Обучение двигательным навыкам.


Бытует представление, что среди других органов у новорожденного наименее развит мозг. Однако, это не так. Достаточно отметить, что общий вес тела увеличивается в течение жизни в 20 раз, а мозга – всего в 2,5-3 раза. Мозг готов к жизни после рождения, и не только к существованию, мозг дает человеку практически неисчерпаемые возможности для познания. В нем заложены огромные резервы, которые нередко так и не востребуются в течение жизни. Как их задействовать? Как достичь высокой организации своего сознания?

Но трехмесячному ребенку еще далеко до этих проблем. Впереди у него – детство – самый насыщенный период жизни, до предела заполненный новыми событиями и впечатлениями, постоянным обучением, совершенствованием и ростом. Еще предстоит этому малышу научиться сидеть, затем вставать на ноги, затем пройти первый шаг, сказать первое слово, обучиться чтению и письму, а самое главное – научиться понимать окружающих людей. Все движения человека автоматизированы, но эти двигательные автоматизмы не даются от рождения. Всем известно, как постепенно овладевает ребенок навыками целенаправленных движений, как неловко вначале берет игрушку в руку, как труден первый шаг, первое слово и фраза.

Чем отличаются эти еще несовершенные движения от двигательных автоматизмов взрослого? И чем в принципе одно движение отличается от другого? А отличие этих движений не в составе участвующих мышц, а в последовательности, силе и длительности, с которыми они сокращаются. Эти три показателя и определяют качественную характеристику любого движения, его отличие от других. 


Обучение двигательным навыкам – это и есть выработка автоматизмов. Путь обучения всегда двухэтапный. Вначале, на первом этапе, движение выполняется с избыточным вовлечением дополнительной мускулатуры, с избыточной силой и длительностью сокращения мышц. Вспомним, сколько ненужных лишних движений совершает ребенок, впервые вставший на коньки и едва передвигающийся на них. А движения конькобежца-скорохода чрезвычайно скупы и, кажется, сведены лишь к перестановке ног.

Второй этап обучения – выбор из избыточного множества усиленно работающих мышц минимума необходимых, но обеспечивающих оптимальный эффект, при минимальной необходимой силе и длительности их сокращения. И если первый этап практически одинаков у всех обучающихся, то второй почти всегда индивидуален, поскольку « отбирается» тот вариант движения, который наиболее подходит данному конкретному организму и более всего соответствует тем условиям, в которых ему приходится развиваться. Второй этап завершается «отсечением» всего лишнего и «высвобождением» совершенного по исполнению автоматизированного двигательного акта с двумя полярными, но характерными чертами – скупой экономичностью и эффективностью. По сути второй этап – отрицание первого, критическая переработка его.
Однако, было бы неправильным представлять переход от внутри утробного периода развития к поснатальному (то есть после родовому) как простой скачок вверх к совершенству, и пренебрежительно рассматривать итоги развития плода в утробе матери.

Развитие организма в целом и нервной системы в частности вообще протекает неравномерно, скачками, с чередованием периодов относительной стабилизации, покоя с периодами интенсивной перестройки – « критическими периодами развития». Перестройка протекает не только с положительными сдвигами в организме; задача приобретения новых навыков невыполнимых без отказа от некоторых « старых».

Кроме того, каждый критических период как бы « посвящен» развитию некой первоочередной приоритетной функции, при этом не только происходит отказ от « старых» навыков, но целый ряд функций делают своеобразный « шаг назад», уступая дорогу приоритетной функции и благоприятствуя ее становлению. Например, развитие речи в полтора- два года всегда сопровождается появлением некоторой дискоординации движений, двигательной неловкости, которая вскоре проходит. Речь – приоритетная функция для ребенка в этом возрасте, ее развитие требует всех ресурсов организма и нервной системы прежде всего, в результате может проявиться временная слабость других функций. Тоже явление мы видим у детей в период гормональной перестройки в двенадцать – пятнадцать лет, когда интенсивный рост и половое созревание ребенка сопровождается появлением неуклюжести движений, неуверенности в себе и другое.

И прохождение всех этапов развития, является для нас взрослых временем переосмысления и узнавания чего-то нового. И поэтому столь привлекательны для нас, взрослых, движения, мимика малышей, первые звуки и слова, которые они издают. В своей относительной «бедности» автоматизмами маленький малыш бесконечно разнообразен отсутствием заученности в движениях, которые всякий раз новые, всякий раз- это творчество и неожиданный результат.
Поэтому, милые родители, будьте всегда внимательны к потребностям своего ребенка и будьте готовы прийти ему на помощь в тех случаях когда она ему действительно потребуется.

 



Новости

АКЦИЯ по проведению УЗИ детям, поступающим в школы. Стоимость полного обследования 1800 рублей. Предварительная запись обязательна.


Комплексное обследование детей с консультативным приемом глав. врача Мандрыкиной О.М. Далее

Летняя акция! Консультативный приём ортопеда, педиатра и невролога по цене 690 рублей!!! подробности по телефону: 222-32-64


Узи головного мозга в подарок!!! Консультация невролога Васильцовой Д.В. + нейросонограмма всего за 1500 рублей!!!

В нашей клинике на Портовой ведёт приём ортопед-травматолог-хирург ЗАКУРКА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА. Опыт работы 10 лет. Стоимость приёма 1000 рублей.


Запись к Мандрыкиной О.М. состоится 22 сентября с 8.00 часов на октябрь и ноябрь месяцы. Далее