде всего, в результате может проявиться временная слабость других функций. Тоже явление мы видим у детей в период гормональной перестройки в двенадцать – пятнадцать лет, когда интенсивный рост и половое созревание ребенка сопровождается появлением неуклюжести движений, неуверенности в себе и другое.

И прохождение всех этапов развития, является для нас взрослых временем переосмысления и узнавания чего-то нового. И поэтому столь привлекательны для нас, взрослых, движения, мимика малышей, первые звуки и слова, которые они издают. В своей относительной «бедности» автоматизмами маленький малыш бесконечно разнообразен отсутствием заученности в движениях, которые всякий раз новые, всякий раз- это творчество и неожиданный результат.
Поэтому, милые родители, будьте всегда внимательны к потребностям своего ребенка и будьте готовы прийти ему на помощь в тех случаях когда она ему действительно потребуется.

 



Новости

АКЦИЯ по проведению УЗИ детям, поступающим в школы. Стоимость полного обследования 2600 рублей. Предварительная запись обязательна.


Комплексное обследование детей с консультативным приемом глав. врача Мандрыкиной О.М.

Далее »

Уважаемые клиенты, в связи с жалобами на неправомерные действия врачей по оказанию услуг вне сети клиник «Мой Малыш», сообщаем Вам, что наша лицензия не предусматривает оказание услуг по выезду врачей на дом. Любые услуги, оказанные вне нашей клиники, являются ответственность Вас и доктора. И мы не несем ответственности за эти диагнозы и тем более за лечение.


Узи головного мозга в подарок!!! Консультация невролога Васильцовой Д.В. + нейросонограмма всего за 1500 рублей!!!

Уважаемые родители, рады сообщить, что с 7 апреля мы начали вакцинировать детей


Запись к Мандрыкиной О.М. состоится 30 сентября с 8.00 до 9.00 часов на октябрь, ноябрь и декабрь месяцы.

Далее »